Глаша

Элла Шварц
1.
- Расхрысталась, разнюнилась. Раскидала кругом, рассыпала. Трясёт шевелюрой своей, потери считает, ноет: лысая буду, ой, лысая совсем буду, голая стоять у всех на виду! А и что, кто чего не видел-то? Тоже мне горе. Новые нарастут. А убирает-то кто? Глаша  все убирает. Вот у кого горе - мелочь эту всю выметать, выбирать с утра до ночи. Я убираю, она - сыплет. На чистое прямо сыплет - ни стыда, ни совести, ни уважения к чужому труду. А я ною? Нет, вот встала с ранья и чищу, и чищу, а уйду чаю с плюшкой попить, вернусь - и будто продрыхла все утро, ничего не делала. Что люди скажут? Вот ты и не ной мне, не наводи тоску - без тебя тошно.
Глаша  порылась в глубоком кармане оранжевой жилетки, нашла маленькую мятную конфетку, развернула хрусткий фантик, сунула леденец за щеку, скатала обертку, кинула в кучу желтых березовых листьев, сгребла метлой в большой совок, загрузила в жестяную тележку.
- Вот я за собой сама убираю. Никто не скажет: Глаша неряха.
Подул ветер, расчесал тонкие березовые ветви, закрутилось, завертелось в воздухе лёгкое, золотое монисто, налипло на мокрый асфальт, застряло в Глашиной курчавой челке.
- Да иди ты! - Тряхнула головой Глаша - Приставучая.

2.
- Волчья ты сыть, говорю я ему, травяной мешок!
- Какой такой сыпь я тебе?! - сразу заводится.
- Не сыпь, а - сыть! Насыщаться, кушать - еда!
- Какой еда?!
- Волчья. Волчья сыть, травяной мешок. Кого ест волк? Кто ест траву? Копытные и рогатые всякие. Корова, конь, козёл, олень...
- Ты меня козёл назвала?!
- Я тебя назвала конём Добра молодца. Так в русских сказках ругались. Читать надо Русские сказки детям своим, филолог ты узбекский, недоученный.
- А чего ты ругаешься?! Сразу - филолог! Сама-то - хариограф! Иди, танцуй со своей метлой!
- А я и танцую целыми днями, а ты зарплату вовремя не платишь!
- Так это жильцы коммуналку вовремя не платят!
- А меня это не касается! Ты бригадир - ты и решай!
Глаша, потрясла березу, посмотрела, как кружит листва, тряхнула челкой.
- А ты - сыпь, сыпь. Скоро все ссыпешь, хоть к сестре в баню съезжу.
В большом кармане оранжевой жилетки шелестели обёртками леденцы. Глаша выудила «барбариску», сорвала фантик, скатала и бросила в урну.
- Я вот всегда за собой убираю. Бабка говорила: Будешь, Глашка, аккуратной - возьмут тебя в хороший дом. Так и взяли в хороший дом - жэка, называется. А люди в нем - не платят...

3.
- Мамке деньги отправила на крышу. Я приехала к ней в августе, зашла во двор и чуть не упала - мамка на краю лестницы стоит и кусок линолеума к крыше приколачивает. Мамке - девяносто в этом году! Я ей говорю, что ты делаешь?! А она колотит себе, да колотит: не дождесся вас, а у меня крыша течёт! Вот, отправила. Это, что там так кричат?
Глаша села на лавку под берёзой, привычно нырнула рукой в карман оранжевой жилетки за конфеткой. У второго подъезда молодая женщина хватала за куртку высокого, чернявого мужчину: Отдай! Отдай! Мужчина с годовалым ребёнком на руках вырывается и бежит прямо на Глашу. Глаша прицеливается пустить ему под ноги тележку, но вовремя вспоминает о малыше и затаскивает её на газон - подальше от греха. Пробегает мужчина с ребёнком, за ним, рыдая и крича, женщина. Замершая картинка двора: водители в машинах, мамашки с детьми на детской площадке, подростки на волейбольной площадке..., начала оживать: заскрипели качели, мяч вылетел за ограду...  Полноватый Водитель черного "мерса" кинулся на перехват, пожилая женщина бросила пакет с продуктами и припустила следом... Двор всколыхнулся, но было поздно - похититель нырнул в проходную, а молодая мать, обессиленно опала на лавку и забилась в истерике. Кто-то вызывал полицию, кто-то пытался напоить водой женщину, но она прижимала руки к лицу и выла.
Глаша крутила карамельку в руках. Она узнала женщину - Мадина из 47. Недавно заселились - снимают. Муж колотит её регулярно. Мадина верещит: помогите! Соседи вызывают участкового, а они двери откроют, стоят рядышком, голубки - все хорошо. И прячет синяки под волосами и длинными рукавами. Богатые волосы, красивая девка. Вляпалась как, а ведь брат к ней приезжал и родители - не сирота.
- Санька, а чего там?
- Так она с ним разводится, а он её шантажирует ребёнком. Вот - украл.
- Как украл?!
- А я знаю... Убег вот.
- Мда...  Полицию вызвали?
- Вызвали. Мешки приготовила? Отнесу, давай.
Глаша убрала в карман так и не развёрнутую конфетку,  быстро сгребла небольшую кучку листвы, собрала инструменты, побросала в тачку и быстро, быстро сбежала в подсобку. Внучку из сада забирать через час - неохота с полицией связываться. Толку то...

4.
Глаша поискала в одном кармане оранжевой жилетки - зашелестели леденцы, порылась в другом - из под рабочих перчаток достала длинную ярко-зеленую ленту. Накрутила её на палец, продержала тугим рулончиком, тряхнула, распрямляя. Покрутила головой, выбрала упругую низкую ветвь и повязала ленту шикарным, подарочным бантом. Свободные хвосты ленты плескались на ветру и береза сразу, как-то, повеселела.
Сегодня разговаривать не хотелось. Болел зуб, но не поэтому.
- Глафира Петровна, здравствуйте!
- Здравствуй!
- Посмотрите, пожалуйста, за Никиткой пять минут - я в магазин заскочу. Не успела поесть - куплю себе йогурт. - Девочка-мать из четвёртого подъезда пристроила синюю коляску у лавочки под берёзой.
- Оставляй - он у тебя спокойный. Посмотрю, не спеши.

Глаша любила детей, внучку - обожала. Своих сына и дочь, с младенчества, оставляла матери - работала, не наигралась с ними. Работа была в радость - вела танцевальные кружки в городском ДК. Нечасто, но - самое любимое,  ставила свадебные танцы. Молодые ребята были такими трогательными. Взрослые пары - любопытными. В сорок женятся не за тем же, зачем в двадцать. Танец, обычно, был самым простым - шаги вальса, раз-два-три-раз-два-три..., по небольшому кругу и несколько оборотов партнерши - чтоб юбка взлетела, закрутилась, опала спирально вокруг ног и медленно легла на место. Всегда получалось красиво. Вот, прям, всегда.

Глаша мечтательно переступила ногами, раскачиваясь в такт неслышной мелодии, сделала несколько широких шагов вокруг коляски, скривилась, припала на правую, разбитую ногу, вздохнула, села на лавку, посмотрела на малыша под капюшоном коляски. Втянула носом нежный, сладкий младенческий запах. Захотелось прижать, побаюкать...Протянула руку, поправила шапочку над ушком. Никитос - курносый нос.

Ставила свадебный танец очень своеобразной паре - он такой столичный, холёный, она - девочка местная. Он сразу уловил ритм, характер танца - полетел, заскользил. Ещё, говорит, ещё шаги, ещё комбинации - схватывает, запоминает. А девочка деревянная, как Буратино - зажата, испугана - цепляется за него тонкими лапками, ноги путает, шаги не помнит. Парень и предложил его обучать, а девочку он просто отнесёт, куда надо. Так и получалось, по факту. Что ему было в этой девочке? Такая она была хрупкая и трепетная, что кроме жалости - никаких эмоций.
Жених загорелся танцами - оплачивал Глашке вечернее время вдвое, задерживались допоздна. Как-то Глашин муж пришёл в клуб за женой - что за дела - позже него приходит? А там, значит, красная, распаренная Глаша кружится с красавчиком, который глаз от неё не отводит. Вентиляция никакая, чё. Серенький комочек невесты в углу остался незамеченным...

Начались пьяные скандалы. Не бил. Ни разу не ударил. Ломал мебель, швырял посуду. Глашка молча все убирала, матери в глаза не смотрела, детям рассказывала, что Папа мышь ловил. Сходили даже с ребятами купили мышеловку. Ну зачем им про всю эту ругань знать? Отец пил нечасто. Но дети росли, слышали, видели, понимали, молчали...

Ребёнка Мадине вчера часа через два вернули - полиция нашла её мужа в соседнем районе на площадке по голодному крику младенца. Сегодня его отпустили. Бедная Мадина.
Глаша очень боялась, что сын её станет похож на своего отца - пьющим, агрессивным эгоистом. Глаша прислушивалась к своей дочери - не обижают её? Не утаивает она своих проблем? Все же отдельно живут - кто знает, что там за закрытыми дверями?
Она-то с мужем у матери жила. Глаша была самой младшей, любимой, балованной. Учиться не хотела, музыкальную школу бросила, после девятого класса ушла в хореографический колледж. Забеременела, вышла замуж. Двух детей родила и все плясала и плясала...  Легкая, жизнерадостная любимица. Старшие братья-то и поколотили её муженька, в конце-концов, в воспитательных целях. Но муж её ни разу не бил. Замахивался, да, но не ударил ни разу. Она б не позволила. Неееет.

Почему Мадина терпит? Почему мужа в дом опять пустила? Почему семья не заступится?

Глаша потрогал языком десну, вздохнула и набрала сестру:

- Наташа, привет! Ты работаешь сегодня? В первую? А завтра? Я Машу заберу из сада и мы приедем к тебе, ладно?  Да нет, это у меня под коронкой зуб ноет, чему там у Машки болеть? Тот, да. Ну, давай. Племяшек поцелуй.

Никитос заворочался, зачмокал. Глаша подтолкнула мизинцем пустышку к губкам - все же не самые чистые руки у неё.
 - Простите, Глафира Петровна! Там такая очередь! Но я видела вас в окно.
- А мы тут очень мило проводим время. Чудный малыш.
- Спасибо!
- Ты про Мадину что-то слышала?
- Ольга из десятой сегодня ей позвонила, а ответил муж. Она трубку бросила. Потом подумала, что он решит будто любовник какой-то звонил и вообще Мадину прибьёт. Ещё раз набрала. Опять муж ответил и сказал - Мадина занята и больше не звони.
- Молодец Ольга, что перезвонила.
- Ой, там в домовом чате такое обсуждение идёт! Вы не читали?
- Нет. Надо глянуть.

5.
Глаша закончила работу и поднялась к себе. Хотелось уюта, тепла и "молочного улуна". Она промыла чайные листья кипятком, и пока настаивался второй пролив, открыла домовую страницу на Фейсбуке. Сразу после сообщения о забытом шарфе на детской площадке шёл текст без фото:

"Дорогой сосед из 3-го подъезда с 7или 8 этажа.

Если ты это читаешь, ПОЖАЛУЙСТА, не надо так орать в 6 утра на свою женщину (лучше на свою женщину вообще не орать, но я не об этом), особенно в 6 утра.
Дело в том, дорогой сосед, что в это время я сплю и мне уже надоело неделю просыпаться под утро под истошное «помогите» и ходить вареным весь оставшийся день.
Если я ещё раз раз утром услышу эти крики, я к тебе приду и будем кричать вместе и выяснять, кому там нужна помощь.
Спасибо за внимание, дорогой сосед."

Цинично, лаконично, отстранённо. Зато в комментариях соседи разошлись, кто во что горазд. Каждый вспомнил случай с украденным ребёнком (оказалось речь идёт о той же семье). Вызовах полиции и участкового. Отозвались подружки Мадины, которые сообщили, что всеми её профилями в сетях завладел муж и она не выходит на связь.
Бедная женщина. У Глаши щемило в груди. Она слила чай, досадливо скривилась - холодный и горький- перестоял. Вылила и заварила заново. Что так беспокоило? Мадину было жалко, но она взрослая женщина и свой выбор делала каждый день. Что же так тесно в груди?
Глаша видела перед собой серые распахнутые глаза пятилетней Машки, Машки, нашедшей во дворе маленького, плачущего котёнка. Котёнок, явно, выпал из окна, отшиб лапки и звал на помощь. Глаша не любила и не заводила домашних питомцев и, вполне вероятно, будь она одна, то спокойно и равнодушно прошла бы мимо этого плача, не оглянувшись. Но Машка смотрела на неё и не сомневалась - её бабушка, её персональный ответственный взрослый, сейчас все исправит и починит. И они подобрали котёнка, и отнесли его в ветклинику в соседнем доме, и дали объявление в домовой чат, и откликнулся старый дедок, который уже не выходит из дома. Теперь они и кота, и деда проведывают. Добрые дела.
Такие простые добрые дела. И, вдруг, крики за стеной о помощи, грохот, плач и что она будет отвечать своей крохе об этом? Как она вернёт покой и веру в могущество взрослых, в поддержку близких, в неравнодушие окружающих, в добро этого мира? Какие истории о падающих табуретках и отбитых пальцах она будет рассказывать, раз за разом, в доверчивые, чистые глаза своей внучки? Каким человеком она вырастет пережив и приняв бессилие и равнодушие окружающих в таком беззащитном возрасте? Женщиной какой судьбы она станет?
Чай опять перестоял. Глаша выпила воды, постояла перед окном - большая старая береза во дворе приветливо махнула зеленой ленточкой и обронила пару золотых монеток. Всего одно нормальное дерево, а столько от него мусора - вот никогда раньше об этом не думала! Пора собираться за внучкой. Вымыла пару сливок - маленькая фруктовая мышка сгрызет по дороге из сада.

6.
- Мама?!!
- Ох, напугала ты меня.
- Мама! Что ты делаешь?! Что за маскарад?!
- А ты чего приехала посреди дня? Работы нет?
- У меня работа всегда есть, особенно, когда ты на больничном, мама. А что ты вот это делаешь?
-  Степановну подменяю.
- В смысле?
- В самом простом, человеческом смысле - ей желчный вырезали две недели назад. Вот, пока она на больничном, мы все за неё работаем понемногу. Место-то надо человеку сохранить. Последняя дворничиха славянской наружности в городе осталась - такой раритет беречь надо.
- Мама..., ну дворником, в жилете, мести... Я не ожидала... Ты на больничном. У тебя давление...
- Очень приятное занятие, между прочим - гуляешь, болтаешь, воздухом дышишь и двигаешься. У меня аж весь остеохондроз рассыпался!
- А давление?
- Я же не бегаю с метлой - хожу тихонько.  А давление нормальное уже - я просто не могу людей подвести.
- Мам, ты помнишь - мы в Турцию, вообще-то, летим через неделю?
- Помню, конечно. Купальник новый купила.
- А как-же твоя "социальная миссия"?
- Иронизирует она. Я договорюсь, не переживай. А ты зачем приехала?
- Ботинки купила Маше, привезла. Из сада позвонили - она в лужу упала, промочила. Штаны запасные есть, а ботинок не было.
- А я тебе говорила...
- Да, мама, ты все говорила. Ты скажи лучше, когда ты мне собиралась сообщить об этой своей общественной деятельности?
- Никогда.
- Как это?
- А ты мне все говоришь?
- Конечно, мама!
- Ага. Лена летит с нами, все нормально?
- Да, Елена Сергеевна оформила отпуск. Только мам, я улечу раньше - неделю с вами побуду.
- И прекрасно! Нечего мужа одного оставлять! А мы хоть отдохнём нормально.
- Мама?
- Да шучу я. Ботинки оставляешь?
- Да-да, поехала я. Мы же не скажем маме Славика о твоём новом "хобби"?
- Дочь, это будет наш самый большой секрет.

Глаша проводила взглядом машину дочери, положила пакет с обувью на скамью, присела. Хорошая девочка у неё, но к матери какая требовательная! Все никак они не нащупают баланс отношений  взрослый/взрослый - цепляют друг-друга без конца. Ну, ничего.  Все придёт. Глаша запустила в карман жилетки руку, вынула пригоршню конфет, выбрала "Дюшес". Странно как - раньше без шоколада жить не могла, теперь совсем не хочется. Ей, правда, нравилась эта забава - игра в дворника. Сухая, светлая осень, прозрачный воздух - сплошное удовольствие поработать физически. Вот когда пойдут дожди каждый день и начнётся грязь - станет не до веселья. Ну, две недели в Турции, а там и Степановна выйдет.

7.
- Бабуль, а почему Наташа на тебя ругалась?
- Потому-что я её не послушалась.
- Как?
- Она мне говорила не есть орехи, а я ела и у меня зубик заболел.
- Ты обиделась?
- А на что обижаться, мышонок? Она права. Вот мы же тебя тоже ругаем, когда ты в садике мандарины ешь, а потом чешешься. Ты же знаешь, что тебе нельзя, а все равно ешь.
- Хочется очень, бабулечка.
- Вот и мне - хочется. Такие мы люди странные - делаем сами себе беду.
- А когда мама приедет?
- Как обычно - через часик.
- А купим вкусняшки? Мы вчера не покупали, значит - не каждый день! - Маша сжала кулачки под подбородком, зажмурила хитрющие свои глаза. Мольба, как она есть.
- Ах ты, лисий хвост! Купим, купим - всем купим.
Машка несла свою сахарную черепицу в пергаментном пакете и потряхивала на каждом шагу. Это было её лакомство и могла она с ним творить, что угодно. Что угодно, только не хватать грязными руками, так говорила бабушка, а засунуть моську в пакет и кусочек откусить - можно.

- Маша, Маша - мы дойдём сегодня? У меня в руках целая коробка с пирожными - вот отвалятся руки, как я тебе чай буду заваривать?
- А я сама могу! - Маша споткнулась и полетела носом вперёд, но ловкая, бывалая бабушка успела поймать её за капюшон и спасти, и нос, и черепицу.
- Здорово было-бы, Маш. Давай без фокусов. Ой, что опять за собрание у нас во дворе?
Не отпуская капюшона внучки, прижимая к груди коробку пирожных, Глаша подошла к толпе жильцов.
- Глафира Петровна, петицию подпишете? - дворовой активист стрельнул глазом из-под кожаной бейсболки. Верткий, хваткий, суетной.
- Против парковки во дворе? Подпишу,  с удовольствием.

Маша нырнула в пакет и тянулась язычком к хрупкому краю сладости - мир в пакете был сливочно-медово-ванильно восхитительным...
- Ма-ша, я ухожу.
- Бабулечка, а почему ты не хочешь парковку? Где мама будет ставить машину?
- Где ставила, там и будет ставить. Она же ненадолго. А парковку - это они хотят березу спилить и весь двор в асфальт закатать.
- Нашу любименькую березоньку?!
- Да, мышонок. Одно дерево осталось во дворе и то - мешает.
- Мы не дадим её спилить? Мы победим?
- Конечно. Даже не сомневайся.

8.
- Глафира! Глафира, подойди, детка!
- Здравствуйте, Инга Дмитриевна!
- Здравствуй!
- Подышать вышли?
- Даже не знаю. Вот, сижу, думаю - со мной в доме живут бесстрашные или бессмертные?
- Это почему?
- Заорала, завопила пожарная сигнализация - я, бабка старая, собрала свои таблетки, документы и выползла во двор. И сижу одна. Никто больше смерти не боится - по домам сидят. Так они бесстрашные или бессмертные?
- Инга Дмитриевна, неделю назад на каждом подъезде повесили объявление о том, что сегодня в 13.00 будет проводиться учебная пожарная тревога. А вы не видели?
- Так я неделю из дома не выходила.
- А к вам кто-нибудь приходит?
- Конечно! Правнук был вчера. Так он все бегом, бегом - продукты в холодильник сунул, "Одноклассников" мне включил и убежал. Поговорить некогда ему, не то, что - объявления читать.
- Вы на "Одноклассниках" зарегистрированы?!
- Да, внучка ещё год назад мне старый планшет отдала и зарегистрировала. Только я сама никак не запомню все эти штуки.
- И много у вас друзей?
- Да, родня все - племянники, внуки...  А одноклассников нет. Ни одного не нашли. Только соседа - Рихарда. Дак он старше на три года.
- Девяносто три?!
- Да, старый совсем, а каждый год из Германии своей приезжает и на электричках по всей России ездит - навещает родственников и друзей. Ко мне обещал приехать. Что я с ним, старым, делать стану?!
- Почему на электричках?
- А у него льготы, как у ветерана, - пятьдесят лет в шахте отработал. С четырнадцати. Такой парень был... На поезде за деньги, а на электричке бесплатно. Вот и ездит - у этих погостит, у других. Свою-то квартиру внукам отдал, когда в Германию уехал - немец он, из этих, из депортированных.
- Ух ты. А вы давно уже тут сидите?
- Да с час уже сил набираюсь домой подняться. Вот ты со мной не дружишь.
- Как?!
- Я тебе отправила дружбу на "Одноклассника", а ты мне не ответила.
- Я не бываю там. Я на Фейсбуке. Давайте я вас провожу, а то простыть недолго.
Глаша подхватила невесомую старушку под локоток, приобняла, повела к подъезду.
- Как мама, Глаш?
- Ой, мама. У мамы четыре козы. Нам молока не надо, а соседи все у неё разъехались. Так она сдаёт молоко на сыроварню. Мы её просим коз продать - это же  сена только на год сколько заготовить надо! Ни в какую - я, говорит, фермер и сама себе к пенсии зарабатываю. Будто денег нет.
- Козы её держат. Вот вы все в городе, а она одна.
- Как одна?! Каждую неделю навещаем! Десять лет зовём к себе - ни за что не хочет.
- Она - человек земли. Такая её жизнь. Не дергайте её. Это я вот землю только в горшке трогала - один фикус у меня  и тот скоро уж всю комнату займёт.
Чистая квартирка Инги Дмитриевны на втором этаже была наполнена светом, который отражался в глянцевых листьях, и правда, огромного, под потолок, фикуса.
- Это Бенджамин?
- Это Сигизмунд. Так я его зову - как польского еврея, который много претерпел. А он со мной много, за жизнь, претерпел. Чаек?
- Давайте чаек. А я вам пока Фейсбук загружу и настрою.
- Да зачем мне?
- Там есть страница нашего дома - будете все новости, все объявления и все сплетни знать. Давайте я вам тот же логин и пароль, что на "Одноклассниках" сделаю.
Инга Дмитриевна залила заварку крутым кипятком, вытерла руки, надела очки и, придерживаясь за стену ушла в комнату. Вернулась с блокнотом.
- Вот, где-то тут записано. Сама посмотри, я не разберу.
Глаша хозяйничала в чужом планшете, пила крепкий,  черный - как отвыкла уже! - чай и прикусывала клюквенным пряником.
- У вас же есть фотографии на "Одноклассниках"? Я возьму оттуда для аватарки?
- Для чего?
- Фотографию на страничку вам сделаю.
- Да, конечно.
Инга Дмитриевна смотрела в окно и была где-то не здесь. Она думала о том, что пропустила свои любимые дневные передачи, что Ильюшка вчера был смурной, что опять не спала...
- Инга Дмитриевна, садитесь рядом - сейчас все покажу.
Старушка очнулась, встала, неожиданно легко, сместила с кончика носа очки.
- Вот я вас подписала на себя и на страницу домового сообщества. Сейчас их посмотрим. Ага, вот и сплетня этого дня.
На ночном фото, в свете фонарей, была видна грузовая машина, фигуры людей, детская коляска.
- Ой, так это я видела ночью! Под окнами гремели, спать не могла - встала посмотреть. Думала - может грабители. А они мебель прямо целиком ставили и кроватку детскую с постелькой. Быстро так. И ребёночек плакал.
- Видите - комментарии под фотографией? Здесь соседи обсуждают фотографию - грабеж или переезд и почему тогда - ночью? И, знаете, это ведь Мадина с семьёй переехала...
- Какая Мадина?
- Арендовали молодые в вашем подъезде квартиру. Скандалили очень, ругались. Полицию к ним вызывали много раз. И вот, сбежали похоже... Спасибо за чай, прянички! Я побегу. А вы тут - почитайте про наши дворовые дела.
Инга Дмитриевна нырнула уже в отраженную реальность и только махнула Глаше рукой.