М. М. Кириллов Выбор главного Очерк

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

ВЫБОР  ГЛАВНОГО

Очерк

       О главном писать трудно, прежде всего, потому, что не всегда можно верно определить, что является главным. Тем более, что у каждого оно своё. Да и время такое, исторически переходное. Но, как правило, у каждого всё-таки есть возможность выбора. Это несчастье, когда его нет. Можно и ошибиться.
     Выбор может быть как твоим собственным, субъективным, так и выбором того большинства, к которому ты принадлежишь или тяготеешь, то есть, более объективным, и тогда он требует подчинения ему или согласия с ним. Коллективный выбор обычно более обоснован. Важно, если время и практика подтвердят его правильность.
      Сказанное является условием для последующих моих размышлений именно о выборе главного в происходящем в нашей стране в последние годы, и о возможности перемен в будущем. При этом важно, хотя и трудно, постараться избежать субъективизма в оценках и не переоценивать их.
      Коротко о себе. Я уже весьма старый, советский, профессор-терапевт, из семейной династии рабочих Петербурга (Петрограда и Ленинграда), работавших в своё время на заводах в Обухово за Невской заставой («Обуховский», он же позже завод «Большевик», картонная фабрика и др.), работавших на Ржевке (завод «Краснознамёнец»), на Пороховых и, там же, на известном артиллерийском полигоне.
     Мой дед, его братья и их семьи, бабушка, отец, брат отца и его семья жили в этих рабочих посёлках на протяжении более 80 лет. Мужчины в семье были, в основном, токари высшего разряда на местных оборонных предприятиях. Учились обычно в приходско-церковных школах, а позже, уже в советское время, на рабфаке. Дед и бабушка участвовали в известной забастовке «Обуховская оборона»» (1902 г.), участвовали со своими рабочими коллективами в революции 1905 года, буржуазно-демократической и социалистической революции 1917 года. Большевиками не были, но поддерживали их. Отец мой в 1918 году вступил в только что созданный комсомол, а в 1928 году в ВКП (б). В 1934 году он окончил Военную академию связи в Ленинграде.
     Дедушка, бабушка и многие наши родные на Ржевке умерли от голода во время ленинградской блокады. Отец и его родной и двоюродный братья – были участниками Великой Отечественной войны. Двоюродный брат погиб. Мы, их младшее поколение, дети войны, живы и сейчас. Но наша мама, кстати, выпускница Ленинградского педагогического института им. Герцена, тоже пострадала в войну - умерла от туберкулёза лёгких вскоре после её окончания, заболев ещё в эвакуации.
     Мы, все трое её сыновей, братья Кирилловы, - уже четверть века являемся членами рабочей коммунистической партии (живём в Ленинграде, Рязани, Саратове). Старшие из наших детей и внуков, ещё заставшие советское время, были и пионерами, и комсомольцами.
     Такова краткая история нашей семьи, тесно переплетённая с историей всей страны. Я - всего лишь продолжение её династийной, стержневой, линии.
     Таких семей, как наша династия Кирилловых (а нас и сейчас аж 43 человека, возрастом от года до 89 лет (!), причём только 9 из них «постсоветских»), в довоенное и послевоенное время в стране было большинство. В  жизни они были, как все, обычными людьми. Женились, нередко разводились, бывало, грешили, от чарочки водки, если позволяли здоровье и профессия, не отказывались. Уважали круг друзей, гитару и балалайку, знали и любили петь русские романсы и советские песни. Были честными, берегли семьи и собственную трудовую честь. Помогали слабым. В бизнесе не участвовали, богатств не нажили и родину на заграницу не променяли. Ничего особенного, а уважения людей заслужили все. Имели награды: боевую фронтовую медаль, орден «Красной Звезды», медаль «Материнская слава», орден «Защитник Дома Советов», орден Сталина и другие. Из жизни, те, кого уже с нами нет, ушли достойно. Обычная советская семья, причём и сейчас, спустя почти 30 лет, после того, как пришли креативные буржуазные «пришельцы».
     Так, когда-то евреи из Египта с Моисеем во главе, судя по Библии, «пришли в места обетованные (нынешний Израиль) и жили». А что стало с теми, кто жил там же до них?! И мы живём, мы же у себя дома. Или нам это только кажется?
     Эта справка приведена не случайно, так как судьба семьи естественно определила и мой выбор в оценке прошлого, современного настоящего и будущего России и характер моего собственного участия в общественной жизни. Выбор вполне самостоятельный, но учитывающий позицию единомышленников, рабочих коммунистов и моих Учителей. А то, что приходится   слышать из надоевших буржуазных (правительственных) СМИ, я учитываю, конечно, но, как правило, отбрасываю, как чуждое мне.
       Какое-то время, в период контрреволюции 1991-1993 годов, во мне ещё сохранялись обрывки прежней, советской, политической доверчивости, но с расстрелом Белого Дома из танковых орудий, с повсеместным и системным уничтожением памяти всех, даже наиболее выдающихся, советских писателей, с массовым предательством бывших членов «посыпавшейся» КПСС, сразу сбросивших свою прежнюю, советскую, шкуру и перешедших на службу к новой власти, и, наконец, с демонстративным заколачиванием фанерой по праздникам Мавзолея Ленина и могил пролетарских вождей на Красной площади, вот с этих самых пор с какими-либо ожиданиями позитивных предложений нынешнего режима, для меня было покончено.
     Таких, как я, оказалось много, миллионы людей. Разных, конечно, но одинаково обокраденных материально и духовно теми, кто рвался к личному обогащению и к власти.
     Все эти 30 последних лет мне самому, в клинике, которой я заведовал, и позже, уже на пенсии, также, как и моим сослуживцам и ученикам, пришлось жить в искусственно инкапсулированном, но советском, мире, подчас, как бы, в отдельно взятых группах людей (своеобразные «партизанские отряды»), с тем не менее, небезуспешными попытками по-прежнему приносить пользу нашим, простым – бедным и нищим – людям, больным и здоровым, сохраняя в себе и в окружающих прежние социалистические ценности бескорыстия, справедливости и правды.
     Социальная и духовная жизнь возникшего нового буржуазного строя сделали активное противостояние идеологий практически неизбежным, но и, вместе с тем, затруднительным. Оно жёстко пресекалось «инородцами». Общество разделилось. «Хозяева жизни» обогащались нагло и без меры, обычные люди, живя от зарплаты до зарплаты, старались, как и прежде, несмотря ни на что, как можно больше сделать для людей. Лечили больных, готовили студентов, защищали диссертации, воспитывали собственных учеников в ценностях ещё классической советской школы.
      Наряду с некоторым, несовершенным, укреплением вертикали буржуазной власти и вынужденными мерами по усилению безопасности ранее уже во многом ею же разорённой страны, а главное, сохранению награбленного, наследники Ельцина продолжили уже избранный ранее курс на уничтожение даже памяти о советской власти.
     Вместо констатации реальных проявлений обострившейся в стране классовой борьбы и их учёта в своей государственной политике, властями были провозглашены собственные идеи якобы политически единой России и её, несуществующего, будто бы общенационального, единства, идеи мифических вековых народных «скреп», надуманного «глубинного» («доминирующего» над классовыми противоречиями) родства богатых и бедных и т.д. Идеи эти постепенно лопались, как мыльные пузыри. Они целенаправленно выполняли роль идеологической и социальной мимикрии, создавая ложный образ будто бы эффективного и креативного буржуазного государства.
     А государство это, на самом деле, зримо разобщённоё на бедных и богатых, все эти годы по-настоящему обеспечивало и охраняло только интересы миллионеров. Из советского, общенародного, на самом деле, оно стало государством толстосумов. Получилось, что Россия, как родина, будучи у всех нас общей, как государство, стало разным по классовому признаку, как когда-то в царской России: для кого пролетарское, а для кого буржуазное.
    Это разделение официально всячески затушёвывается. Власти очень важно разделённое и несовместимое выдать за единое и цельное. «Синий туман – это обман», поётся в романсе Добрынина. Обманывая людей, ими легче управлять и грабить.
     Впрочем, я, как и большинство соотечественников, вообще-то как бы рад многому, что строится у нас в стране сейчас или планируется построить в будущем. Просто какое-то капиталистическое ГОЗРЛО! Рад успешному окончанию строительства Крымского моста, спуску на воду очередного ледокола, развитию и использованию Северного морского пути, окончанию строительства многострадального «Северного потока-2», мосту через реку Амур, реализации проекта «Сила Сибири» и даже новым мега-проектам (мосты через реку Лену и на Сахалин). Это, конечно, неимоверно дорого и технологически сложно, но действительно грандиозно. Это привлекает огромные инвестиции государства и сотен застрахованных частных лиц, рискующих, конечно, но и рассчитывающих на получение щедрых прибылей.
      Однако, для меня это, прежде всего, огромный, тяжкий и рискованный труд миллионов рабочих, строителей, проходчиков, геологов, нефтяников, транспортников, эксплуатационников, инженеров и учёных. Главное, здесь, конечно, труд этих миллионов наёмных работников, в основном и обеспечивающий конечный результат всего дела. Именно это и вызывает уважение.
    С одной стороны, деньги буржуазного государства и толстосумов, государства «пришельцев», с другой, пот и кровь, самопожертвование и опыт людей труда, большинства людей нашей Родины. Вложения и польза в какой-то мере вроде бы обоюдны, но далеко неравноценны. Но дело не в недооценке сделанного (оно безусловно велико), а в заведомом нарушении паритетности прав, усилий и конечной прибыли участников строительства и его собственности, в том числе и в результате последующего владения построенным. Дело как раз и состоит именно в заведомом отсутствии паритетности. Образно говоря, кому-то, как всегда, достанется бублик, а людям труда лишь дырка от бублика и право ещё долго благоговейно смотреть на этот дорогущий бублик, ставший, в конечном счёте, чьей-то частной собственностью. Только не общенародной собственностью. «ГОЭРЛО» какое-то не ленинское! Неравноправие и многократное превышение прибыли толстосумов над их расходами – обычная норма любого капиталистического предприятия. Ничего личного, как говорят. Не забывайте, капитализм – это рынок и система частного обогащения немногих за счёт беспощадной эксплуатации миллионов других! Карл Маркс никогда не устареет, даже если перестать его переиздавать.   
     Тоже и с проблемой якобы общенационального патриотизма. Это, как и война, в сущности, классовое понятие, а выдаётся оно и здесь за общенародное. Даже общенациональное главное политическое управление в нынешних ВС РФ функционирует. В классово однородном СССР рабоче-крестьянское ГПУ было естественным. А чем наши «пришельцы», буржуины, хуже?! Но тогда правильнее было бы назвать его политическим Управлением верности государству толстосумов… Управлению нынешней, по своему социальному составу, по-прежнему, рабоче-крестьянской армии. По принципу «навались народ, защити господ -захребетников». Враги ещё и не напали, а управление якобы всеобщей верности уже существует. Неграмотность, помноженная на беззастенчивый классовый эгоизм. Предполагается защита государства за счёт рабочего класса, также как и выполнение мега-проектов. Всё это имеет прямое отношение к теме очерка. Ведь речь идёт о главном.
     А главное в нашей стране – это трудовой народ России и всё, что создано им. Это и есть настоящая Россия. Таков мой выбор и ответ на вопрос, заданный в начале очерка. С таким пониманием главного можно жить и спокойно делать своё дело. А то, что плавает на поверхности жизни – власть, буржуазные СМИ, бесконечные форумы, псевдоискусство, либеральная суета, мифические надежды на якобы спасительную роль оплаченного волонтёрства, «среднего класса» и общенационального «единства общества»– всего лишь буржуазная идеологическая самоутопия, потребительская философия правящего класса, обильно пропитанная долларами. Провозглашаемая им виртуальная «мощь» будущего буржуазной России служит лишь ложным прикрытием подлинной интеллектуальной, идеологической и творческой скудности её действительного настоящего. Реальная мощь России создаётся и представлена только трудящимися и принадлежит им. «А паразитам – никогда!» Понимая это, чувствуя себя уже сейчас реальным хозяином своей страны, несмотря на  буржуазную плесень, можно быть увереннее и в оценке будущего трудящихся России, и в собственной жизни и работе. Люди труда сами решат свою судьбу.
     Мои суждения о выборе главного в общественной жизни, имея значение, скорее всего, не только для таких, как я, тем не менее, могут, конечно, и не устроить других. Я предлагаю свое видение, но не навязываю его. А то, что предлагает власть, может быть, внешне и правдоподобно по форме, но антинародно по содержанию и корыстно. «Не верю!», сказал бы Константин Сергеевич Станиславский. И я ему верю.
     Для новоявленных господ («недобитков прошлого») жить в существующем обществе, это сокровенная возможность стать самым свободным и самым равным среди, по их мнению, вчерашних «совков» и «рабов, вырвавшихся из клетки». «Рабов», просто обречённых высшим, господствующим, классом страны оставаться лишь его наёмным «быдлом», не имеющим собственного будущего.      
     Есть и те, кто, обессилев от нищеты и фактического бесправия, давно уже оказался вне борьбы за свои права, забился в угол, довольствуясь крохами с «барского стола». Таких людей тоже не мало, к сожалению. За них выбор уже сделали другие. Сами они всего лишь жертвы выбора других. Отработанный общественный материал, поставщик преступности и люмпен-пролетариата.
       У этих основных общественных категорий судьбы разные. Нужно помнить, что убеждения людей, тем более их классовое поведение, таблетками от депрессии не лечатся, разговорами – тоже. Их решают только социальные революции масс. Почва для этого готова, нужны только сплочённость и организованность трудящихся.
     Интересно, а что об этом думают сегодня на той же  Ржевке, на Кировском заводе, в Кронштадте?