Доносчику - первый кнут

Вера Армашова
    В стране мы были одни из первых, кто сел за парты с семи лет.
    Шла борьба с неграмотностью(ликбез) вместе с нами пришли учиться те,которые
    на много старше нас и на уме у них была далеко не учёба, они мешали познавать
    нам науки
    и мы с удовольствием "сдавали" их учителям и родителям, за что получали
    "по соплям" от наших старших товарищей, то есть от них.
    В памяти один из таких эпизодов, правда, трактовать его можно двояко, но в
    моей жизни он сыграл немаловажную роль: никогда ни на кого не стучала -
    надеялась на небо: там разберутся.

    Подсадили ко мне во втором классе моего родственника Петьку, лет на семь
    старше меня. Он занимал своей комплекцией почти всю, партой называемую пло-
    щадь, а мне, как бедной родственнице, приходилось ютиться на самом краешке
    со своими пожитками, что доставляло ему невиданное удовольствие.
    Списывал он в наглую и безбожно, бесполезно было закрываться промокашкой или
    рукой. Он, эта громила, затычкой от чернил ставил мне на нос печати сверху-
    вниз, за день их копилось столько, что почти круглый год приходилось ходить
    с фиолетовым носом.

    И что всего обиднее,дома мама оттирала чернила до "болятки" ко всему же меня
    ругала, что типа, не уживаюсь с коллективом, то есть - с Петькой.
    А вот заступиться и поговорить по душам с обидчиком - не думала, так как он
    доводился ей двоюродным братом.
    Однажды, он спихнул специально свою ручку под парту и попросил разрешения
    её достать. Весь туда не пролез, только на половину в своём овчинном пиджаке.
    Я,было, хотела юркнуть к нему, чтобы помочь, но он вылупил круглые глаза и
    прошептал:"Брысь!" Там, под партой, он...закуривал.

    Козья ножка с самосадом, видно, была заготовлена на перемене или не до конца
    докурена. Дальше: сел за парту, периодически затягиваясь, когда без глаз
    учителя, а дым пускал в зажатый рукав пиджака.
    Почему он сидел одетым?.Мы все так сидели: в ватниках, валенках, шерстяных
    платках в клетку, иногда и в варежках, ибо школа не была часто отапливаемой,
    из за недостатка дров и мы, ученики,были как бы на само обогреве.
    Ну вот,значит, сидит мой сосед Петро,покуривает и победоносно так поглядывает
    на нас, мелкую челядь сверху-вниз, справляя своё никотинное удовольствие.

    Возможности такой: поднять и потрясти рукой упустить я не могла - не имела
    гражданского права. Его выставили из класса.
    Уходя, он голосом Змея Горыныча прошептал:"Готовьсь, из школы-прибью", но не
    исполнил обещанное, во первых - родня а во вторых, сам был рад развитию таких
    событий: там, в коридоре, всегда находились такие же "выгнатые" переростки
    и все, разумеется, были счастливы этой встречи, хоть покурить во благе без
    лишних глаз.

    Домой я летела на крыльях, предвкушая что расскажу домашним, как рассекретила
    Петьку за все его вредности - разом.  Не обмахнув валенки от снега, вихрем
    ворвалась в дом.
    До сих пор картина: мама, меня встречавшая, отец чинивший валенок, надетый
    на колодку и дедушка просто сидевший на сундуке.
    За рассказ мой аплодисментов не последовало, все почему то молчали.
    А мама в этой тишине внушительно сказала:"Доносчику - первый кнут!"
    Я стала плакать от обиды, не найдя поддержки, отец прижал меня к себе,но
    слов утешения так и не услышала.  Ни от кого.

  !!Вскоре Минобразование приняло очень хорошее постановление:Взрослую негра-
    мотную молодёжь, а значит, в том числе и вредного Петра Алексеевича,
    отделить от нас "нормальных" в вечерние школы (ШРМ).
                Благо стало всем.