Джон Герстнер. Провидение меч обоюдоострый

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРОВИДЕНИЕ: МЕЧ ОБОЮДООСТРЫЙ
Джон Герстнер
http://www.the-highway.com/theology2_Gerstner.html

В соответствии с Вестминстерским кратким катехизисом, «Божьи дела провидения являются самыми святыми, мудрыми, могущественными, сохраняющими и управляющими всеми Его созданиями и всеми их действиями». Это всеобъемлющее утверждение говорит о том, что Божье провидение охватывает все, а не только некоторые действия Его творений. Такое определение будет включать в себя большие события и мелочи, как хорошие вещи, так и зло. Разве Иеремия не учит тому же учению? «Кто говорит, и это сбудется, когда Господь не заповедует это?» (Плач 3.37). Деян. 15.18 разве не об этом же? «Богу известны все Его дела с начала мира». Если Богу известны не все Его деяния с самого начала, то Ему ничего не известно. Ничто не ускользает от Его целей - ни волос, ни падающий воробей.
Ни вы, ни я не были бы здесь, чтобы обсуждать провидение, если бы провидение не привело нас сюда - если бы Бог не исполнил Свою волю на земле. Насколько мы осознаем все мелкие детали, из которых состояла наша жизнь к этому моменту? Я не знаю мелочей в вашей жизни, но я знаю их в своей. Позвольте мне упомянуть одну-две из них. Если бы я ребенком уронил мрамор на один дюйм влево или по какой-то причине поставил ногу на один дюйм вправо, когда однажды спускался по пожарной лестнице, я бы сейчас, наверное, вообще не обсуждал провидение.
Не только в вашей и моей жизни, но и в жизни исторических общественных деятелей важнейшее значение деталей очевидно.  А.Х. Стронг в своей «Систематической теологии» напоминает нам, что жизнь Мухаммеда когда-то была под угрозой. Спасаясь от своих врагов, он спрятался в пещере, через которую паук быстро раскрутил паутину. Когда преследователи увидели это, они решили, что в пещере никого нет, и Мухаммед выжил. Его  религия сегодня насчитывает сотни миллионов приверженцев.
Но если пустяки являются жизненно важными частями Божественного провидения, то как насчет зла? Зло часто очень важно. Самое важное событие, которое когда-либо происходило, было, с одной стороны, ужасающим. Распятие Иисуса с точки зрения распятых было поистине злом. И все же, даже несмотря на то, что убийство Христа было само по себе злодеянием, какое событие было настолько жизненно важным, а его последствия - такими же благотворными, как смерть Христа? Если Божье провидение не включает в себя зло, оно не включает самое важное событие, которое когда-либо происходило.
 Поэтому мы говорим, что провидение - это обоюдоострый меч. Оно включает оба пути, принося (по-разному, конечно, но принося тем не менее) и добро и зло. Если мы это отрицаем, мы отрицаем провидение. Если мы отрицаем провидение, мы отрицаем Бога.  Если мы отрицаем доброе, мы отрицаем благость Бога. Если мы отрицаем зло, мы отрицаем строгость Бога. Библия не отрицает ни того, ни другого, но подтверждает каждое. «Итак созерцайте благость и строгость Бога: на тех, которые пали, строгость;  но к тебе, благость, если ты будешь продолжать стоять в Его благости, иначе ты тоже будешь истреблен »(Рим. 11:22 KJV).
 Давайте рассмотрим эти два аспекта Божественного провидения. Но сначала мы рассмотрим то, что мы будем называть «негативное провидение».
I. Отрицательное Провидение
А. Определение
 Что мы подразумеваем под негативным провидением? Предположим, мы начинаем с определения комика Эда Винна, основанного на небольшом изменении некоторых известных строк:   «Есть судьба, которая грубо влияет на наши цели;  покажи нам, как мы можем". Это достаточно негативно, но это провидение? Нет, это скорее греческий фатализм, чем христианское провидение. Почему? Потому что поведение человека игнорируется. «Покажи им, как мы можем» - это не имеет значения. Сравните, например, с таким типом мышления, как "Царь Эдип" великого греческого трагика Софокла*. Царю Эдипу суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Независимо от того, насколько невинным он может быть, он неосознанно и неизбежно делает и то, и другое. Хотя он сознательно стремится избежать этих грехов, он, тем не менее, делает их и признан виновным за них. Поэтому его мать совершает самоубийство, и он выбивает себе глаза и отправляется в одинокое и безнадежное изгнание.
Определенность конца присутствует в этом трагическом определении негативного провидения. Оно также содержит элемент человеческой деятельности. В сатире Уинна  индус, в трагедии Софокла Эдип делает все возможное, чтобы избежать судьбы. Ни один из них не является марионеткой. Каждый стремится к своему, но безрезультатно. Но чего не хватает в этих двух историях?  Это связь между целью и средствами. Нет связи между целью и средствами; между судьбой и стремлением. Конец наступает независимо от стремления;  действительно, все происходит, несмотря на стремление к иному. Формы судьбы оканчиваются грубо, "покажите им, как мы можем" - то есть, хотя мы придерживаемся моральной линии в стремлении сделать нашу судьбу гладкой, она остается жестокой. Эдип - по сути высоконравственная личность, которой обычно восхищаются его семья и подданные. Но все это ничего не значит, так как ему суждено совершить страшные преступления отцеубийства и кровосмешения - и эти несущие проклятие преступления остаются, хотя он не намерен совершать ни одного из них.
Какой контраст ко всему этому - негативное провидение в Писании! Сравните Деян. 2:23: «Его, будучи преданным по благодаря непоколебимому совету и предузнанию Бога, вы взяли, и нечестивые руки распяли и убили» (KJV). Иуда и другие действительно предали Христа в соответствии с вечным советом и предвидением Божьим. Но они сделали это «злыми руками». Их «руки» не были бездействующими. Они, конечно, не были против этого ужасного поступка. Напротив, они умышленно решили совершить ужасный поступок, почему они и названы «злыми руками». Это иллюстрирует постоянное библейское учение об отрицательном провидении; а именно, что исполнители всегда добровольные исполнители, виновные люди.
Собирая картину воедино, вот что мы находим: отрицательное провидение - это Божественное предназначение даже злых и бедственных событий, но не отдельно - скорее, через - от желающих, хотя и злых определений людей.
Б. Формы отрицательного провидения
1. Внешнее.
Провидение относится ко всей совокупности вещей. Поскольку мы здесь имеем дело только с человеческими существами, мы отмечаем, что провидение относится ко всем людям. Любая человеческая личность является составной. Фома Аквинский заметил, что человек, обладая духом, напоминает ангелов; обладая телом, он похож на животных. Кроме того, что человек имеет две части своей личности, тело и дух, у него есть два периода - время и вечность. Провидение относится как к временному, так и к вечному.
Итак, мы сначала рассмотрим ту форму негативного провидения, которая затрагивает внешний, телесный и временный аспекты человеческой личности. Христос говорил о временном провидении, когда говорил о числе волос на нашей голове. И наша временная жизнь, и наше окружение являются частью провидения. Но и трагические, и благотворные элементы внешнего и временного являются частью провидения. Например, Христос сказал, что Он должен идти так, как было написано о Нем, что Он должен быть убит в Иерусалиме и что Пастырь будет поражен и тому подобное. Поэтому все эти злые события, связанные с Его смертью, имеют Божественное предопределение.
Библия говорит, что наступает время, когда Бог более полно откроет неудовольствие, которое Он сейчас испытывает. Тем временем псалмопевцу кажется, что Бог дремлет и нуждается в пробуждении. Но Бог ждет, пока «чаша беззакония» не наполнится. Таким образом, Он отказался от Своего суда над аморитами. «Но в четвертом поколении они снова придут сюда, ибо беззаконие аморреев еще не исполнено» (Быт. 15.16). Но хотя может показаться, что Божьи суды задерживаются, Моисей предупредил израильтян: «Будьте уверены, что ваши грехи узнают вас» (Чис. 32.23). В своем прощальном обращении, как и в других случаях, он рассказал им о проклятиях, которые наверняка настигнут тех, кто отвернулся от Иеговы.
У нас есть впечатляющие иллюстрации этого негативного провидения, относящегося к внешним событиям здесь и сейчас. Рассмотрим, например, падение Иерусалима. Христос был распят, и ничего не произошло - тогда. Позже, при жизни того же поколения, город был осажден, произошла гражданская война, голод, бойня и неописуемые страдания. Матери пожирали своих собственных детей, когда гнев Божий обрушился на город, распявший Его Сына.
Посещения гнева бывают не только в виде военных бед и запустения. Роджер Бабсон** однажды провел расследование банкротства в Соединенных Штатах в течение определенного времени. Некоторые из этих крахов бизнеса были связаны с отсутствием компетенции - лишь некоторые. Большинство были из-за отсутствия цельности и честности.
 Выдающийся американский историк Чарльз Берд*** сказал, что один из уроков, которые он извлек из своих исследований, заключался в том, что мельницы богов мелют медленно, но очень хорошо. Еще один ученый сказал, что если бы он был близко знаком с состоянием общества, он мог бы за сто лет предсказать дату его падения. Затем он пересмотрел это заявление, заявив, что он может предсказать падение за десять лет.
Мало того, что ученые признают временные суды, которые приходят к человечеству и беды, которые разбросаны по всему достоянию злых людей, но даже человек на улице знает это, а иногда даже шутит по этому поводу. Например, в четверг вечером я ходил в боулинг с церковными людьми. Изредка я правильно подбрасывал мяч в угол, и он перемещался в центр, как и должно быть, и удар казался уверенным. Я пошел обратно на скамейку. Но, увы, все кегли не упали - две самых дальних друг от друга все еще стояли! Мои люди должны были сказать: «Вас ограбили, пастор». «Вы должны были нанести удар, пастор». «Очень плохо, пастор». Они сказали: «Вы не живете правильно, пастор!»
2. Внутреннее
 «Твои грехи узнают тебя», - сказал Моисей. Однако не все посещения касаются тела грешников; это касается и душ. Бог может подождать, чтобы излить гнев на внешний мир, пока чаша беззакония не наполнится, но, очевидно, Он изливает эту невидимую чашу на душу, как только она грешит. Может показаться, что Он дремлет, потому что Он откладывает внешнее наказание, но не так при появлении внутренних страданий. Человек может согрешить и возмездие для его тела не наступит, но его совесть сразу же страдает. Что-то может действительно сойти с рук; но он никогда не уходит от этого. "Нечестивый бежит, когда никто не преследует»; то есть их совесть встревожена, когда нет внешнего опасения. «Бог гневается на нечестивых каждый день» (Пс. 7.11 KJV). То есть, хотя грешник процветает внешне, как зеленая роща, он внутренне испорчен. Нечестивые, как волны моря (Ис. 57.20). То есть каким бы спокойным ни казалось его положение, у него нет истинного мира внутри. Жан Кальвин говорит, что грешник иногда обладает спокойствием, потому что он слишком «толстый», чтобы понять Божий суд против него. Но он не спокоен в своем спокойствии. То есть он обеспокоен самим своим покоем. Нечестивому нет покоя, даже когда он отдыхает, потому что он все еще смутно и опасливо задается вопросом, стоит ли им отдыхать, все ли в порядке с их душой.
II. Положительное Провидение
А. Определение
При рассмотрении определения негативного провидения мы использовали комическую пародию Эда Уинна на поэта. Теперь, учитывая положительное провидение, мы рассмотрим самого поэта:  «Есть судьба, которая формирует наши цели; она сурова, как мы их видим». Эта "суровость" нуждается в объяснении. Если поэт имеет в виду «грешить, как нам угодно», если он предполагает, что положительное провидение возникает независимо от нашего поведения, если что-то будет работать хорошо, хотя мы всегда ведем себя плохо - тогда он ошибается в противоположном направлении. Точно так же, как нет судьбы, которая грубо обрывает наши цели, показывая нам, как мы можем, и нет судьбы, которая формирует наши цели хорошо, чтобы мы показали, как мы можем. Формирование и раскрой неразрывно связаны. Бог формирует, как мы высекаем; мы высекаем, как Бог формирует. Итак, определение положительного провидения таково: Божественное назначение хороших и полезных событий, но не отдельно (скорее, через) добровольные определения людей.
Б. Формы положительного провидения
1. Внешнее
 «И мы знаем, что все вещи работают вместе на благо тем, кто любит Бога, тем, кто призван согласно Его замыслу» (Рим. 8.28 KJV). Это включает в себя внешние и временные события, а также внутренние и вечные. «В чем вы очень радуетесь, хотя теперь, если понадобится, какое-то время, вы тяжело переживаете многочисленные искушения: чтобы по испытании вашей веры, будучи гораздо более драгоценными, чем золото, тленное, хотя и испытанное огнем, вы могли быть найдены для восхваления, чести и славы при явлении Иисуса Христа» (1 Пет.1. 6-7 KJV). «Нас считают овцами, ведомыми на заклание», но ничто «не сможет отделить нас от любви Бога, которая есть во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8.36,39 KJV). «В мире вы будете иметь скорби, но будьте бодры;  Я победил мир» (Иоан.16.33 KJV). «Поэтому, оправдываясь верой, мы имеем мир с Богом через нашего Господа Иисуса Христа: через которого мы также имеем доступ через веру в эту благодать, в которой мы стоим, и радуемся в надежде на славу Божью. И не только так, но мы прославляем несчастья: зная, что скорбь приносит терпение »(Рим. 5.1-3 KJV). Таким образом, эти невзгоды превращаются Божественной благодатью и мудростью в благословения. То же самое событие, которое является отрицательным провидением для нечестивых, является положительным провидением для детей Божьих. Кроткие, говорит Иисус, наследуют землю. Праведность возвышает нацию. Нечестивые могут казаться процветающими, но их путь погибнет, когда тот, кто размышляет о законе Божьем днем и ночью, будет подобен дереву, посаженному у вод  (Пс. 1. 2).
Честность может создать временные трудности, но в долгосрочной перспективе, даже в этом злом мире, честность окупается. Преступление может быть временным преимуществом, но в долгосрочной перспективе, даже в этом злом мире, преступление не окупается. Те, кто берет меч, погибнут от меча, в то время как миротворцы будут называться, даже в этом мире, «детьми Божьими».
2. Внутреннее
Если нет покоя для нечестивых даже в этом мире, то есть покой для праведников даже в этом мире. У них мир с Богом, доступ к благодати, надежда на славу. Для них жизнь - это Христос, а смерть - приобретение только потому, что у них будет еще больше Христа. Для христианина это так: все это и небеса тоже.
Обратите внимание, как эта внутренняя радость трансформирует даже временную телесную боль, которой подвергаются христиане в этой жизни. Бывший президент университета Колгейт заболел и страдал почти непрерывно. Его сын не мог не сказать: «Отец, я бы хотел перенести часть твоей боли за тебя». «Сын, - ответил страдалец, - у меня нет боли, которую можно перенести». В одном рассказе говорилось: «У этого человека никогда не должно быть проблем с желчным пузырем!».  Серьезно, у христианина нет лишней боли.
Что это будет для вас? Положительное или отрицательное провидение? Желаете ли вы, чтобы Божественная судьба придавала вам форму грубо или гладко? В этом мире и в том, что грядет? Помните, что провидение не фатализм. Ваши труды связаны с формированием Бога. Божья форма связана с вашим поведением.

* Ричард С.Сторс отмечает, что среди классических авторов пуритане ценили Софокла, особенно "Антигону" с ее понятием о "неписанных и неизменных законах" (Stors R.S. The Puritan Spirit. N.Y.,1890. P.16)Позже Мэтью Арнольд считал Софокла "краеугольным камнем эллинизма" (Goldhill S. Sophocles and the Language of Tragedy. Oxford,2012. P.214). Тинкер  и Лоури в своем монументальном комментарии пытаются найти в стихотворении "Дуврский берег" конкретную ссылку на Софокла, указывая на отрывки из "Антигоны", "Трахинянок", "Эдипа в Колоне" и "Филоктета" и добавляют, что «греческий автор имеет в виду только последовательные удары Судьбы, которые обрушиваются на определенную семью, которая была определена богами к уничтожению. Бедственное положение, описанное английским поэтом, осмыслено так, что оно пало на весь человеческий род" (Tinker C.B., Lowry H.F. The Poetry of Matthew Arnold: A Commentary. N.Y.,1940. Р.176-178). Очевидно различие: если печаль язычника Софокла - это скорее сострадание к человеку, задавленному произволом космических сил, то Арнольд в индустриальном XIX веке видит в мрачном шуме отлива образ упадка религии и веры (Dwight Culler A. Dwight Culler A. Imaginative Reason: The Poetry of Matthew Arnold. New Haven,1966. P.40).
** Роджер Бабсон (1875-1967) - американский экономист и бизнес-теоретик.
*** Чарльз Остин Берд (1874-1948) - американский историк, глава т.н. экономической школы, подчеркивавшей роль хозяйственных факторов в истории Европы и США.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn