Детство и дедство

Владимир Буров 2
                Ложь во спасение

   Вчера у зайца был день рождения. 9 лет. Вроде бы почти взрослый Но, как оказалось, это «почти» ещё велико. Не всегда знает, что в некоторых случаях лучше бы честно чуть-чуть соврать. Самую малость – чтобы не расстроить человека. Однако всё по порядку.
   Наша взрослая толпа, естественно, завалила его подарками, как только поступил от него сигнал по телефону: «Приходите праздновать!» Мелкий от радости практически забыл про еду и, лишь слегка перехватив, ринулся собирать «Лего»-конструкции. Ничего, с праздничным столом сами управились – нас много, хоть мы и не в тельняшках.
   Дедушка, в смысле я, на сладкий стол никогда не остаётся – не дедушкинское это дело, всякие сладкие столы. Ну, вы понимаете. Если понимаете. Вышел из-за стола привычно первым, вернулся домой, уткнулся в свой наркотик: интернет. Попозже приходит бабушка Т. в слегка расстроенных чувствах:
  - Твой подарок ему очень сильно понравился и он его уже собрал. А о моём сказал, что у него вообще-то такое уже есть и оно не интересно.
   Казалось бы, отчего расстраиваться? Сами же учим парня говорить только правду! И сами же ждём его повзросления, чтобы намекнуть, что иногда лучше немножечко соврать. Но осадок у бабушки, по её словам, всё равно остался.
   Я перебрал варианты, как бы утром объяснить ребёнку, что он сделал не так, и не спалить при этом бабушку. Остановился на попытке подать нравоучение абстрактно, завести разговор о подарках и о том, что они в любом случае делаются от души, а «дарёному коню в зубы не смотрят» и лучше не подавать виду, если чей-то подарок тебе не приходится по душе. Что-то в этом роде. А потом невзначай спросить, понравились ли ему наши вчерашние подарки. Так и сделал. Но когда подошла очередь этого вопроса, заяц с ровной взрослой интонацией в голосе ответил:
  - Я не хочу говорить на эту тему.
   Ладно, думаю, значит, говорил я не зря и он кое-что понял. На самом деле, очевидно, вечером ему всё это объяснили родители. И он проникся. Потому что по дороге из школы мы болтали без умолку, меняя темы, как брезентовые рукавицы – каменщики-огнеупорщики, до самой калитки во двор. Но, открывая калитку, он тем же выверенным, спокойной тональности голосом сказал:
  - Мне нужно к вам зайти.
  - Заходи, в чём проблема? – Ответил я и открыл ему дверь. А сам остался во дворе, чтобы не мешать им с бабушкой разговаривать, если они вознамерятся делать это на веранде. Нет, когда я минут через пять зашёл, то они уже ворковали в зале и по обрывкам фраз я понял, что он просил у бабушки прощения, если обидел, а бабушка предсказуемо витала в облаках. И чтобы совсем уж убрать из её раненной души неприятный осадок, он решил пообедать у нас и даже на радостях принялся обещать заскочить ещё вечерком, но вовремя одумался:
  - Нет, пожалуй. После того, как сделаю все уроки, я устану и мне нужно будет отдохнуть.
  - Да, - вторила ему счастливая вниманием внука бабушка, - тебе же ещё и английским позаниматься надо будет. Конечно, ты устанешь. А ещё захочешь поиграть на компьютере…
  - Вот-вот.
   Они ещё раз расцеловались и он пошёл переодеваться в домашнее.