Пророчество братьев Стругацких

Рамиль Газизов
Действие в фантастической повести «Понедельник начинается в субботу»(Сказке для научных сотрудников младшего возраста) происходит в стенах удивительного Научно-Исследовательского Института Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО). Там происходят удивительнейшие вещи, совершенно невозможные в рамках материалистического описания мира. Внутри институт больше, чем снаружи, причем внутри он имеет вообще бесконечные размеры. Коллектив института представлен двумя полярными типами сотрудников, первые — те, для кого наука это всего лишь способ получения  материальных благ и удовлетворения тщеславия, т.е. «эгоисты», вторые — для кого наука это путь поиска Истины, смысла жизни и человеческого счастья, назовем их «искателями». Так как это Институт Чародейства и Волшебства, то слово наука здесь используется в полном, а не урезанном виде, т. е. включающем в процесс познания эзотерический или духовный аспект реальности. Про «искателей Истины» в повести сказано так.

Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.

Воплощение крайней формы эгоизма - профессор Выбегалло, прохиндей, карьерист и демагог. Представители  младшего поколения «искателей Истины» - Роман Ойра-Ойра, Витька Корнеев, Эдик Амперян, Володя Почкин. Профессор Выбегалло занимается выведением  в автоклаве искусственного человека-кадавра, идеального полностью удовлетворенного потребителя. Сама фамилия Выбегалло явно отсылает через вторую часть фамилии «галл-о» к образу Франкенштейна, создателя искусственного человека, который в результате оказался монстром. Об этом говорит и привычка Выбегалло говорить на смеси «французского с нижегородским» и употреблять к месту и не к месту французские слова, обороты и цитаты. И не важно, какой именно смысл вкладывали авторы в фамилию Выбегалло. По факту получилось именно так. Нам только кажется, что это мы пишем, в значительной степени нами пишут, мы считываем информацию из окружающего пространства и происходит это при творчестве в обход сознания, когда мы находимся в потоке рождающихся образов, слов и музыки, когда происходит «вдохновение», как «вдох нового». Это относится и к дальнейшим расшифровкам второго смыслового ряда произведения.
Лично у меня фамилия Выбегалло вызывает ассоциации с выхолощенностью, т.к. его деятельность лишена живого содержания и творческой силы, что совпадает с определением этого слова согласно словарю Ушакова. «Научная ценность всех его кадавров была, очевидно, равна нулю» - сказано о нем в повести. При таком взгляде на эту фигуру его фамилия  может быть прочитана и как «Высшее Без Горнего(духовного) — это ноль (русская руна АЛ это НОЛЬ) Лишенный О(Тора, т.е. Бога)».
Все описываемые в первой половине книги чудеса и курьезы служат главной цели — удержать интерес читателя, повысить градус интриги и подвести его к кульминации, а стало быть и к главным посланиям повести, которых два — спасение мира от суперэго третьего кадавра и раскрытие тайны двуликого Януса, директора института.
Директор института Яков Полуэктович Невструев был един в двух лицах, первый Янус или А-Янус был хорошим администратором и двигался из прошлого в будущее, другой Янус или У-Янус был выдающимся ученым и двигался из будущего в прошлое, причем двигался не непрерывно задом наперед, как в фильмах пущенных в обратную сторону, а скачками, т. е. проживал сутки, как и все обычные люди, а ровно в полночь переносился на 24 часа 00 минут предыдущих суток, чтобы прожить уже предыдущие сутки из прошлого в будущее. Т.е. У-Янус был контрамотом(контра — против, мот от слова motion-движение) и двигался против хода времени.
Перед вылуплением из автоклава третьего суперкадавра, У-Янус распорядился перенести испытания на полигон за городом и заранее поблагодарил Романа Петровича Ойру-Ойру за его находчивость и мужество(так как ему ведомо будущее). Курсивом далее текст книги.

Я и простым глазом видел, как отвинтилась крышка автоклава и беззвучно упала в снег. Из автоклава ударила длинная, до самых звезд, струя пара.
– Даю пояснение для прессы… – начал было Выбегалло, но тут раздался страшный рев.
Земля поплыла и зашевелилась. Взвилась огромная снежная туча. Все повалились друг на друга, и меня тоже опрокинуло и покатило. Рев все усиливался, и, когда я с трудом, цепляясь за гусеницы грузовика, поднялся на ноги, я увидел, как жутко, гигантской чашей в мертвом свете луны ползет, заворачиваясь вовнутрь, край горизонта, как угрожающе раскачиваются бронещиты, как бегут врассыпную, падают и снова вскакивают вывалянные в снегу зрители. Я увидел, как Федор Симеонович и Кристобаль Хунта[магистры старшего поколения — Р.Г.], накрытые радужными колпаками защитного поля, пятятся под натиском урагана, как они, подняв руки, силятся растянуть защиту на всех остальных, но вихрь рвет защиту в клочья, и эти клочья несутся над равниной, подобно огромным мыльным пузырям, и лопаются в звездном небе. Я увидел поднявшего воротник Януса Полуэктовича, который стоял, повернувшись спиной к ветру, прочно упершись тростью в обнажившуюся землю, и смотрел на часы. А там, где был автоклав, крутилось освещенное изнутри красным, тугое облако пара, и горизонт стремительно загибался все круче и круче, и казалось, что все мы находимся на дне колоссального кувшина. А потом совсем рядом с эпицентром этого космического безобразия появился вдруг Роман в своем зеленом пальто, рвущемся с плеч. Он широко размахнулся, швырнул в ревущий пар что-то большое, блеснувшее бутылочным стеклом, и сейчас же упал ничком, закрыв голову руками. Из облака вынырнула безобразная, искаженная бешенством физиономия джинна, глаза его крутились от ярости. Разевая пасть в беззвучном хохоте, он взмахнул просторными волосатыми ушами, пахнуло гарью, над метелью взметнулись призрачные стены великолепного дворца, затряслись и опали, а джинн, превратившись в длинный язык оранжевого пламени, исчез в небе. Несколько секунд было тихо. Затем горизонт с тяжелым грохотом осел. Меня подбросило высоко вверх, и, придя в себя, я обнаружил, что сижу, упираясь руками в землю, неподалеку от грузовика.
Снег пропал. Все поле вокруг было черным. Там, где минуту назад стоял автоклав, зияла большая воронка. Из нее поднимался белый дымок и пахло паленым.

Что же общего в данном фрагменте с целями и содержанием данной книги? Во-первых, речь идет об одном и том же явлении, всепожирающем эгоизме и о возможности победы над ним. Приглядимся внимательнее, кто и чем одерживает над ним победу. Победа над супер-Эго достигается вбрасыванием запечатанного прежде в бутылке джинна, т.е. духа, ибо «джинн» по арабски означает «дух». И кто же вбрасывает этот дух, т.е. совокупность идей, обладающую свойством обмена информацией, которые и составляют этот могущественного духа? Роман Ойра-Ора. В его имени читается с одной стороны «Книга», а с другой, как «Российский человек = Ро + ман», так и «Российский разум = Ро + манас». И Роман этот является сыном Петра, т.е. в его происхождении присутствует свойство крепости «камня». А крепость «камня» в свою очередь берется из его фамилии, т.е. он из рода Ойра-Ойра. Если расписать эту фамилию подробно, то получим «О, интервал, РА + О, интервал, РА», что означает цепь преемственности на уровне цепи творения воплощенных форм  Абсолют->Солнце +Абсолют->Человек.  На уровне духовном, т.е. информации и меры эта цепь преемственности выглядит, как Бог->Альва Солнца + Бог->Альва(Душа) Человека.
Чтобы понять важность свойства камня или крепости обратимся к молитве

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.»

То, что выделено жирным шрифтом было получено конкретным человеком в его непосредственном духовном опыте, которым он поделился с окружающими. Затем из этого откровения христианской церковью была сделана молитва. Как видим свойство крепости имеет не меньшее значение, чем два других качества, Святости и БеЗсмертия. Значит оно чрезвычайно важно!

В работах Татищева Б.Ю. дан ключ к пониманию свойства Крепости. Крепость это значительно бОльшая Симметрия внутренних связей структуры по отношению к внешним ее связям, понимаемая в широком смысле этого слова, как соответствие и неизменность(инвариантность), проявляемые при каких-либо изменениях и преобразованиях внешней структуры. Например, свойства атомных ядер неизменны по отношению к молекулярным преобразованиям — химическим реакциям. Одновременно, в атомном ядре содержится чудовищная по силе в отношении к молекулярному уровню энергия. Значит, Крепость это Стабильность или Уравновешенность + Сила. Именно этим качеством и обладает Истина, идущая из божественного источника.

Из всего этого следует, что победа над суперЭго одерживается донесением до общественного сознания в правильной форме и в правильное время знаний о божественных законах мироздания, а следовательно и о закономерностях исторического развития, т.е. геополитике(политике по отношению к планете Земля), как способах управления общественным бытием в потоке общей истории. Причем, эти знания должны быть выражены в математической форме, как инструменте, обладающим наибольшей объективностью и выводы такой метаматематики должны подкрепляться практикой, т.е. всей совокупностью основных событий исторического процесса. Данное утверждение подкрепляется описанием интересов Романа Ойра-Ойра.

И Ойра-Ойра постоянно сидел у меня на шее со своими зубодробительными задачами из области иррациональной метаматематики.

«Термин «метаматематика» - буквально означает «за пределами математики». В широком смысле слова метаматематика — метатеория математики, не предполагающая никаких специальных ограничений на характер используемых метатеоретических методов, на способ задания и объём исследуемой в ней «математики».
(Википедия)

Организовать на телестудии конференцию знаменитых привидений или просверлить взглядом дыру в полуметровой бетонной стене могут многие, и это никому не нужно, но это приводит в восторг почтеннейшую публику, плохо представляющую себе, до какой степени наука сплела и перепутала понятия сказки и действительности. А вот попробуйте найти глубокую внутреннюю связь между сверлящим свойством взгляда и филологическими характеристиками слова «бетон», попробуйте решить эту маленькую частную проблемку, известную под названием Великой Проблемы Ауэрса! Её решил Ойра-Ойра, создав теорию фантастической общности и положив начало совершенно новому разделу математической магии.

Как видим, здесь идет речь про те самые вещи и явления, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей книги. «Сверлящее свойство взгляда» - это проницательность, способность проникать в самую суть явлений. «Бетон» же это во-первых камень, во-вторых, философский камень, т.е. речь идет о знании истины. Только знание, обладающее истинностью обладает крепостью и силой камня и позволят проникать в суть явлений.

Или возьмем так называемый «философский камень». Если ты знаешь, что в средневековье философией называлась любая наука, то ты понимаешь, что философский камень — это научный камень. Раз научный, значит не природный, а искусственный. А что такое искусственный камень? Бетон. А когда ты читаешь источники, там написано: «Верну секрет философского камня. Сможем стены и грады нерушимые возводить». Из чего? Из бетона этого. Из «философского», то есть, научного камня. Причем тут золото и ртуть вообще? Какое больное воображение это придумало?

(Виталий Сундаков,  историк, философ, этнограф,
культуролог, профессиональный путешественник,
действительный член Русского географического общества)

Понять, что скрывается за Великой Проблемой Ауэрса можно, если обратиться к значению слова. «Der auer» по немецки означает «тур», а Тур - скандинавское имя, происходящее от имени мифологического божества-громовержца Тора, а также древнее славянское имя. Второе значение слова Тур происходит от французского tur, tour и английского turn— круговое движение, оборот, поворот. Т.е. опять же речь идет про «тор». Другими словами речь идет про Абсолют, представленный на идеальном плане Абсолютной Истиной, а конкретнее, о математическом аспекте Абсолютной Истины.

Из моей книги "Метаматематика матриц сознания"