Гоген, Карамазовы, выкинутая мораль

Петр Ингвин
Глава 13. Гаврила Иванович

     Заложив руки за спину, он долго ходил по кабинету, затем устало опустился в кресло. Глаза привычно остановились на каменном берегу с пеной волн и бродившими по серым голышам горластыми чайками.
     Никуда не деться от чаек, уже в печенках сидят. Фамилия «Сигал» тоже обозначала чайку. Отдел, занимавшийся Сигалами, отчитался о результатах.
     Итак. Линда и Лайон Сигалы, художники. Ровесники, оба чуть моложе Гаврилы Ивановича. Место рождения — Детройт, центр притяжения многих художников нетрадиционных направлений. Ребенок один — Эндрю Сигал, после того, как остался в России — Андрей Лайонович или, для простоты произношения, Львович, что означает то же, а по звучанию привычнее и благозвучнее. После рождения Андрея супруги целиком погрузились в работу, сейчас вряд ли найдется человек, который о них не слышал.
    За прошедший день жизнь обоих Сигалов разобрали по минутам и секундам, от первого до последнего сказанного ими слова. Парочка оказалась любопытной. Они сошлись во время учебы в Художественном, свела их и сделала счастливой парой любовь к Полю Гогену — как к стилю великого художника, которым оба восторгались, так и к его тезису, что запечатлевать на полотне преходящее мгновение — это путь в никуда. Сигалы тоже желали изображать нечто более глубокое и значительное.
Можно сказать, что Гоген стал третьим в их семейном союзе. Экзаменационная работа Лайона на свободную тему — прозрачный куб, где внутри рос куст с вкраплениями флюоресцирующих ферментов. При взгляде на куб с каждой из сторон, включая верх и низ, куст показывал разные картины Гогена.
     В Северной Америке Сигалы прославились масштабными полотнами опять же Гогена, выложенными из автомобилей разного цвета. Люди давно не пользовались наземным транспортом этого типа, и ждавшие переработки огромные свалки отдали художникам вместе с огромным куском пустыни.
     Такие картины можно увидеть только сверху, но люди уже второй век, как смотрели на мир сверху, поэтому идея понравилась и прижилась. У Сигалов появилось множество подражателей.
     Иллюстрация к отчету показала одно из творений Линды и Лайона. С картины, хорошо просматриваемой с полета на птерике или дискаре, на Гаврилу Ивановича печально глядела девушка в строгом платье, позади нее виднелась привезенная из Африки или Полинезии деревянная статуэтка, за окном раскинулся сельский пейзаж. Судя по тому, что девушка заняла весь передний план, это портрет. В те времена художники работали на заказ. Вряд ли кому-то понадобилась абстрактная девушка с такой кислой физиономией.
     Взгляд у девушки был не просто грустным. Забитый, рабский, полный жалости к себе и ненавидящий свое положение, одновременно он выражал покорность обстоятельствам и ненависть к тем, кто посмел сбросить ярмо и жить по-другому.
Жуткая картина. На месте заказчика стоило вернуть ее художнику и, если возвращателем был мужчина, по моде тех времен набить морду почитателю принципа «я творец, я так вижу».
     Любопытно: Гоген, когда брался за эту работу — что он хотел сказать? Знаменитыми становились художники, в чьих картинах можно увидеть больше, чем там нарисовано. Что имел в виду Гоген? Выяснить правду, по понятным причинам, не получится, но мнение специалистов узнать интересно.
     Параллельно выведенное описание сообщило, что картина называется «Молодая бретонка», написана в конце девятнадцатого века. Использованные материалы — как тогда в основном было принято — холст и масляные краски.
     Итак, портрет все же обобщающий, хотя и написан, скорее всего, с конкретного человека. Картине просилось название «Взгляд прошлого». До того, как человечество сменило мораль на позитивную, большинство глядело на мир именно так.
     Гаврила Иванович еще раз вгляделся в изображение. Тусклая гамма, блеклые тона. С переднего плана на зрителя понуро косится героиня сюжета, взор девушки направлен вперед, но так, будто она глядит не на вас, а в пол — устало и с осуждением, что вы, сволочи, воры и греховодники, живете лучше нее. Лицо — бледное, губы узкие, они плотно сжаты. Жизнь, удивление, волнение, счастье — ничему этому места на картине не нашлось.
     А вот что рассказали специалисты: «В более поздних работах Гогена, уже не сдерживаемых никакими общественными или религиозными нормами, он раскрылся в передаче волнующих его человеческих чувств, а здесь художник без слов передал свою ненависть к условностям через покрытое глубокой бледностью лицо модели, через сплошные зоны неестественных красок в образе написанной в холодных синих тонах «цивилизованной» бретонки, не заслуживающей вольного буйства красок, которым Гоген награждал живущих в простом и прекрасном мире таитянских натурщиц. Вертикальный силуэт позирующей девушки в сочетании с поперечной перекладиной оконного переплета напоминает тюремную решетку, за которой виднелся солнечный и прекрасный пейзаж. Вытянутое лицо девушки печально, плечи скорбно опущены, будто придавлены жизнью, воспитанием и господствующей ханжеской моралью. Волосы тщательно зачесаны назад, грудь — плоская и обвисшая, шея скрыта строгим воротничком. Внешность в целом как бы намекает на нездоровье и противопоставляется находящейся позади модели примитивной резной фигурке с задорно вздернутыми грудями и свободно ниспадающими волосами, словно бы олицетворяющей задавленное альтер-эго изображенной на переднем плане девушки— пленницы в лишенном счастья мире цивилизации. Гоген стремился писать то, что видит, но он не только отображал реальность, а наполнял действительность собственными воображением и эмоциями. Отчетливое ограничение форм и объемов, стремление к максимальной выразительности цвета, упрощение тонов — это стало визитной карточкой Поля Гогена, родоначальника таких направлений, как фовизм и символизм».
     В целом смысл картины угадывался даже профаном, хотя специалисты, конечно же, увидели больше и смогли сказать об этом лучше. Каждому свое. Пусть духовники занимаются тем, что понимают. Гаврила Иванович со своей стороны будет делать то, в чем разбирается и за что несет ответственность. Сейчас он должен разобраться в Сигалах. Во всяком случае, стало понятно, почему они восторгаются Гогеном. Не являясь интуитивным ценителем живописи, после прочитанных объяснений Гаврила Иванович тоже умно кивнул бы и с важным видом заявил: «Да, Гоген — это голова».
Сейчас интересовали другие головы. После «мозаичного» периода, связанного с выкладыванием шедевров из подручных средств, Сигалы сделали следующий шаг. Открытое ими направление назвали «неожиданным искусством».
     В среде духовного блока разгорелись дискуссии. «Неожиданное искусство» — искусство ли? Споры велись нешуточные. Авторы таких работ не создавали собственных творений, они пропагандировали чужие — значит, они пропагандисты, рекламисты, продюсеры… кто угодно, но не Художники с большой буквы.
     — Разве нельзя быть Художником в любой сфере? — не соглашались Сигалы и их сторонники.
     Идея состояла в том, чтобы известные человеку произведения попадались ему на глаза неожиданно. Сигалы, естественно, продвигали Гогена. Их первый общепризнанный шедевр — аквариум, в котором каждые пять минут рыбы на несколько секунд застывали, и с пяти сторон, включая вид сверху, в расположении рыб и сочетании их расцветки зрители узнавали знакомые картины. Рыбы в аквариуме были модифицированными, их создали специально под этот проект. Следующие картины рисовались уже огромными косяками промышленных рыб в море. Когда мимо проплывали люди или косяк проплывал мимо путешествовавших или работавших под водой людей, рыбы выстраивались определенным образом, перед глазами случайных зрителей возникало известное изображение… а через неуловимый миг видение исчезало.
Такое искусство не зря назвали неожиданным. Оно удивляло и поражало. Успех был заслуженным.
     Затем Сигалы пытались работать со стаями птиц и летучих мышей, но те дрессировке не поддавались, а модифицировать их ради высокого искусства экономический и научно-технический блоки отказались.
     Линда и Лайон взялись за растения. Теперь усилиями Сигалов, а также их последователей и подражателей, на полях росли цветы, а в лесах — деревья, вырабатывавшие флюоресцентные ферменты, и в темную или пасмурную погоду с птериков и другого летающего транспорта люди любовались знаменитыми полотнами. Особенно всем нравилось, что на одном и том же месте картины оказывались всегда разными.
После этого Сигалы увлеклись глобализмом — направлением, в котором картины наблюдались уже не с неба, а из космоса. Так Линда и Лайон попали в Россию — им предоставили под творчество огромный кусок тайги, требований было всего два: художественная ценность и соблюдение экологических норм.
     Здесь их сын остался учиться, а затем и работать, а родители по приглашению духовного блока через некоторое время улетели в восстанавливаемую Сахару, где под Гогена местный диспетчер выделил участок размером со среднюю страну. Картину будет видно даже с Луны в хороший бинокль.
     А фантазия пары художников летела дальше. Цветы и деревья их уже не устраивали, это было привычно, и это было просто декорирование. Ничего нового. Даже они сами это признали. И Сигалы загорелись новой идеей.
     В следующие годы с помощью специально сконструированных установок они создавали картины из облаков, как обычных белых, так и цветных. С земли виднелась часть картины, а из космоса — масштабное полотно целиком в облачной же рамке.
Вскоре идея приказала долго жить — из-за требования «смывать за собой», то есть разгонять облака, как только изображение немного расплывалось. После небольшого ветерка или разной скорости движения воздушных масс дети пугались того, во что превращались картины. Возможно, это был лишь повод, чтобы прекратить тратить огромные средства, но он сработал.
     Сигалы переключилась на другое. Следующей глобальной идеей стало совместно с научно-техническим блоком перенастроить орбитальную группировку так, чтобы несколько раз в год при взгляде, например, с Луны или со стороны Марса комические аппараты выстраивались в определенную картину. Как рыбы в аквариуме и в морском косяке.
     Идею отклонили, но очереди ждала следующая: создавать гео-картины моделированием береговой линии морей и океанов или корректируемым растапливанием ледников.
     Здесь у экономического блока терпение кончилось. После межблокового совещания все новые направления закрыли, а Сигалов низвели с Олимпа и поставили в разряд обычных художников — отныне выделяемые им средства не превышали того, что в среднем получали другие. Линда и Лайон обиделись, но вынуждены были согласиться с решением правительства. Известности им и так хватало, а творчество можно проявлять не только в расходовании общественных средств.
     Внезапно выяснилось, что однажды с ними встречался Вадик Чайкин. Этот факт напряг сотрудников ЧБ, пришлось искать свидетелей, поднимать старые записи, дополнительно допрашивать по этому поводу самих Сигалов.
     Да, сообщили Сигалы, на одной из выставок Вадик разговаривал с ними. Они выставили цилиндрическое дерево с флюоресцирующей картиной, где каждый видел свою любимую картину. Над созданием шедевра кроме Сигалов трудился целый научно-исследовательский институт.
     Чайкин спросил:
     — Любимую? А если зрителей много?
     — Появится картина того, у кого психодинамическое излучение мозга сильнее. Грубо говоря — кто сильнее любит искусство.
     Вадик Чайкин почему-то повторил «Любит!» и задумчиво улыбнулся.
     Никакой связи между Чайкиным и Сигалами не выявили. Не нашли и упоминаний об их интересе к чему-либо, кроме искусства.
Как и подсказывала интуиция, версия об их причастности к трагедии оказалась ложной. Разговор Раисы Прохоровны, о котором вспомнила Милица — всего лишь прения на тему экономики. Проблемы стояли экономические. Знаменитые художники в то время просили денег и разрешения на художественное растапливание Антарктики. Им отказали. Причем, даже духовный блок проголосовал против, то есть, вопреки обыкновению, решение было единогласным.
     Ниточка с Сигалами тоже оборвалась.
     Зато появились дополнительные данные по Вадиму Чайкину. (И опять, опять чайки!..) Часть его исследований касалась комы — опосредованно, но откуда ноги растут было видно невооруженным глазом. Медики искали способ победить кому со своей стороны, Чайкин — со своей, как биофизик. Возможно, это направление было для него основным, а причина заниматься именно этой проблемой — движущей силой всей работы. Вадим отсылал в профильные институты идеи и расчеты новой теории, над которой специалисты либо посмеивались, либо качали головами: разве такое может быть правдой? В пользу Чайкина говорил лишь авторитет прежних открытий, иначе присланные им данные никто даже не смотрел бы.
     Вадим, сумевший научить немешарики любить, доказывал, что любовь — величина физическая, ей можно оперировать в расчетах. Это при том, что никто, в том числе он сам, по-настоящему не знал, что же такое любовь. Не влечение двух душ и тел и не моральная установка нового мира, вознесшая «Возлюби ближнего» в ранг закона, утверждал Чайкин. Он видел любовь как движущую силу мира, его подоплеку, причину всех следствий. В своих работах он опирался на предпосылку, что любовь материальна, и доказывал, что применив это на практике, человечество сделает гигантский шаг вперед.
     Сейчас его работы находились на стадии рассмотрения. По некоторым уже велись работы, готовились эксперименты. Через несколько лет ученые докажут правоту Чайкина либо полную несостоятельность его выкладок.
     Но о результатах он, к сожалению, не узнает.
     Кстати, никаких Джонов в обозримом прошлом Чайкина, включая детские прозвища, не выявлено. Этот факт тоже остался загадкой.
     Решение об уничтожении Зайцевского наследия висело над головой Дамокловым мечом, и все больше ответственных лиц склонялось к решительному варианту. Пора определяться и Гавриле Ивановичу. Каждая минута промедления приближала к страшным последствиям. Их, ужасных и катастрофических, может не быть, но разве кто-то гарантирует, что ничего хуже не произойдет?
     Опыт говорил, что ситуация всегда меняется от плохого к худшему.
     Гаврила Иванович дернулся от странного звука и хмуро усмехнулся: это пальцы машинально барабанили по подлокотникам кресла, как недавно у стотридцатилетнего Сальера. А ведь годков-то в два раза меньше.
     Нервы. Несмотря на все достижения науки и усилия поумневшего организма.
     Природу не обманешь.
     Мысли вернулись к необъяснимым событиям, добавившимся утром к Эвересту прежних. Едва проснувшись, Андрей и Милица, каждый втайне от другого, запросили запись о том, как прошла ночь. Странное совпадение. Гаврила Иванович связался с каждым из них. Оба рассказали один и тот же сон.
     Сон, похожий на явь, толкал их друг к другу.
     Если сон — дело чьих-то рук, то этот кто-то играет на руку Гавриле Ивановичу. Кто? Подсознание молодых людей? Само собой. Но оно не умеет посылать видения. Еще вариант: смыжи. То есть, неведомые пришельцы или искусственные создания, устроившие всю эту чертовщину. Сразу вопрос: зачем?
     Ответа нет.
     Вновь вспомнились труды Чайкина, над которыми тот работал в последнее время. Мелькнула мысль, поделиться которой с кем-то по работе значило убедить в неадекватности или начавшемся маразме. И Гаврила Иванович связался с Горбовским.
     — Привет.
     Павлик поднял удивленный взгляд.
     — Что-то случилось?
     — Нет. Пока нет. Захотелось поговорить.
     — Я не лучший выбор для этого, у меня рык уже удается лучше многих слов. Но спасибо, что не забываешь. — Павлик сидел в гудящей от ветра палатке, из плохо закрытого проема задувало, ткань ходила ходуном. — Что сейчас читаешь?
Надеется, что его новую книгу?
     — «Братьев Карамазовых».
     Горбовский поморщился:
     — Это чье?
     — Не знаешь Достоевского?
     Он же закончил Литературный. Или теперь Федора Михайловича не изучают? Или Павлик издевается?
     — Почему я обязан всех знать? — возмутился тот с показным пылом, и стало ясно, что действительно издевается. — Я писатель, а не читатель. «Братья Карамазовы». Фу. То ли дело мои «Полночь. Средневековье», «Необитаемый континент» или «Гулливер среди лилипутов».
     — «Гулливер» не твой.
     — Ну чего ты придираешься к словам? Пусть «Муха в комарином рое», смысл ведь тот же? А тут: «Братья Ка-ра-ма-зо-вы». Жуть. Что за название, кто такое в руки возьмет? Где посыл, или, на худой конец, красота или дерзость звучания? Брр, сказанул же: «красота на худой конец». Вот и «Братья Карамазовы» из той же серии, сплошное «брр». В общем, где в названии интрига, где завлекающий крючок? Я же не пишу «Сестер Кочумазовых», хотя мог бы. И сюжет, кстати, давно готов. Живут-бывут три сестры. Одна мечтает накормить весь мир, вторая — одеть, третья — переспать с правителем и залететь от него. Еще там будет сватья, мудрая баба, которая в силу профессии разбирается в людях, понимает, в чем общее благо и личное счастье, и всеми силами не допускает третью, ветреную девку, до царя. Ну, дальше, как положено — скандалы, интриги, расследования, показывается все, что скрыто… Не буду пересказывать целиком, но у третьей все получается. Конец. Мораль: «Историю пишут победители».
     — Если выкинуть мораль, то сказку с таким сюжетом уже написал Пушкин.
     — Да хоть Атомнобомбин-Пистолетов. И ты сам хоть понимаешь, что сказал? «Выкинуть мораль»! Ее и выкидывали веками, и читали после этого люди куцые истории с перевернутым смыслом про благородных разбойников, грабителей и убийц, и про заботившихся о семье мафиози, и про хороших мстителей, пачками убивавших плохих представителей закона. Если мститель хороший, а представители закона плохие, то не мститель хорош, а закон плох. Всегда и всюду дело именно в морали. Убери ее — и получится то, что было раньше. Писатели — главные бойцы на этом фронте. Прежде, чем вызвать клавиатуру, нужно решить для себя: а я — на чьей стороне, за кого воюю? Станут ли люди лучше, когда прочтут мою книгу? — Горбовский помолчал. — А твой Пушкин — сволочь. Встречу — убью.
     — А как же моральный императив «Не убий»?
     — Я писатель, то есть, мастер слова, я обращаюсь с ним как хочу. Это чиновники пусть за слова отвечают, а я говорю как мыслю. К тому же, если знаю, что не встречу, почему не ляпнуть что-то мощное и для мозгов обычного человека убойно-заковыристое?
     — По-твоему, ты — необычный?
     — Посмотри на меня.
     Гаврила Иванович посмотрел. Оранжевая шерсть. Конечности с перепонками. И что?
     — Сам посмотри на себя, — сказал он. — Кому ты такой нужен? Каждый человек из миллиардов выбирает своего, единственного, который по значимости превышает и заменяет ему всех остальных. Внешняя необычность — уродство, внутренняя — красота.
     Горбовский насупился:
     — Хватит меня обижать. Говори, зачем позвонил.
     — Какое странное слово ты употребил. Откуда это, почему именно «позвонил»? Пришло из времен колоколов?
     — Я пишу не только о будущем, но и о прошлом. Раньше говорили «позвонил», а нынешнее «связаться» тогда носило другой смысл, и «связь» для меня носит пошлый оттенок.
     — Как думаешь, любовь материальна?
     Горбовский медленно поднял глаза и долго буравил Гаврилу Ивановича взглядом.
     — Посмотри на меня. Ты видишь перед собой покинувшего людей оранжевого моржемедведя, а помнишь красавца-балагура, любимца компании, перед которым были открыты все двери, а он выбрал одиночество. Вспомни, почему это произошло. Теперь ответь сам, материальна ли любовь.
     — Спасибо.
     — Тебе спасибо, что позвонил.