Щучка

Эдвард Вашгерд
Эдвард Вашгерд (Э2рd)
Большой Обогатительной фабрике
Ко дню рождения…
«Пожалеешь чужое, Бог своим наградит»
«Без забора и запора, - нет и вора!»
«Были бы крошки, а мышки будут»
Русские пословицы о Норильске

ТЕРРИТОРИЯ НОРИЛЬСК. ЩУЧКА РЕЧКА.
Правда и вымысел о богатствах Земли Таймырской. История с обогащением в Норильске россыпной платины, и не только.

Такой многорыбной летней артерии, как Щучья речка, что от Норильских гор струилась когда то чистейшей и вкуснейшей снеговой водицей, наверное, на Таймыре больше не будет никогда! Происходила она не только  от слияния ручьёв, - Угольного и Медвежьего, но и от проток больших и красивых озёр, расположившихся у самых ног надменной нашей  Норильской красавицы - горы Шмидта. Как звали её, Гору Нашу, во времена, когда Шмидт ещё не родился, не скажу, но думаю, что очень уважительно. Величественна! Статна... Когда 21 декабря 1948 года, по случаю дня рождения Вождя, пробный запуск Большой Обогатительной Фабрики, или БОФа, по-нашему, произвели, речка Щучка, агонизируя начала умирать – хвосты фабрики её душили мёртвой хваткой. Самую ядовитую в своё время речку Наледную, тоже перенаправили через цепь озёр 89-го пикета в Щучку. Добили, так сказать, не пожалели. Богатейшему, изобиловавшему ранее разнообразием всей Северной рыбы (в том числе и Валька!), озеру Пясино, тоже постепенно приходит конец… Хвостохранилище будет, хоть и очень-очень большое. Озёра Щучье, Хариусное, Квадратное и мелочёвка разная, вполне раньше зарыбленные, похоронены сегодня под хвостами обогащения отрочества и юности Норильского комбината. Вечная им память…
Не удивительно совсем, что на Щучку обратили внимание в самом-самом начале 1990-х годов. Подспудно чувствовали, наверное, приближающийся полнейший «кирдык».
Север держался дольше всех. Но запасов в Норильскснабе, основанном Лаврентием Палычем Берия, хватило только до 1995 года. Север прижал уши тоже. Что делать-то?! Уж если Страну Нашу Величайшую извели под корень, то и с остальным чикаться не будут! Не те это были ребята! Двоешники дорвались до власти!!! С задней парты подобрались. Прямо с болотца в задние воротца… Почему, Указ ельцина, «президента»!, мать его, за №6, отменил статью УК № 121 «за мужеложество»? Более важных дел не нашлось у нас, в стране «рыночной», не к ночи он, Премерзкий Шут - Могильщик, будет помянут, вместе с Предателем и Изменником Родины горбачёвым. Начальник Норильской Экспедиции Ломаев, окрест обозрев с бугра зачумлённую, изгаженную родину первого президента, – нищее селение Бутка, что в Свердловской области, задумчиво изрёк простую Истину:
«Эта местность не могла родить Героя…».
Времена такие были, что даже менты волками выли… Здесь вот и Чудо, тут, как тут, вовремя подоспело. Речка Щучка, разбуренная СевМорГом (СевМорГеологией), показала очень и оч-ч-чень интересные результаты, да такие, что у бывалых и видавших Арктические виды геологов, фантазии их нездоровые «за дОбычу!» извращённо зашевелились: «Мы сами!». В то время многие геологоразведочные организации в условиях их тотального уничтожения пытались добычей заниматься, - «для выживания». Подсчитали запасы и обалдели, - на участке речки в пять километров длиной, всего, насчитали больше десяти тонн платиноидов. ОХРЕНЕТЬ! Запасы-то есть, а как их взять? Неизвлекаемая платина. Неберущаяся! Но, Мизер-то у нас неторговый, - это же все знают. Р-р-р-раз возьмём, ВСЁ НАШЕ будет! Сколько-бы Мы там не взяли!

Под весь «жир», накопленный в Центральной Арктической Экспедиции, багаж знаний, нажитый непосильным трудом Полярников за долгие годы, создали предприятие рыночное, «коммерческое», весьма и весьма частное, полу-секретное, и почти, что коза- «семейное». «Наше дело», звучит по-итальянски, но «Рутением» сие дитя назвали… Металл платиновой группы такой есть, для названия причинного. С латыни же на Русский язык, как «Русский», это наименование его переводится. В Президенты Лауреата пригласили. Уважили. Возглавил Предприятие! Но, без друзей и связей, что колесо без мази – скрипело ещё предприятие, - не пело, не ехало. А деньги? Деньги и силы на его чудное рождение откуда взялись?
Да с Комбината! Откуда же ещё? 363 миллиона рублей, - не шутка в деле! По тем временам, сумма, для простых смертных, в рушащейся экономике Страны, просто неподъёмная. Гигантская. Но, понятное дело, не для Флагмана - Норильского Комбината! Норильск, есть Норильск! Всё нипочём и ВСЁ по плечу!
Для зачатия доброго дела была написана злая «программа», - людоедская, по сути своёй. Основной идеей означенного новомоднего документа было удушение всех небольших добывающих предприятий на территории Таймыра, для «агитации» и активации их на барщину рождаемого дракона… Понятное дело, «морковку», для благолепия пущего подвесили: тонна золота и тонна платины в год! Это же не хухры-мухры Вам. Две тонны драгов в год!!! Звучит? Главный финансист Норильского Комбината, Толя Карпов, на организацию благого дела, - гори оно всё огнём, и выдал… «Временную, возвратную, финансовую ПОМОЩЬ…». Слышите шум?! Не слышите? То-то! Деньги любят тишину… Ан деньги-то, шальные, при падающем основном производстве, «на благое дело», пошли…
Деньги, что вода… У кого-то они сквозь пальцы, в песок. А у иных, золото и камень точит! Мягкий и красивый металл, с железными зубами! А у других, очень часто, душонку их мелкую, в прах превращают, вымывают всю её грязь наружу, показывают, мутным потоком в небытие изводят с пляжа… Хочешь узнать человечка? Дай ему власть и деньги. В человечке должно быть всё прекрасненько: и личико и одежонка, и душонка…
Разделили «Рутений», на два добывающих «куста»: речка Щучка с хвостами БОФа и весь остров Большевик, Архипелага Северная Земля, целиком. Речка в Норильске по всем мыслимым и немыслимым прикидкам, Прибылям и опасностям, вкуснее гораздо казалась, проще… Бери больше, обогащайся дальше! Рынок. Ох, недаром в начале 50-х годов вставал вопрос о нужности для страны Норильска. При плане извлечения никеля в концентрат всего-навсего 65% БОФ не справлялся до 1954 года! Упорными руды оказались. Слишком! И громадина БОФа никель в хвосты погнала, вместе с платиной. Сначала озёра красивые похоронили навсегда, а когда их кончили, - в Щучку хвосты ухнули, чтобы не обидно рыбе было. Речка начала работать на обогащение. Всё, что наиболее тяжёлое, рудное, труднее ей было с водой в Пясино тащить. За сорок лет много воды утекло, но что-то и осталось… Почти четырнадцать тонн! Да, плюс природная платина, что с Северной оконечности Горы Рудной ручьями-потоками  в Щучку  была принесена. А как взять-то её, родимую? Как извлечь? Как в товар приспособить? Продать… Деньги где?
Действительно, ГДЕ? Когда деды наши, старатели зэканские, с россыпью террасы ручья Угольного возились, то самым аккуратным образом, на шлюзах мелких, плюшем красным, революционным, обитых, больше четверти металла взять не могли никак. Мелкий металл в россыпи очень, - месторождение такое. Со шлюза большая часть платины в отвал сходит, хоть ты лопни. НКВД всё вынюхивает. Не верит никому! Подозревает всех… Попробуй-ка докажи им такие жуткие потери. Обоснуй!!! Саботаж и воровство! По себе мусора всех судят и рядят. Вот и бросили деды с этим «чемоданом без ручки» возиться. А зачем?! Гораздо лучше и намного проще с рудника «Заполярного» руды с видимой и приятной глазу платиной наломать, да и Дело с концом!!! Руда-то в те лохматые годы была такая, что хоть на хлеб её, сладкую, мажь! Дороже икры чёрной…
Но, времена меняются, аппетиты остаются, а методы изощрённо оттачиваются. В гравитационном обогащении, в те тревожные, 1990-е, лихие годы, случилась-таки предреволюционная ситуация – центробежные концентраторы, - восхитительно дорогущие. К гравитации капиталисты ещё и центростремительное ускорение присобачили…
В Туле уже тоже выживали. Рынок! Мать его. Оборонные заказы при двоешниковой, «новой» власти, почти, что пропали. Бабы, дети, старики голодные сидят. Что делать? К используемым уже капиталистами силам Природы, Туляки, как Левша Наш, знаменитый, вибрацию ещё, на службу нашей Родине приспособили. Сбоку-припёку. На благо народа, так сказать. Худо-бедно, не сразу, конечно, но процесс пошёл…
Самый-самый жир и цимес россыпи реки Щучья начал постепенно собираться в процентовый концентрат. Почти полтонны металла за одно короткое лето тогда взяли. Виват. Виктория! Виват-то, виват, а кто ж его знат, кто виноват?! Пока разбирались, как учитывать, как продавать: какая масса и вес удельный, плотность, влажность, пористость, кавернозность… .Почти, что четверть драгметаллов, чудесным образом пропала из металла. С ума же сойти можно! Хотя и геологи все, вроде бы, по образованию были. Профессион де фуа... Утёрлись. Начали на другой год считать, - планировать…

- Такое же «богачество» мы всего на шести концентраторах славно взяли! Виктория! А, ежели их удвоить? А, втрое может взять?! – «Инженерное мышление» кипятило разгорячённые деньгами геологические мозги, как в микроволновке.

Дурень думкой богатеет. Это общеизвестно. Но, добыча стала падать! Надеждам и всем радужным расчётам вопреки. Выхватили весь жир, уже известный, в самое короткое время. Возрадовались, а металл-то «крупный», к обогащению на «Тульских самоварах» пригодный, иссякать начал. Задумаешься тут. На Острове - та же хищная канитель: всё удобное сработали. Артель старателей «Южную», Домой, на Кулар, в Якутию выжили, а сами-то, что? Гордые слишком артельщики оказались. Не пошли в рабство старатели. И «Программа» и затрещала по швам... Работать-то, уметь, оказывается, надо! Со снижением пошли «геологи»! Гораздо. В чужих-то руках, знамо дело, было толще!!! Гладко было на бумаге…
Начало «Рутений» трясти и колбасить. То одно, то другое. Люди добрые за их производство держаться перестали. Проходимцы разные завелись. Зарплаты в конце сезона не дождаться… Ну, как тут не напиться, из общего корытца? В начале пути, пока мало-помалу разбирались, как учитывать, как продавать, какая масса и вес удельный, плотность, влажность, пористость, кавернозность, - поняли старый еврейский анекдот…
…Евреи решили устроить Новый год в общине и договорились, что каждый принесёт бутылку водки в общий чан, для застолья… Сели. Разлили. Раввин произнёс тост с пожеланием добра. Выпили...Оказалась ВОДА! Чистая, как слеза, убиенных младенцев.
Вспомнили, также, анекдот про играющих в покер джентльменов, когда карта одному резко «на слово» попёрла…
И деньги пошли. Слышите? Нет?! Деньги любят тишину…
Квалификация проверяльщиков из РАО «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ» и методики их опробования поставляемых на Комбинат концентратов, были такими же, как при заполнении общего чана с водкой в синагоге! Один в один. Органолептически! Двоешники в хгалстухах! Павлины коридорные! А, Гора-то Норильская, как давала металл с плюсом, так и до сих пор даёт… Подвинули маленько баланс металлов и ВСЁ…

ОТ БОЛЬШОГО НЕМНОЖКО, - НЕ ВОРОВСТВО, А ДЕЛЁЖКА!!!

Презабавно нынче смотреть на зажравшихся, уверовавших в себя, лощёных двоечников, - членов общества. На них, и только на них, солнцеподобных, производство держится! Они в это свято веруют. Особенно умиляет Управление економической безопасности и режима из бывших ментов - «УЭБИР». Особливо, когда они властью своёй великой озабочены и собственным благополучием. Ещё бы! Надо же им, «патриотам компании», каженный день, до отпуска, до пенсии, решать свою триединую задачу:

1. Дотянуть, правдами и неправдами, до конца рабочего дня и не выхватить нагоняя за бестолковость. При этом надо доказать свою собственную значимость, для чего больше молчать, для вида разумности, и уйти с работы позже руководителя.
2. Доползти до отпуска, как угодно, ради Христа, у него же дети...
3. Домутить до пенсии…

При чём здесь эффективность производства?! У каждого свои цели и задачи…

21 декабря 2019г. 2 часа 30 минут
Полярная Ночь. Погода сказочная. -20оС
С Новым астрономическим годом
г.Норильск Эдвард Вашгерд (Э2рd)

P.S. Печально, что в государстве сидят такие же «проверяльщики», а народ живёт из года в рот. На пожить не отложить!!! Э2рd