Из цикла - портреты- Настоящая дама барокко

Александр Землинский
Настоящая дама барокко

 В который раз Кристина – Августа продолжает вспоминать, в те редкие и трудные минуты  о своем непонятном для всего королевского двора решении… Отца  давно нет, он погиб в сражении, когда Кристине было шесть лет, и когда корона государства согласно династическим правилам перешла к ней. Но королевская жизнь наскучила ей и, поменяв традиционную религию,  она принимает решение покинуть Швецию.
Кристина-Августа, королева шведская, поменяв северную Швецию на солнечную Италию, её столицу – Рим, а заодно и религию, обосновалась в этом городе, так притягивающим всех. Молва о её мужественном характере, смелости ума, образованности и, что более интригующе, скандальных любовных приключениях, опередила её приезд в Рим. Столицу, где властвовал папа Александр VII. О! Он уже праздновал и торжествовал в этом обращении королевы победу церкви. Разумеется, встреча Кристины-Августы была пышная, в стиле барокко!
Великолепное палаццо Фарнезе удостоил чести принимать Кристину-Августу со свитой. Возле городских ворот уже ждала шестёрка породистых рысаков, запряжённых в карету. И не просто! А по рисунку великого Бернини. Истинно царский подарок папы.
Но Кристина не нуждалась в карете. Она на глазах изумлённой публики въезжала в город верхом на мужском седле. Это первое представление Кристины изумило толпу, она понравилась всем. И хотя она не была хороша собой: небольшого роста, худощава, плохо сложена, смуглая и с большим носом, да ещё с низким голосом, но её натура, необычность и независимость поступков решали всё. К тому же во взгляде её огромных глаз чувствовалась живость ума, острый ум и ирония.
Рим середины семнадцатого века – это властвующий архитектурный стиль Барокко, новый стиль в искусстве. Но не только. Это целая эпоха в истории города, где наряду с архитектурой, украшавшей пространство, были и нравы, понятия, этикет и где царствовал феномен не только эстетический, но, что не менее важно, психологический. Здесь, у барокко были здания, сооружения и … люди, своя жизнь и нравы. Диссонансы искусства повторялись и в жизни: церковная музыка и итальянская комедия. Весёлость и игривость комедии смешалась с церковными песнопениями. Ирония жизни проступала сквозь пышность, благочестие и обрядность.
Папа Александр VII из рода Киджи, на первых порах был несколько смущён, что новообращённая Кристина не уделяла должного внимания благочестию. Он, было попытался узнать причину и направить её на путь истинный, но воздержался до окончания весёлого карнавала, который своей пышностью и увеселением был устроен для Кристины. Карнавал королевы! Так решил папа. В этом водовороте празднества Кристине принадлежало верховенство. Сама судьба благосклонно определила это место шведской королеве. Она с лёгкостью нашла себе верных друзей, среди которых самым близким и верным стал красивый и элегантный кардинал Адзолини, ранее рыцарски расстелив перед ней, выходящей из кареты, кардинальскую мантию, когда она замешкалась, увидев грязную площадку перед собой.
Столичная жизнь Рима совершенно увлекла Кристину. Да и верно.
– Моё времяпровождение, – говорила она, – чтобы хорошо есть и хорошо спать, немного заниматься, вести приятные беседы, смеяться, смотреть комедии, особенно итальянские. И вообще – жить в своё удовольствие.
И, конечно, во всех праздниках Кристине принадлежало первое место. Но среди удовольствий не была забыта и учёность. То, что Кристина знала семь языков, любила читать классиков и хорошо знала их, владела одной из лучших библиотек того времени, увлекалась афоризмами, не осталось незамеченным. Кристина, в первые годы своего пребывания в Риме, основала Аркадскую академию.
Но дружбы её с церковью не получилось. Папа неоднократно и терпеливо беседовал с ней, но всё было напрасным. Церковная служба ей рано наскучила, хотя она сопровождалась оперной музыкой. Поведение Кристины становилось всё менее и менее достойным благочестивости. Даже чётки, как подобает благочестивой даме, Кристина, как ни увещевал её папа, не носила в храме. Все вечера она проводила в театре, ведя себя так, что римский народ перестал её стесняться. А когда она появлялась на улицах Рима, простой народ кричал ей вслед любезности в духе известных всем комедий.
Когда папа решил сократить её содержание, она, продав часть своего имущества, села на корабль и уплыла во Францию. После чего палаццо Фарнезе свитой королевы было расхищено. Дошло дело даже до медных листов крыши.
Однако, не изменив своего поведения, часто шокирующего своим вызовом общественную мораль во Франции, она была встречена холодно. Здесь, в Фонтенбло, которое было определено ей под жительство, Кристина ознаменовала своё пребывание ужасной расправой над своим любовником Мондальдески. Он сменил кардинала Адзолини. Будучи главным управителем дел королевы Кристины, Мондальдески в нескольких письмах имел несчастье откровенно написать о милостях королевы, не удержавшись от оскорблений в её адрес. Письма попали к его врагу Сантинелли. Он показал их Кристине.
Она, собрав в одной из зал дворца Мондельдески, Соктинелли и ещё двух преданных ей дворян, а также аббата Ле Бель, устроила очную ставку, на которой Мондельдески умолял её о пощаде, но был всё-таки убит её друзьями. Об этом Кристина никогда не жалела. Впрочем, подобные убийства были в моде в тот век.
Этот случай ускорил отъезд Кристины в Рим. Папа Александр VII не пожелал раздувать эту историю, и только Сантинелли стал очередной жертвой и виновником случившегося. Но! Каков век! Каковы люди! Что за нравы! Сантинелли стал доверенным человеком Кристины. Он позднее бежал в Венецию и много лет спустя женился на герцогине Чери, отсидевшей из-за их любви в замке Ангела девять долгих лет. Всевластный папа Александр VII, с его прихотями, заточил эту женщину в темницу на девять лет!
Несчастья Кристины начались после смерти папы Александра VII. И хотя три года папа Климент IX благоволил к ней, другой папа, Климент X – напротив, был весьма холоден и суров.
Но Кристина уже приняла решение не просить помощи у папы. И хотя очередной папа Иннокентий XI, крутой старик, закрыл все театры в Риме, и отравивший последние годы Кристины, она всё-таки выдержала суровую и жестокую борьбу с ним.
Её могущественный союзник, французский посланник Де Лаверден, опираясь на восемьсот вооружённых солдат, свою личную гвардию, защитил Кристину и многих из её вельмож от папских сборов.
Этой гвардией командовал маркиз дель Монте, последний любовник Кристины. Так сложилось, что она прощала ему его пьянство, любовные измены и нередкие побои. И всё, ради нескольких минут пылкой его привязанности к ней. Но и это прошло, когда дель Монте внезапно умер, во время подготовки к очередному карнавалу.
Кристина пережила его на несколько месяцев. Она умерла в 1689 году и барокко воздвигло ей, своей даме, торжественную гробницу под сенью собора Святого Петра, заменив титул её на простые слова эпитафии: «Vixit сhristina Deo annos 63».
05.06.2014