Надгосударственный феодализм?..

Аристарх Басаргин
                Россия - это несанкционированное Западом «образование»,    
                мешающее абсолютной гегемонии романо-германской модели 
                мира, - всегда, насколько позволяет судить историческая 
                память, представлялась ими или «русским паровым катком», 
                разрушающим «европейский дом», так усердно обустраиваемый,    
                или - оскалившимся медведем, грозящим разорвать в клочья 
                «узаконенный» мировой порядок.               
        ~~~~~~~~~
        Вторая половина XIX века, очередной период революционного ненастья в Европе (1848-49), отмечается усилением демократических и социалистических ветров; востребовано, словно грибы после непогоды, появляются теоретики революционного демократизма, материализма и коммунизма... Среди бесчисленных идеологов реформирования общественного устройства возникает самая значимая фигура для всего последующего мироустройства - Карл Маркс (Marx) – редактор скромной «Рейнской газеты» (с 1842) с нескромными притязаниями. В 1843 он переезжает в Париж, где знакомится с представителями местного социалистического и демократического движения: здесь в 1844 начинается его дружба с Фридрихом Энгельсом, сыном немецкого фабриканта. Совместно с другом и единомышленником Маркс создаёт первую международную коммунистическую организацию «Союз коммунистов» (1847-52) и пишет программу - «Манифест Коммунистической партии». После того, как «Союз» прекратил существование в результате инспирированного прусским правительством Кельнского процесса коммунистов, Маркс занимается организацией Первого Интернационала (первой массовой международной организации пролетариата), просуществовавшего с 1864 по 1876 год, и становится его лидером. И вот в 1867 выходит в свет эпохальная книга, предопределившая радикальное изменение социально-политического климата в Европе, и не только - она повлияла на всё мировом устройство. Мировая история получает «Капитал», главный труд Карла Маркса - «Священное писание для мятежных умов, профессиональных мечтателей и непримиримых борцов с действительностью».
В нём давался анализ развития капитализма и его исторических пределов, автор выдвинул положение о скорости и неизбежности гибели всей существующей на Западе общественно-экономической формации. В качестве высшей стадии капитализма был выделен этап Империализма, характеризующийся господством крупных монополий, борьбой между капиталистическими странами за источники сырья и рынки сбыта, за чужие территории.
В марксистской концепции исторического процесса на смену ему должна была прийти новая общественно-экономическая формация, проходящая в своем развитии две ступени (или фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.
Но переход по убеждению Маркса должен быть осуществлён не в процессе поэтапного и «добровольного самореформирования» общественного устройства, а в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.
Идеи Маркса оказали настолько значительное влияние на развитие социальной мысли, что их роль в историческом процессе трудно переоценить. Теория научного социализма, разработанная Марксом и Энгельсом, получила реальное воплощение: социализм в действительности пришёл на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата!

     «Призрак коммунизма», растерянно побродив с полсотни лет по взъерошенной, сходящей с ума Европе, наконец-то остановил свой прозорливый взгляд на востоке – на границах Российской империи, выжидая удобного момента… и не ошибся в выборе места и времени для инициирования «величайшего социального эксперимента»!
    После Октябрьской революции 1917, провозгласившей своей целью воплощение на практике идей научного социализма, Социализм развивался в двух направлениях, на которые раскололось международное социалистическое движение - в коммунистическом и в социал-демократическом.
В социал-демократическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма, опиравшаяся на идеи Э.Бернштейна.
Так или иначе, идеи социализма получили практическое воплощение во многих странах мира и на протяжении XX века влияли на все мировые процессы… И в XXI веке они по-прежнему сохраняют привлекательность.
После отказа СССР (в 1991) от своей исторической миссии и последовавшего за этим распада мощного социалистического лагеря, «осколки» его лишились поддержки, оказавшись в окружении враждебной идеологии. Обострились негативные явления в общественной жизни стран - адептов социалистического пути развития, резко нарастали экономические трудности.
В некоторых из них, в условиях политической и экономической блокады (фактически, в условиях состояния войны), вынужденно происходило ужесточение однопартийного режима, мобилизация населения на противостояние внешнему врагу: таковы - Куба и Корейская Народно-Демократическая Республика («социализм корейского типа»).
Какие-то из стран вошли в фарватер «обновлённого социалистического пути развития» и, не отказываясь от руководящей роли коммунистической партии, взяли курс на постепенное разгосударствление собственности, создание рыночной экономики и привлечение иностранных инвестиций (как Социалистическая Республика Вьетнам).

Когда-то Наполеон сказал: «Китай? Да это спящий гигант! Пусть спит! Потому что, когда он проснётся, он потрясёт мир».
И вот, Китай XXI века – уже проснувшийся гигант. Это крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика, оставаясь под руководством Коммунистической партии Китая, превращается в мощнейшую индустриальную державу мира.
После отказа от копирования основ советской модели социализма с начала 1990-х КПК реформировала основы хозяйственной деятельности, объявив о переходе к «социалистическому рыночному хозяйству».
Экономика страны, даже в отсутствии такого источника процветания, как «печатный станок для мировой резервной валюты» (в отличие от США), вышла на второе, а по некоторым расчётам – на первое место в мире! Китай фактически превращается в высокоразвитую капиталистическую экономику, и, оказывается, что руководящая роль партии, продолжающей именовать себя Коммунистической, и однопартийная система – не являются помехой для успешного развития экономики, торговли и интеграции в общемировую колониально-финансовую систему.
Но, почему-то, чем многочисленней становятся китайцы, тем опаснее для мира становятся американцы!

      Изрытая выбоинами «дорога человеческого бытия», вильнув на мгновение в сторону – к светлой прогалине, опять углубилась в привычный бурелом… Предыдущий участок пути, именуемый «эпохой капитализма» слегка изменился в антураже - ухабистая дорога стала обстраиваться разноцветными фонариками… Названия очередной общественно-экономической формации принято политкорректно избегать - марксистское определение «империализма» ныне расценивается как ругательство; заявлять о том, что страна, сбросив оковы тоталитаризма, встала на «путь империалистического развития» - не придёт в голову ни одному самому креативному политику. Упитанные парламентарии пространно рассуждают о вступлении на некий путь демократизации общества… в крайнем случае, заявляется о вступлении в эпоху «постиндустриального общества».

После развала сообщества стран приверженных социалистической идеологии – дети тех, кто еще вчера ценой жизни отстаивал вполне ясные для них цели, с изумительной готовностью свернули с трассы, чтобы прильнули к залитым неоном витринам «западного супермаркета». Закладываемый родителями потенциал социальной справедливости и порядочности разрядился при первом же столкновении детей с чужими прилавками. Уже не удивляет, что «не изменившее природе своей человеческой» новое поколение выразило готовность к проживанию в условиях социального расслоения за красочно упакованные коврижки, нашпигованные химреактивами «европейского пищепрома».
Пришлось признать, что тяжело конкурировать с «бандитом», привычно грабящим окружающих, и при этом ещё -  пытаться помогать тем, кого он грабит: ведь дом первого всегда будем привлекать изобилием, демонстрирующим то, что владелец дома находится на единственно верном пути повышения личного благосостояния!

После того, как Всевышний изгнал бедняг из рая, и веками, поучая и наказывая, безуспешно боролся с несовершенными созданиями, пытался оградить от пороков и вдохнуть в них душу … - глиняная оболочка неизменно брала верх! Потомков Каина и Хама, одержимых низменными страстями и ежеминутными выгодами, можно принудить к показной благопристойности, но они с азартом ныряют в бесстыдство, как только выпадает из поля зрения учителя.
«Религия коммунистической морали» не сумела заменить христианской, также не обладавшей в глазах отпрысков Каина достаточно убедительной силой! Идеологии, проповедовавшей совершенствование личности, призывавшей человека к справедливости и совестливости, очевидно не хватило «пряников» в таком привычно-порочном мире генетической обывательщины!

А что же происходило за шлагбаумом «капиталистического военного лагеря»?..
После Второй мировой войны, с появлением и распространением ядерного оружия и с разделением мира на два идеологически непримиримых бивуака, западный претерпел неузнаваемые метаморфозы - классический империализм (изображавшийся карикатуристами в виде «дядюшки Сэма в цилиндре») приказал долго жить.
Возникла ситуация, в которой «верхи» - отдельные могущественные страны, были уже не в состоянии заниматься хаотичным переделом рынков сбыта и сырьевых ресурсов. Мнение «низов», нежелающих жить по-старому, пришлось в какой-то мере учитывать… но только в пределах собственного «евроатлантического» феода.
Миру вооруженных до зубов банд, называемых «военно-политическими коалициями» европейских держав, пришлось отказываться от прежних рейдерских методов.
По всей «западной малине» пришло время для «местных авторитетов в законе английского права» садится за стол переговоров и «перетирать» дальнейший передел рынков и ресурсов.

Но ни почётное звание «либеральной демократии», ни туманное, метафизическое определение «постиндустриального общества» не вправе претендовать на название общественно-экономической формации, как структуры общества, определяемой способом производства.
Карл Маркс установил понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений: в основе каждой формации лежит определенный способ производства, производственные отношения и образуют ее сущность.

До тех пор, пока искушённые политологи не изобрели достойного определения новому «способу производства», осмеюсь предложить своё определение… - современное мироустройство, что пришло на смену последней, довоенной стадии капитализма (классическому «империализму»), я назвал бы «надгосударственным феодализмом»!
В очередной модификации его (по аналогии со старой недоброй Европой времён средневековья) сохраняются, но уже на глобальном, межгосударственном уровне, отношения вассала и сеньора, подданного и сюзерена.  Имеет место подчёркнутое господство «стран-дворян», с наследственной «абсолютной монархией» во главе - в образе наднационального капитала.
Здесь всё так же существуют: абсолютная власть, привилегированное положение аристократического сословия, и находящиеся в полной зависимости вилланы или сервы. 
Роль привилегированного аристократического сословия в новой социально-экономической формации играют бывшие страны-колонизаторы. Эти «аристократы», обслуживающие свои потребности за счёт всех ресурсов глобальной системы, напоминают военно-дворянское сословие эпохи феодализма.

В ленные территории (от нем. Lehn, владения, предоставляемые вассалу на условиях повинности) превращена большая часть мира, представленная странами-сателлитами, формально независимыми, «освободившимися от векового ига колониализма», но по существу – малоспособными к принятию самостоятельных решений в интересах национальной политики.
Это - вилланы, формально свободные, но зависимые от феодала - фактического собственника их недвижимости – всё та же опробованная веками форма крепостничества.

Так же, как и прежде, практикуются совместные «крестовые походы» западного «рыцарства»: только совершаются они уже не во имя освобождения «гроба Господня», а во спасение новой «святыни Запада» - попранных «либеральных ценностей», попранных кем-либо «неправоверным», выпадающим из лона новой «веры»!  И в руках «крестоносцев» - уже не мечи и секиры…
И вновь пылают «костры инквизиции», сжигающие «еретиков» - нелиберальные режимы вместе с их заблудшим народом…

В обновлённой феодальной модели мира пресловутая «демократия» - это отнюдь не устройство общества, она выступает исключительно как процедура – порядок проведения «свободных выборов»: цена этой свободы выбора знакома – не имея соответствующего классового статуса и буллы, свидетельствующей о твоём соответствии «истиной вере», невозможно превратиться в одного из премьеров политического театра – марионетку, называемую «главой демократического государства».
Спросите, кто выдаёт эти буллы, подменяя собой роль главы «трансатлантической религии» XXI века, заперев главу католицизма в стенах Ватиканского музея? – Имеет ли значение разбираться, каковы подлинные имена владельцев англосаксонских банков, сырьевых ресурсов и военно-промышленного комплекса…
А чтобы система оставалась жизнеспособной, и приходится властям выращивать электорат из недалёких и малообразованных потребителей.

Таков жесткий исторический ответ основоположнику марксизма, размышлявшему о победе социализма, неизбежно вырастающего из капиталистического строя.
Социальный строй, в котором основой производственных отношений являлась общественная собственность на средства производства и провозглашались принципы социальной справедливости, свободы и равенства, продержался немногим более 70 лет. Он оказался не в силах окончательно утвердить, казалось бы, очевидную парадигму социальной справедливости!
Может быть, смена социологических парадигм, концептуальных схем развития и функционирования общества и формирует социальный революционный процесс, лежит в основе жизнедеятельности всего организма, называемого «человечеством»?

В тексте я уже упомянул Эдуарда Бернштейна (Bernstein, 1850-1932), одного из лидеров германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолога реформизма.
Уже в конце XIX века, ссылаясь на собственное исследование тенденций общественного развития, он выступил с критикой теоретических основ марксизма как устаревших.
Бернштейн отвергал научное обоснование социализма, считая его этическим идеалом, опровергал учение о неизбежности краха капитализма, и выдвинул программу реформ в капиталистическом обществе - «Конечная цель - ничто, движение – все»!

       «Я не проповедую коммунизма, кузина, будьте покойны» (Гончаров)…
Мы, всего одно послевоенное поколение, оказались свидетелями превращения «хищного оскала капитализма» в «елейную улыбку либеральной демократии».
Но…что ждёт нас далее в стремительно меняющемся мире, что за «постиндустриальное общество» век пролетающий всем нам готовит?

;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;