Краткая биография ДМШ 1

Иван Крутиков
«Краткая биография» Уральской (Казахстан) детской музыкальной школы №1 
            Истоки музыкального просвещения в Уральске, как писал в своей книге с таким красивым поэтичным названием «Город малиновых зорь» Уральский писатель-краевед Николай Григорьевич Чесноков, уходят в первую половину Х1Х века. В декабре 1834 (!) года атаман специально выписал из Оренбурга композитора А.А. Алябьева, там отбывавшего ссылку, уже тогда знаменитого, а ныне более всего известного, как автора романса «Соловей». Ему вменялось организовать войсковой духовой оркестр, набрать способных к музыке малолетков для обучения их «музыкальному делу» в Москве.   
          «В 1858 году в Уральске открылась музыкальная школа, сообщил столичный журнал «Библиотека для чтения» в 1859 году. Понятие «школа» тогда означало любое специальное учебное заведение, дающее профессиональные знания – то же, что училище. В шестидесятые годы музыкальная школа уже готовила профессиональных музыкантов для «бального оркестра», трубачей войскового хора и певчих для Александро-Невского собора, а также любителей для домашнего музицирования».   
         «Гражданская война   на долгие годы прервала работу музыкальной школы. И только через четверть века, в 1944 году в городе вновь открылось музыкальное училище, а в 1977 году – новая музыкальная школа на 620 учащихся».
          Здесь Николай Григорьевич допускает некоторую неточность.  Из документов советского периода «Музыкальное образование в СССР» известно, что первые две музыкальные школы в Казахстане были открыты в 1934-м году (!) (См. выше); первая - в столице республики Алма-Ате и вторая, через некоторое время, а именно 29 апреля – в городе Уральске. Первыми её учениками были в основном дети с улицы, дети-сироты, которых отыскивали как в городе, так и по всей Уральской области. Поэтому для них при школе сразу же был создан интернат.
         Среди первых преподавателей были: Пётр Алексеевич Макшаев, один из представителей старшего поколения многочисленной Уральской династии музыкантов, Алексей Васильевич Болотин, затем чуть позже Маргарита Георгиевна Лаук (Воробьёва), Алексей Борисович Брокмиллер, и некоторые другие, о которых я мало чего знаю.  (И вообще за этот период «я ответственности на себя не беру»). О нём хорошо и подробно описано одним из первых выпускников школы в книжечке, которая должна быть в школьной библиотеке и ещё у кого-то из моих бывших коллег (у меня нет твёрдой уверенности, но, кажется, у Натальи Фёдоровны Добрянской), которые я подарил перед отъездом из Уральска на ПМЖ (какая причудливая аббревиатура) в Россию.  С Алексеем Васильевичем и Маргаритой Георгиевной я проработал «плечом к плечу» до их ухода на пенсию. Они и были основателями и руководителями тех отделений, что я застал, придя на работу в школу. Довелось мне поработать рядом и с Алексеем Борисовичем.  Это был высокопрофессиональный виолончелист, послуживший некоторое время концертмейстером в симфоническом оркестре Большого театра СССР, очень строгий и требовательный педагог. Далеко по коридору из его класса разносился раздражённый голос, децибелами которого Алексей Борисович изо всех сил старался «втиснуть» в сознание ученика способы и последовательность преодоления сложностей исполнительских приёмов, и ученики оправдывали его старания; они побаивались своего педагога и очень любили.
        Бессменным заведующим хозяйством чуть ли не со дня основания школы и до своей кончины был Ахмадеев Тази Зилялютдинович и, по совместительству, секретным осведомителем, что на самом деле, оказалось не таким уж большим секретом для школьных работников. Может это навет? Но это было общее мнение, поскольку хорошо было всем известно, что Тази Зилялютдинович пришел в школу, отслужив значительное время в правоохранительных органах, вполне достаточное для того, чтобы глубоко проникнуться на всю оставшуюся жизнь чувством ответственности за состояние общественного порядка в стране, завещанное великим Ф.Э. Дзержинским.
         «Ментом перестать быть нельзя» - говорит одна из героинь моего теперь почти единственного и любимого телесериала, который я могу смотреть с относительным удовольствием – это «Возвращение Мухтара».
           Особенно заметного внимания со стороны органов мы не ощущали. Возможно, что и было, но всё по мелочи за исключением, может быть, одного случая. Однажды, когда всё руководство школой временно, разумеется, было полностью в моих руках, ко мне наведался сотрудник КГБ и изъял на некоторое время несколько личных дел наших преподавателей для тщательного изучения. По правде сказать, ничего серьёзного за этим не последовало, хотя у меня и возникли некоторые подозрения, даже может быть совершенно напрасные, и от распространения в «массах» я их попридержал. За пределы кабинета директора этот случай не вышел, и наш покой не был нарушен ничем.
               С лёгкой руки одного из самых приснопамятных первых директоров школы Константина Степановича Булдыченко Тази Зилялютдинович был «перекрещён» на русский лад в Тимофея Захаровича, каким он и остался в памяти тех, кто с ним соприкасался по какой-либо надобности. Была в хозяйстве Тимофея Захаровича некоторое время лошадка по кличке «Буян», на которой он перевозил всякие нужные в хозяйстве вещи и доставлял продукты для кухни интернатской столовой, а иногда и катал на «таратайке» ребятишек – учеников и детей школьных работников.
        Долго не имело постоянного места «дислокации» это первое, появившееся в Уральске музыкальное учебное заведение в Советское время, и периодически «кочевало» из одного здания в другое, пока не обрело окончательно «собственное пристанище» на втором этаже городской аптеки №1 по адресу проспект Ленина (тогда) №153. И здесь же, как правильно писал Н.Г. Чесноков, в 1944-м году было открыто музыкальное училище. В связи с неизбежным ростом контингента учащихся в обоих учебных заведениях назрела острая необходимость искать возможность их разделения.
          В 1960-м году для училища нашли подходящее здание, и музыкальная школа стала полновластной хозяйкой на хорошо обжитом месте. Директором музыкальной школы стал Иосиф Галактионович Чивилёв, а директором училища, один из первых его выпускников, Константин Григорьевич Никитин. Школе присваивают имя знаменитой кюйши, Дины Нурпеисовой, и училищу - композитора Курмангазы, - уроженцев Западно-Казахстанской области.
          В этом 1960-м году в моей жизни происходит крутой поворот. В стране набирали обороты мероприятия по выполнению «Постановления Совета Министров о новом одностороннем значительном сокращении Вооружённых сил Союза ССР». Сокращению подлежали один миллион триста тысяч военнослужащих, и я после двенадцати лет воинской службы в звании капитана, в связи с сокращением и болезнью был уволен из Армии, и с 16-го августа стал гражданским человеком. С чего мне начать жизнь в новых условиях никаких сомнений не было – у меня появилась реальная возможность осуществить свою заветную мечту - получить профессиональное музыкальное образование. Рассчитавшись с Вооружёнными силами, первого сентября я сел за один стол в классе музыкального училища с моим юным сокурсником, Анатолием Пономарёвым, мне – 30, ему – 14 лет. Окончив за первый год два курса, с первого сентября 1961-го года я стал совмещать учёбу в музыкальном училище с работой в музыкальной школе в качестве преподавателя своего любимого инструмента – баяна. В 1964-м году директор школы назначает меня своим заместителем по учебно-воспитательной работе.
             Каждое музыкальное учебное заведение для нормального обеспечения учебного процесса должно иметь свой концертный зал. Поскольку у нас его пока не было, директор школы Чивилёв принимает решение разобрать стену, разделявшую две соседние комнаты, и на территории полученного пространства сделать концертный зал. Подготовку рабочей площади к основным работам взяла на себя мужская половина преподавательского коллектива. Поскольку к этому времени в помещениях школы уже были установлены отопительные батареи мы в первую очередь убрали большую кирпичную печь, занимавшую довольно значительную часть полезной площади, затем в том же порядке убрали и вышеназванную стенку. Остальную, главную работу взялась выполнить бригада строителей под руководством Ахова Владимира Яковлевича, отца нашей ученицы Аховой Татьяны. Денежные средства на это, так необходимое для нашей школы дело, по просьбе директора выделил наверное, и скорее всего, городской (или областной) отдел культуры, в ведении которого тогда находились музыкальные учебные заведения города.
             Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается, но как бы то ни было к новому учебному году наша школа получила очень симпатичный, хотя и совсем небольшой концертный «зальчик». Теперь мы получили возможность в любое, нужное нам время, проводить свои академические, а первое время даже и отчётные концерты.
            Вместе с ростом материального благосостояния народа, стремительно стала расти и тяга детей к музыке, к музыкальному образованию. Во многом этому способствовали и выступления наших учеников в общеобразовательных школах, и на существовавших тогда в некоторых дворах детских площадках; в дворцах культуры и клубах различных предприятий и заводов. Руководители производств, приглашавшие наших школьников выступить с концертом перед их работниками, выделяли или нанимали автобус для доставки юных артистов к месту выступления и домой после концерта. Если это случалось в достаточно позднее для детей время, то нередко я сам лично развозил детей по домам и «сдавал в целости и сохранности» с рук на руки их родителям.
            Иногда работники, ответственные за культурный сектор предприятия, предварительно условившись со мной, собирали детей своих работников в клубе, и я прослушивал их на предмет наличия способностей, позволяющих в достаточной степени успешно заниматься музыкой. Однажды более всех из прослушанных представленных детей покорила меня и запомнилась навсегда семилетняя белокурая девочка Светлана Сухорукова своими безупречными музыкальными данными. Успешно окончив музыкальную школу, а затем и училище, Света стала одним из лучших преподавателей специального фортепиано в родной музыкальной школе №1.               
           На майские праздники наши дети стали выступать на главной площади города. При этом выяснилось одно занятное обстоятельство – оказалось, что не все наши горожане знали о существовании в городе такого замечательного детского учебного заведения. Забавно и приятно было слышать вопрос: «Это откуда же эти маленькие музыканты приехали порадовать нас такой красивой музыкой?». Само собой разумеется, что после этих концертов приток детей, желающих обучаться музыке в нашей школе, резко увеличился.
           И, как следствие, в школе постепенно становилось всё теснее и очень скоро снова пришло время подумать о расширении учебной площади. Для отчётных концертов мы уже стали арендовать зал Областной филармонии, в основном, а иногда даже и зал драматического театра. Концертный зал филармонии тоже вскоре не мог уже вмещать всех родителей наших «артистов», приглашённых «руководящих товарищей», да и других слушателей, пришедших послушать юных музыкантов. Многие гости, которым не хватило места в зале, слушали концерт в коридоре, у двери. 
            В один прекрасный день начала второй половины шестидесятых годов Иосиф Галактионович обрадовал меня известием о готовящемся строительстве для нас типового здания детской музыкальной школы. Необходимые средства выделены, архитектурный проект утверждён и строительство, так необходимого нам здания, началось. Не помню теперь насколько тогда успело продвинуться строительство, но вмешался несчастный случай всесоюзного масштаба – 26 апреля 1966-го года в Узбекистане, в городе Ташкенте, произошло разрушительное землетрясение, и наше строительство было приостановлено на неопределённое время. Средства на восстановление Ташкента отчисляли все города всех республик Союза и наш город Уральск, разумеется, в том числе. 
            Строительство здания для нашей школы возрождается в начале семидесятых годов, и в то же время, чтобы ослабить нагрузку на одну нашу музыкальную школу, по согласованию с городским руководством, мы открываем вторую при машиностроительном заводе им. К.Е. Ворошилова (теперь з-д «Зенит»). Незадолго до кончины Иосифа Глактионовича директором школы приказом Заведующего Областного отдела Народного образования был назначен Владимир Алексеевич Белоконь (1971г), поскольку к этому времени музыкальные школы Союза уже были переданы из Министерства культуры в юрисдикцию Министерства народного образования. В новое здание школы, прежнюю оставив уже теперь ДМШ №3, и во главе с новым директором мы «переезжаем» в 1977-м году. Вначале школа была трёхэтажной (по проекту), но областной аким, а тогда первый секретарь Областного комитета КП Казахстана т. Иксанов, прозываемый в высших кругах областного руководства «городским архитектором», нашёл, что здание в три этажа на этом месте нарушает архитектурный ансамбль данного района. Немедленно, в кратчайшие сроки, почти за время летних каникул учащихся, был воздвигнут четвёртый этаж - архитектурная логика восторжествовала, слегка уступив архитектурной эстетике. Кстати, в силу своих возможностей, некоторое посильное участие в строительстве школы приняли и наши педагоги, убирая строительный мусор. Кроме того, они на собственные средства закупили краски, белила, щётки для покраски и собственноручно покрасили в отведённых им помещениях стены, пол и потолок.
          Итак, наши педагоги получили прекрасные классы для индивидуальных занятий с учениками по специальности, сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературе; отдельные кабинеты для директора и его заместителя, библиотеки, помещения для других служб; хоровой класс и великолепный, вместительный концертный зал. Но, на фоне общего положительного впечатления, сцена в зале по своим малым размерам в недостаточной степени соответствовала своему назначению по полноценному выполнению нашей учебной программы. Например, недостаточно было места для размещения двух роялей для ансамблевой игры; были бы определённые проблемы с размещением на сцене хорового коллектива с дирижёром, инструментальных ансамблей, свободным исполнением танцевальных номеров хореографической группой фольклорного класса.
           И тут раскрылись скрытые таланты педагогов-мужчин. Меня искренне поразило, как ловко и сноровисто Юрий Сергеевич Саблин, Борис Иванович Костенко, Василий Павлович Бояров и Вячеслав Георгиевич Макшаев вскрыли боковые стенки сцены, подвели и надёжно закрепили под будущий добавочный половой настил опорные стойки; затем мастерски застелили половыми досками полученное добавочное пространство и аккуратно вернули на новое место всё то, что составляло боковые стенки. В заключение работ по приведению сцены в соответствие нашим учебным потребностям Вячеслав Георгиевич положил на дощатый пол паркет и несколько раз покрыл его лаком.   
           Наконец-то школа получила всё то, что соответствовало её высокому и благородному назначению. Была даже предусмотрена небольшая уютная комнатка для сторожа школы. Некоторое, не очень продолжительное время, её занимал временно исполнявший обязанности сторожа педагог-кларнетист Ерёмин Олег Павлович с женой. Затем в этой комнатушке жил со своей женой до самой своей кончины Тимофей Захарович, совместивший обязанности завхоза и сторожа. После его смерти до получения собственной квартиры в этой комнатушке прожили Пётр Астафьевич (Остапыч) Шкрабнёв (также совместивший должности сторожа и завхоза) с женой, Нэлей Гавриловной, секретарём школы.
           К сожалению, первый отчётный концерт на великолепной сцене концертного зала нашей новой музыкальной школы был омрачён печальным событием – кончиной Георгия Алексеевича Макшаева. Известие о его смерти мы получили как раз перед началом концерта, который и посвятили светлой памяти этого замечательного человека, великолепного мастера-настройщика, специалиста высочайшего класса.
          В 1984-м году школа решает с помпой встретить свой полувековой юбилей. Дирекция школы рассылает всем её первым выпускникам приглашения на празднование этого знаменательного события. Многие из них стали большими, знаменитыми музыкантами, известными далеко за пределами своей республики.  Роза Джаманова – обладательница высшего почётного звания, народной артистки СССР, Нагим Мендыгалиев – композитор, заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, первый профессиональный пианист-казах; многие бывшие ученики нашей школы Заслуженные артисты Республики, доктора, кандидаты искусствоведения; профессора, доценты, преподаватели консерватории, училищ и школ Казахстана, и не только. Шульпяков Олег Фёдорович в последние годы жизни был преподавателем Санкт-Петербургской консерватории (класс скрипки и альта, профессор, доктор искусствоведения). Некоторое небольшое время в нашей школе отучился скрипач и педагог с мировым именем, уроженец города Уральска, Брон Захар Нухимович, с 2002-го года профессор Цюрихской Высшей школы музыки (Швейцария), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), Народный артист РФ (2001), Кавалер ордена «За заслуги перед ФРГ». На ХV11 Международном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» в декабре 2016-го года в составе жюри он был представлен как профессор Высшей школы музыки Королевы Софии в Мадриде, Академии Захара Брона в Интерлакене, Германия/Россия. Захар Брон работает, главным образом, в Западной Европе, а также Японии; он является также профессором королевских академий Лондона и Мадрида, Роттердама, музыкальной академии Кронберг (Таунус); почётный профессор консерваторий Японии, Польши, Болгарии и других.В 2010 году З. Брон основал в Швейцарии собственную школу для музыкально одарённых детей.            
              (К великому сожалению, в 2012 году, покидая навсегда ставший мне таким дорогим и родным город Уральск, полный список выпускников школы, чьи имена составили её гордость, составленный мною к 1984 году, был затерян вместе со многими, теперь оказавшимися так мне необходимыми: записями, книгами, документами, фотографиями и  газетными статьями.) 
              Фойе с высоким, присущим ему эстетическим вкусом оформил «ответственный» за красоту «прихожей» нашего небольшого храма музыки преподаватель баяна Геннадий Васильевич Дрянин.
              Из приглашённых гостей, помнится, были лишь представители областной и городской администраций. Было сказано несколько вступительных слов, выступления ветеранов школы с воспоминаниями и, в завершение великолепный концерт с участием учащихся и преподавателей.
             Посадочных мест, кстати сказать, в новом, очень даже вместительном концертном зале и теперь хватало далеко не всем, и приходилось возмещать этот недостаток стульями, взятыми на время концерта из других помещений. И тем не менее, с этого времени наша ДМШ №1 зажила полнокровной музыкальной жизнью.
             Ещё когда мы трудились в прежней школе к нам стали «наведываться» именитые музыканты, лауреаты международных конкурсов. Первым посетил наш город прославленный баянист, солист Москонцерта, лауреат конкурса исполнителей на народных инструментах в Варшаве, Юрий Иванович Казаков. Мы его, разумеется, у себя принять не смогли по причине отсутствия достаточно просторного помещения, способного вместить колоссальную массу народа, «изголодавшегося» по чрезвычайно тогда любимому русскому народному инструменту. Концерт с аншлагом прошёл в актовом зале Уральского педагогического института. Давка была чуть ли не как на «Ходынском поле». Значительно позже мы уже слушали молодых лауреатов в своём «зальчике». Исполняемые ими произведения были сложнее, но их исполнительское мастерство значительно уступало мастерству ветерана. Прекрасным было выступление балалаечника Данилова, а о высочайшем мастерстве украинского скрипача Олега Крысы и говорить нечего.
                Замечательный концерт известного скрипача Владимира Малинина запомнился мне, кроме всего прочего, ещё и интересной встречей (после концерта) знаменитого артиста со своим тёзкой, учеником нашей школы, юным скрипачом - Володей Малининым. Заслуженный артист подарил юному тёзке свою пластинку с автографом «Владимиру Малинину от Владимира Малинина» (примерно так).
               Больше всех и чаще всех посещали нас пианисты, эти, достойные всякого уважения, «музыкальные подвижники». С приятным волнением вспоминаю те моменты, когда некоторые из них после выступления, выйдя на прощальный поклон к слушателям, приглашали к себе на сцену нашего уважаемого, (царство ему небесное), замечательного настройщика Георгия Алексеевича Макшаева и искренне, душевно благодарили его за прекрасную подготовку инструмента к концерту, достойную руки мастера высочайшего класса.
               В великолепном концертном зале нашей новой музыкальной школы нашёл возможность выступить и достойный бессмертной памяти, блистательный пианист – Святослав Рихтер.
               В Уральске длительное время существовала только одна наша музыкальная школа, да и она некоторое время после разделения с училищем испытывала недостаток   преподавательских кадров, особенно пианистов. По этой причине на отделении специального фортепиано значительное число преподавателей было из числа педагогов, окончивших музыкальное училище как дирижёры-хоровики. Эту категорию преподавателей по мере поступления к нам на работу специалистов, окончивших отделение специального фортепиано, мы переводили на должность преподавателей общего фортепиано, где опять-таки из-за нехватки соответствующих специалистов, могли преподавать педагоги, владевшие этим сложным инструментом не так профессионально, как пианисты. К началу 70-х годов эту проблему мы решили полностью. Кроме того, мы с Иосифом Галактионовичем открыли класс аккордеона, а по мере поступления в систему народного образования области выпускников музыкального училища по разным специальностям, под общим руководством сначала отдела культуры, а потом уже ОблОНО, ещё со второй половины 60-х годов начали открывать ещё музыкальные школы, как в самом городе, так и в районах. Так первую районную детскую музыкальную школу в составе руководящей группы работников Бурлинского РайОНО я, по распоряжению председателя ОблОНО, принял участие в открытии музыкальной школы в районном посёлке Дарьинском и дал свои рекомендации по организации учебного процесса, в соответствии с требованиями учебной программы.
             Заведующей отделением специального фортепиано в нашей школе, как я уже упоминал, была Маргарита Георгиевна Лаук (Воробьёва), будучи некоторое время ещё и заведующей учебной частью. Семья Лаук, как и Макшаевых, - музыкальная династия; Маргарита Георгиевна и её дочь, Инесса Сергеевна, за время своей работы очень много сделали для Уральской детской музыкальной школы №1 как в деле воспитания юных пианистов, так и помощью наставлениями молодым, начинающим педагогам-пианистам, пришедшим на работу в школу после окончания музыкального училища. И, кажется, невозможно было не одарить Создателем подвижничество этих женщин появлением на свет «музыкальной звёздочки», дочери Инессы Сергеевны и внучки Маргариты Георгиевны – Хохряковой Маши, будущей талантливой скрипачки, которая отработав два года во Франции, в Париже, в настоящее время играет в Московском Государственном симфоническом оркестре под управлением известного дирижёра Павла Когана; ведёт гастрольную деятельность в европейских оркестрах «Wiener Konzert» и «Orchester Ambassad».  Как хотелось бы верить, что теперь уже покойная Маргарита Георгиевна смотрит сверху и видит такой счастливый итог своей, в общем - то не очень счастливой земной жизни. К сожалению, её дочь, Инесса Сергеевна Лаук (Хохрякова), также уже ушла из жизни, и в возрасте далёко не преклонном. И вот 26 ноября 2018 года в концертном зале родной музыкальной школы №1 выступила с концертом, посвящённом светлой памяти матери и бабушки, теперь уже лауреат республиканского и международных конкурсов, Орининская-Хохрякова Мария.         
                Руководителем струнного отделения также, как и Маргарита Георгиевна, со времени образования школы и вплоть до ухода на пенсию, был самый старший из всех педагогов в школе по возрасту, преподаватель скрипки Болотин Алексей Васильевич, помнивший ещё защиту Уральска красноармейцами в 1919-м году и видевший «вживую» героя Гражданской войны, легендарного командира 25-й дивизии, Василия Ивановича Чапаева. До Революции Алексей Васильевич работал в артели металлистов и по ходатайству его профсоюзов был направлен в город Саратов на музыкальные курсы. Прежде он пытался осваивать игру на этом непростом инструменте самостоятельно, а в Саратове прошёл курс обучения у профессора Б.А. Богатырёва, (если мне не изменяет память). Через «скрипичные» руки Алексея Васильевича прошёл полный курс музыкальной школы Шульпяков Олег Фёдорович, в последние годы своей жизни преподаватель Санкт-Петербургской консерватории (класс скрипки и альта, профессор, доктор искусствоведения), и начальную малую «толику», Брон Захар Нухимович, уроженец города Уральска, теперь всемирно известный скрипач, педагог, профессор Цюрихской Высшей школы музыки (Швейцария) (с 2002-го года), заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), народный артист РФ (2001), кавалер ордена «За заслуги перед ФРГ». На ХV11 Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» в Москве в декабре 2016-го года в составе жюри он был представлен как профессор Высшей школы музыки Королевы Софии в Мадриде, Академии Захара Брона в Интерлакене, Германия/Россия.  Захар Брон воспитал знаменитых во всём мире скрипачей Вадима Репина, Максима Венгерова и много других российских и зарубежных музыкантов. Некоторое время у него совершенствовал своё исполнительское мастерство и исполнитель главной роли в фильме «Скрипач дьявола» Дэвид Гаррет.   
         Захар Брон работает, главным образом, в Западной Европе, а также Японии; он является также профессором королевских академий Лондона и Мадрида, Роттердама, музыкальной академии Кронберг (Таунус); почётный профессор консерваторий Японии, Польши, Болгарии и других. В 2010 году он основал в Швейцарии собственную школу для музыкально одарённых детей.   
          Отделением народных инструментов руководила Боярова Тамара Павловна. Здесь была в то время наиболее заметная «текучесть кадров»: одни преподаватели приходили, другие увольнялись, и лишь небольшая группа, любящих работу с детьми, проработала в школе до выхода на пенсию. Где-то в конце 60-х или в самом начале 70-х уволились с работы и уехали из Уральска Тамара Павловна и наш лучший баянист, Карл Филиппович Кремер.
           Оркестровым отделением «командовал» потомственный уральский казак, Павел Васильевич Портнов, наш школьный «А.С. Макаренко». Он набирал себе в класс ребят «с улицы», из неблагополучных семей, и делал многих из них прекрасных музыкантов, и по-настоящему давал им «путёвку в жизнь». Можно сказать, что духовой оркестр деткой музыкальной школы №1 под руководством П.В. Портнова был «нарасхват». Почти ни одно мероприятие городского или областного масштаба не проходило без участия нашего детского духового оркестра. Павел Васильевич неоднократно был отмечен всевозможными поощрениями - у него скопилась целая «гора» почётных грамот от различных городских и областных предприятий.
           Шло время. Школа расширялась; открывались новые отделения (театральное, фольклорное и др.), новые школы в городе и районах; росло количество учащихся в уже существующих отделениях. Приобретение новых инструментов значительно отставало от общего учебного процесса. Старые баяны и аккордеоны изнашивались и требовали постоянного наблюдения за их состоянием, своевременного ремонта, настройки и т.д. и т.п. Срочно, после смерти Георгия Алексеевича, требовался мастер-настройщик фортепиано. В общем нужен был школе человек, который мог бы взять на себя все эти заботы и профессионально их решать.
           И такой человек нашёлся. Директор школы, Владимир Алексеевич Белоконь, после всяких согласований и договорённостей, отправляет педагога-баяниста Василия Яковлевича Ахматова на освоение такой, чрезвычайно необходимой нашей музыкальной школе специальности «широкого профиля» в город Тулу, к тульским музыкальным мастерам. По возвращении с «курсов» перед Василием Яковлевичем открылось необъятное поле деятельности. Мастеру-трудоголику, каковым был Василий Яковлевич, такой «расклад» был по душе: он с головой ушёл в работу, и в свободное от уроков время в своей школе обеспечивал бесперебойную службу музыкальных инструментов во всех школах Западно-Казахстанской области.
             Рассказывая о нашей замечательной школе никак нельзя не сказать о главном, что составляло славу и гордость школы – о замечательных, прекрасных своей душевной красотой людях: талантливых педагогах и всех других, без исключения, работниках. Всюду, где мне случалось быть вовлечённым в обсуждение собственных коллективов, я всегда с гордостью «восхвалял» наш дружный коллектив, и в большинстве случаев мне хотя и верили с трудом, но откровенно завидовали. Конечно, встречались и у нас «кое-где порой» - но ведь это жизнь. Если бы совсем не было ничего такого-этакого совсем, то это была бы уже не жизнь, а какое-то царствие небесное. В общем работать в таком коллективе было одно удовольствие.