100 лет со дня рождения

Добрая Добрая
Николай Иванович Сладков – 100 лет со дня рождения

5 января 1920г. – 25 июня 1996г.

Из интернета только годы жизни. Для меня, как читателя и давнего почитателя этого автора главное то, что он нам оставил, своё видение природы. Совершенно уникальное, оригинальное и самое бесценное – богатейшее наследие для детей.

Для детей писать о природе так, чтобы получалось интересно, познавательно, увлекательно и забавно – великий дар. Можно оживить всё вокруг и придумать удивительную историю про деревья, камни, дождь, паутину. Можно «очеловечить» вольное лесное зверьё, подарить животным речь, способность мыслить, думать, хитрить, сопереживать, любить. Разве это не чудо?

В маленьких историях Николая Ивановича Сладкова сказка начинается с первых же слов – сказка о Природе.
Природа и сама сказка, бесконечная, обо всём, что нас окружает, и что мы не умеем замечать. Порой и беречь.

Если бы каждый сердцем читал «Муму» Тургенева, то живодёрами не становились бы. Если бы каждый душой читал Сладкова, то никто бы не мусорил в лесу, на природе вёл бы себя как скромный гость и тысячу раз подумал, прежде чем сорвать пролеску, ландыш или сломать ветку вербы.

Сладков – мастер малого рассказа со своим видением, казалось бы, незначительного и обычного в лесу. В его сюжетах всё вокруг начинает жить по-особенному, деревьям, птицам, травам, насекомым, грибам, он придумывает интересные ситуации и диалоги, нередко из наблюдателя становится собеседником, причём, не преподносит себя как всезнайку, наоборот, учится у Природы терпению и знанию, учится вдумчиво и бережно.

Интересные истории заслужили самых известных художников и издательств, многие из них вошли в серию «Русские сказки о природе». Сборник сказок Николая Сладкова с великолепными иллюстрациями художника Виктора Васильевича Бастрыкина (совместно изд-во «ОЛИСС» и изд-во «ЭКСМО», М, 2006г.) – один из знаменитой серии.

Читала рассказ за рассказом и поражалась лаконичности и красоте слова, простоте сюжета и глубине смысла, остроумию, истинно сыновней любви к родной природе, и, как у ребёнка, восторгу и искреннему ожиданию чуда.

Для меня же чудеса случались на каждой странице, в каждой истории, переживала вместе с автором, проходила непроходимое, встречала неведомое, находила невиданное, открывала целые миры, замирала от тайн микромира и с трепетом всматривалась в вечное.

Человек жил в своём светлом мире и щедро делился нереальной красотой реально виденного. То, что –остановись, обернись, прислушайся, присмотрись, – перед глазами. Да только у нас всё видится не так, иначе, обыденно, серо, вообще неприметно.

Много лет прошло с нашего первого «знакомства». Давно приобрела все сборники с произведениями Сладкова, выпущенные разными издательствами.
Согревает душу надежда, что к столетнему юбилею любимого писателя увидит свет новое красочное издание его великолепных рассказов и чудо-сказок.

Например, таких, как «Загадочный зверь». Великолепный и познавательный диалог автора и … «загадочного» зверя, из которого, в юмористической форме, узнаём невероятное о… «загадочном» звере.

 «Трутовик» – один из тех рассказов, в котором мастерство чуткого натуралиста в малом умещает многое, богатейшая информативность и необыкновенно родная простота и зримость. Читаю и чувствую себя там, в лесу, держу в руках древесный гриб, подбираю для него применение – сделаю своеобразную ёмкость для растения, или прилеплю на него статуэтку белки, совы, зайчихи с зайчатами, или оставлю на полке как украшение. Куда-нибудь пригодится, ведь придумала когда-то про него сказку.

Трутовик
Н.И.Сладков
(05.01.1920- 25.06.1996гг.)

Трутовик, как лесная полочка! И хочется на эту полочку что-нибудь положить: шишку, гриб, или хотя бы жёлудь. Нарочно что-нибудь найдёшь и положишь. И посмотришь со стороны. А то собьёшь трутовик и заберёшь с собой. Чтобы дома устроить полочку на стене. И тоже что-нибудь на неё поставить. Что-нибудь на память о лете.

Лесные эти полочки даже дроздов в соблазн вводят, дрозды нередко устраивают на них своё гнездо. Гнездо-чаша красуется на грибе-блюдечке. Видел на трутовике белку: сидела и шелушила шишку. Нарисуй так её художник – так не поверят же! Пухляки садятся на трутовики, бабочки-траурницы. Трутовики и без живых украшений бывают хороши: кто с белой, кто с красной, кто с оранжевой губой-оторочкой. Да ещё и с капельками росы на ней: сияет на солнце, как хрустальная люстра.

На лесных грибах-полочках можно найти приметы времён года: первый осенний листик – начало листопада, последние снежинки зимы, лиловую летнюю кляксу дрозда – черника поспела! А бывают трутовики не полочки, а … копыта! На копыто ничего уже не поставишь и не положишь, но зато оно ведёт счёт годам. И можно легко сосчитать, сколько такому копыту зим и лет: каждое лето нарастает на нём новый валик – словно колечко на детской пирамидке.

Копыто-календари отмечают лесное время. А ещё трутовики отмечают памятные события. «Копыта» и «полочки» растут всегда губчатой стороной вниз. И когда ураган валит в лесу деревья с трутовиками, то можно потом через много лет узнать, когда случилась буря: стоит только сосчитать валики на трутовиках, выросших на поваленном дереве.

                Фото автора книги из личной домашней библиотеки.