Хлебниковд

Борис Рябухин
БОРИС РЯБУХИН

СЕЯТЕЛЬ ОЧЕЙ
К 95-летию со дня смерти поэта Велимира Хлебникова.
«Свободы   сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды…» –

Не это ли стихотворение Александра Пушкина  побудило Велимира Хлебникова  написать:

«И с ужасом
Я понял, что я никем не видим,
Что нужно сеять очи,
Что должен сеятель очей идти!».

SOS
НАПЕРСНИК ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗЕМНОГО ШАРА
Он с юности переписывал в общие тетради стихи Велимира Хлебникова.
И что он в нём нашёл, думали мы, воспитанные на иронии Владимира Маяковского, «кудреватые мудрейки»?


Мара-рома,
Биба-буль!..
«Зангези»
Смешно! А оказывается, по свидетельству очевидца – изобретателя русского стереокино, сам «горлан» Маяковский проглатывал язык и делался «тихим кроликом», когда рядом появлялся Председатель Земного Шара Велимир Хлебников. А его «Ладомир» считал «изумительнейшей книгой».
Меня же один «переветень» Хлебникова «Я Разин и заря…» вдохновил на всю жизнь.
Астраханский учитель английского языка Александр Мамаев благодаря Хлебникову навсегда увлёкся символизмом. Он изучил самостоятельно французский язык – и вечерами на старенькой кухне переписывал печатными буквами (машинки не было) стихи Артюра Рембо, Шарля Бодлера, Поля Верлена, Тристана Корбьера, Теофиля Готье…Он переписывал их в новые тетради. А старые раздавал близким друзьям. (Так и мне перепало «соловьиных язычков».)
Но проза жизни достала Мамаева. Он сам повернул колесо Фортуны – ушёл из школы и стал работать преподавателем производственного обучения в тюрьме. Почему? Отшучивался: мол, истинный родоначальник символизма Корбьер написал на внутренних воротах тюрьмы: «Свобода здесь!» Чуть ли не открыл в тюрьме литературное объединение. Его заключённые уважали. Смеялся: «Они почтительнее относятся к учителям, чем школьники-архаровцы». А по совместительству стал работать сторожем в Музее Велимира Хлебникова. Только бы окунуться в атмосферу, окружавшую когда-то великого поэта.
Переживал, что долго не мог найти даже последнего, четвёртого тома Хлебникова. Переписал неопубликованные произведения своего кумира печатными буквами в общие тетради. Но все его находки видел только узкий круг друзей-неофитов. Его уговаривали: «Ведь пропадёт всё! Ты же законченный литературовед! Пиши! Готовь сборники, справочный аппарат, комментарии!»
Администрация области в конце 90-х приняла в дар богатейшую библиотеку и все рукописные сокровища Александров Мамаевых (отца и сына). В скрижалях пединститута написано: «А.А. Мамаев много лет работал учителем английского языка в школе ‹ 56. Личность многогранная, духовно богатая, он кроме подвижнической деятельности в Музее Велимира Хлебникова пишет потрясающие рассказы – ретрохроники». Действительно «потрясающие» – я плакал. Но больше потрясает его «подвижническая деятельность».
И только когда рядовой (без звёздочек) преподаватель производственного обучения вышел на пенсию из «зоны», бурным потоком стали выходить его статьи и книги о творчестве великого земляка Велимира Хлебникова. Первая его любовь не заржавела. Он стал одним из ведущих хлебниковедов, и не только в России. А главное – стал заведующим единственным в мире Музеем Велимира Хлебникова.
Он был открыт 19 октября 1993 года в бывшей квартире его родителей на ул. Большой Демидовской (ныне ул. Свердлова, 53). Хлебниковы жили здесь с 1914 по 1931 год, и сюда ежегодно приезжал Велимир. Первым директором музея была искусствовед Инна Анохина. Она и взяла Мамаева на работу сторожем. Тогда экспозиция состояла из дубликатов и предметов, не относящихся напрямую к семье Хлебниковых. Но художники-экспозиционеры воссоздали хлебниковскую атмосферу.
При новом заведующем музей преобразился. Чего стоило заполучить дар Митурича!
8 декабря 1994 года народный художник России, действительный член Российской академии, профессор Май Петрович Митурич (племянник Велимира Хлебникова) передал в дар музею личные вещи Велимира, именные экземпляры его литературных произведений, фамильную библиотеку, живопись и графику Веры Хлебниковой, сестры поэта, фамильные фотографии, документы, уникальную коллекцию предметов быта, мебель и посуду семьи поэта. Всего около тысячи экспонатов.
Счастливый Александр Мамаев всё аккуратно переложил, упаковал и доставил в Астрахань. И открыл в музее вместе с художником-экспозиционером Калерией Чернышовой прекрасную новую экспозицию. Эта бесценная коллекция сделала музей уникальным очагом русской культуры.
В музее работает методический кабинет, где собран обширный хлебниковский материал – антикварные и современные издания поэта, более семидесяти его зарубежных изданий на английском, немецком, французском, японском, португальском, чешском, голландском и других языках, подарки музею. Сюда приходят заниматься преподаватели, студенты, школьники; на базе материалов Музея Велимира Хлебникова пишутся диссертации. Здесь проводятся Хлебниковские чтения.
Музей постоянно расширяет связи с исследователями творчества Велимира Хлебникова по всему миру, участвует в международных конференциях, посвящённых Председателю Земного Шара, этого виртуального Мирового Правительства, которое создал Велимир. На конференциях собираются учёные из Голландии, Германии, Италии, России, США, Финляндии, Франции и Хорватии.
«Мы все ждём появления великого поэта. А вот есть великий поэт XXI века. Это Хлебников», – сказал на одной из конференций профессор Александр Флакер. И не оговорился. Именно XXI века, потому что подлинное открытие Хлебникова в будущем.
Но будет ли это будущее у Музея Хлебникова?
Вот на итернет-сайте РВБ www.museum.ru/M1450 (эл. почта: 1450@mail.museum.ru) – кричащее обращение:
«Поддержите музей Хлебникова!
Музей Велимира Хлебникова в Астрахани нуждается в материальной помощи для проведения ремонта».
Здесь же публикуется обращение к общественности директора музея и фотографии, на которых видно, в каком бедственном состоянии находится помещение музея-квартиры великого русского поэта. Приводятся также контактные адреса руководителей музея и банковские реквизиты, куда можно перечислить деньги. Если уж Мамаев обратился к общественности, то катастрофа близка. «На срочный ремонт коммуникаций срочно требуется 100 тыс. руб. ($3500)», – пишет он. Узнаю скромность и порядочность друга. Потому что знаю, живёт на пенсию, а зарплату отдаёт на развитие музея. И свою премию имени Велимира Хлебникова тоже отдал. Чтобы Музей Велимира Хлебникова оставался в мире.
А запрошенных денег хватит разве что на нужды картинной галереи. Ведь Музей Велимира Хлебникова – лишь филиал Астраханской государственной картинной галереи имени Б.М. Кустодиева. Например, на покрытие затрат по нашумевшему в прошлом году в Астрахани делу о реставрации картин в этой галерее.
А Музею Хлебникова требуется капитальный ремонт всех коммуникаций и десятка помещений. Особенно уникальной веранды, где Мамаев проводит Хлебниковские вечера и «литературные гостиные». И газетка, которую сам выпускает, не случайно называется «Веранда». Катастрофа видна хотя бы по фотографиям разрушающихся стен музея в Интернете.
Я был в родной Астрахани в сентябре прошлого года, на VIII международных Хлебниковских чтениях. Спал в этом музее на старом топчане, с которого свисали то ноги, то голова. Был, извините, в туалете, вздрагивая, когда верхние спустят воду, потому что она сразу стекает на нижних по ржавым трубам и гнилым стенам.
Газета «Жизнь» справедливо писала: «Музей держится исключительно на энтузиазме его директора Александра Мамаева. Старая проводка, а может, и дух Хлебникова позволили провести гостям вечер на веранде квартиры весьма романтично – без света, при свечах… (Без света!) На вечере вспоминали творчество поэта, читали его стихи, поднимали тосты. А вместо Хлебникова принимала комплименты его внучка – Вера Митурич… Примечательно, что в этом году китайцы издали альбом репродукций племянника поэта и знаменитого художника Мая Митурича».
Не так давно одинокому пенсионеру Александру Мамаеву выделили квартиру в новом доме. Какая радость! А старый его дом с крутой и кривой лестницей снесли. И на заветном месте «Газпром» соорудил подсвеченный фонтан. Сколько молодых романтиков приходили сюда к Мамайчику поговорить о мятежных гениях на Парнасе! А потом вместе с ним шли смотреть завораживающие закаты на набережную Волги.
В новой квартире мебели у Мамаева почти нет – отдал музею. В двух комнатах натянуты марлевые пологи над кроватями от комаров. И перед каждым большие портреты гениев Артюра Рембо и Шарля Бодлера. А в прихожей, конечно, во весь рост огромная фотография Велимира Хлебникова. Как бы только этот «лучший по профессии» подвижник не отдал свои комнаты Хлебникову под музей…
Если вы хотите помочь единственному в мире Музею Велимира Хлебникова, то можете перечислить деньги на счёт Астраханской картинной галереи и уведомить директора Музея Велимира Хлебникова Александра Александровича Мамаева о своём взносе «для Музея Хлебникова» и дате перечисления (с приложением копии платёжного документа).
Адрес: 414000, Астрахань, ул. Свердлова, 53, Музей Велимира Хлебникова. Телефон: (8-8512) 22-64-96. Электронный адрес: vmike@mail.ru для А.А. Мамаева.

Дважды после  этого моего тревожного обращения в печати к общественности о помощи погибающему Музею Хлебникова в моей родной Астрахани «SOS. Наперсник Председателя Земного Шара»,  я посещал этого «наперсника» –  Александра Мамаева, директора этого музея. И радовался, возрождению и мировому становлению Дома-музея Хлебникова. Первым на   SOS откликнулся скромным взносом замечательный певец Олег Погудин, вступились за сохранение музея Хлебникова зарубежные слависты хлебниковеды,  наконец,  и городские власти. 
Но мои недоброжелатели сумели замазать в интернете эту статью «Наперсник Председателя Земного Шара». Вот так!
;; ; ;;;;;; ;;;;;;;;;;; ; ;;;;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;.
; ;;; ;; ; ;;; ;;;;;, ;;;;;; ;;, ;;;;;;;;;;; ;; ;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;?


;;;;-;;;;,
;;;;-;;;;!..
;;;;;;;;;
;;;;;;! ; ;;;;;;;;;;;, ;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;; …
Поэтому вынужден ее повторить в моем Дневнике писателя.

Я приезжал в Астрахань, когда шел косметический ремонт музея. И старинный  друг отложил встречу со мной, потому что с коллегой по музею отправился в среднюю школу проводить ежемесячный курс лекций для младших школьникам о творчестве Велимира Хлебникова. Гонорар  от лекций шел, в качестве нагрузки сотрудников музея для пополнения средств  на  ремонт. Меня поразил  даже не  материальный взнос музея в смету ремонта. Как малыши могут понять «футуризм» Хлебникова!?.. 

Второй раз я навестил в Астрахани Александра Мамаева, когда заканчивался капитально ремонт Музея Хлебникова. Потому что появились  средства меценатов. Значит, не зря был опубликован  в тревожное для музея время мой очерк. Я подарил другу изданную  Московской городской организацией  Союза писателей России книгу «Николай Асеев» время – его стихами», в создании которой принимал участие. И спросил хлебниковеда: «Как получилось», что только Велимира Хлебникова называют «Председателем земного шара»?    Но и Николай Асеев и другие поэты были в ряду таких председателей. В моей книге говорилось об этом. В феврале 1916 года произошло исключительно важное для Хлебникова событие: основан «союз 317-ти», или, как поэт еще его называл, общество Председателей земного шара. «Мы зовем в страну, где говорят деревья, где научные союзы, похожие на волны, где весенние войска любви, где время цветет как черемуха и двигает как поршень, где зачеловек в переднике плотника пилит времена на доски и как токарь обращается со своим завтра», говорилось в воззвании «Труба марсиан». Эта идея вызревала у Хлебникова давно, еще с первых собраний «Гилеи». Число 317 = 365 — 48 известно по формуле в «Учителе и ученике». Теперь оно стало числом Председателей земного шара. Общество, по мысли Хлебникова, должно было насчитывать 317 членов. Он решил  привлекать в общество лучших людей со всей планеты и таким образом воздействовать на все правительства всех государств. В третьем периодическом издание «Временника» опубликованы подписи 19 председателей Земного шара». Среди председателей  – члены  китайского посольства Тинь-Ю-Ли и Янь-Юй-Кай, молодой абиссинец Али-Серар, американцы — Крауфорд, Виллер и Девис, русские писатели Евреинов, Зданевич, Маяковский, Бурлюк, Кузмин, Каменский, Куфтин,  Брик, Пастернак, Асеев…
Но в своем очерке «Велимир Хлебников» поэт Николай Асеев дал провидческий ответ. «В свисающем с одного плеча плаще или накинутой враспашку солдатской шинели, длинноглазый, длинноногий, с чуть замедленными движениями, но всегда точный в них, никогда не ошибающийся в этих движениях, человек этот действительно владел миром. Он владел им в том смысле, что знал его от мельчайших пылинок до самых крупных явлений, знал вдоль и поперёк, снизу доверху, от древнейших времён до последних событий…
Образно и кратко, как стихи, дает картину жизни  Хлебникова  его соратник Николай  Асеев: «его перелёт с одного места на другое — из тогдашней России в тогдашнюю Персию, возвращение под Харьков в любимую им Красную Поляну. Стихи, дружба, просветлённый лоб, звание председателя земного шара, носимое человеком, одетым в два пеньковых мешка: один — сверху рубахи, другой — приспособленный под видимость брюк; “служба” в РОСТА, приезд в Москву в 1922 году из Энзели и Шахевара, и везде на пути этой сжигающей себя в полёте звезды — пучки света, лучи стихов и тончайшей прозы, так же просветляющей лоб читателя, как мысли, родившие их, просветляли лоб творца. И, наконец, смерть в глухой деревушке, смерть, подготовленная годами нужды и недоеданий, простуд и инфекций».

Мысль о музее Хлебникова (за одиннадцать лет до его фактического создания) подал хлебниковед и исследователь авангарда Александр Ефимович Парнис в своей заметке «Музей – певцу Волги» в астраханской газете «Волга» от 28 ноября 1982 года. В 1983 и 1985 гг. его поддержали в печати Владимир Радзишевский и Александр Марков.
Открытый 19 октября 1993 года, в сентябре 1995-го музей переживает своё второе рождение.
8 декабря 1994 года народный художник России, действительный член Российской академии, профессор Май Петрович Митурич (племянник Велимира Хлебникова) передал в дар музею личные вещи Велимира, именные экземпляры его литературных произведений, фамильную библиотеку, живопись и графику Веры Хлебниковой, сестры поэта, фамильные фотографии, документы, уникальную коллекцию предметов быта, мебель и посуду семьи поэта. Всего около тысячи экспонатов.
После обновления экспозиции фамильными реликвиями Хлебниковых о нём заговорили как об «уникальном очаге русской культуры». Он становится известен далеко за пределами Астрахани, а в дальнейшем получает «международную прописку».
Сейчас, после полного ремонта,  Дом-музей Велимира Хлебникова  уже своим видом предстает значительным храмом мировой культуры.  Но создать его было нелегко. Ведь все жизнь Велимира Хлебникова развивалась вопреки  любой  системе. А музей – это система, заранее продуманная и воплощенная в некотором построении с конкретно очерченными границами. Отправной точкой  для создания музея стала родословная поэта. Хлебниковы и спокон веков жили в Астрахани. Дом-музей расположен в бывшей квартире семьи Хлебниковых, снятой ими в доходном доме.

Дом-музей ¬ это не просто система. Но обжитое пространство, сохранившее ощущение присутствия  его жителей, это театр с продуманными мизансценами. Постижение экспозиции  музея равнозначно чтению книги, эпического произведения. Это конечно – драма, где отдельные надписи походят на ремарки, а хлебниковское слово вдохновляет на сотворчество. На важные  «реплики» стоит обратить внимание.
Все это богатство  выложено в подвижной панораме в современном качестве на сайте Интерента.
Зал 1. «Родословная Хлебниковых». Астрахань – родина предков поэта. Думные гласные, купцы, судовладельцы, Хлебниковы много сделали для процветания Астрахани, заслужили звание её потомственных почётных граждан. Отец поэта – Владимир Алексеевич Хлебников, учёный-орнитолог, был  первым директором в Советской России государственного заповедника в дельте Волги.
Зал 2. Гостиная,  «Семья», разнообразие интересов семьи Хлебниковых в их общем единстве. На стенде –  печатные труды В. А. Хлебникова, «Список птиц Астраханской губернии», Большая серебряная медаль за коллекцию птиц (800 экспонатов) на Казанской промышленной выставке 1890 года. Рядом – «Свидетельство Сестры Красного Креста» Е. Н. Вербицкой, матери поэта. Она была сестрой милосердия на русско-турецкой войне.

Зал 3. «Комната Веры». Вера Владимировна Хлебникова прошла  школу знаменитых художников: К. Ф. Юона в Москве, Я. Ф. Ционглинского в Санкт-Петербурге и Кес ван Донгена в Париже. Представлены 16 ее живописных полотен и 80 графических работ. Особое место в экспозиции отведено акварелям Веры к поэме Велимира Хлебникова «Лесная тоска».

Зал 4. «Комната Велимира». Это единственная комната в жизни поэта-странника. Побывав в ней в 1918 году, поэт Рюрик Ивнев вспоминал: «Здесь была какая-то особенная тишина, точно комната была вырвана из города и переброшена в безлюдную пустыню». Эта «особенная» (а ныне музейная) тишина охватывает каждого, кто входит в комнату поэта. В творческой лаборатории  поэта на стенах – копии его черновиков, в которых «свободно плавятся славянские слова» «звёздного языка», призванного объединить человечество, По словам Н. Н. Пунина, «Хлебников – это ствол века. Мы прорастали на нём ветвями». Время подтвердило эту высокую оценку.
Наиболее глубоко и полно творчество Велимира Хлебникова представлено в Комнате поэта-будетлянина, где в настоящий момент действует мультимедийный проект «Голод пространства, или Комната Велимира» (победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в 2013 г.). С помощью планшетных компьютеров, предоставляемых музеем, посетитель может самостоятельно совершать виртуальное «путешествие» в пространство творчества Хлебникова. В оформлении стен Комнаты использованы фрагменты рукописей и рисунков Велимира, графических работ Степана Ботиева, макеты обложек изданий «Доски судьбы» и «Зангези», пространственная графика П. Митурича. Именно здесь, в этой комнате, поэт создал ряд произведений: поэму «Хаджи-Тархан», статью «Астраханская Джиоконда», рассказ «Есир», повесть «Ка» и другие.
Зал 5. «Зал Велимира Хлебникова» – о его творчестве в истории мировой литературы. В «Уголке футуризма» –   его соратники: В. Маяковским, Д. Бурлюком, В. Каменским, А. Кручёных и другими. На стендах – прижизненные издания Велимира   Хлебникова, переводы его творений на английский, немецкий, французский, итальянский, голландский, японский, португальский, венгерский и другие языки. Особо выделены «Доски судьбы» (1922), где поэт провозглашает открытые им «законы времени».
Здесь – трёхгранные кубики Петра Митурича («звёздная азбука» Велимира Хлебникова). В центре зала – бронзовый бюст поэта работы В. Клыкова.
Нельзя не сказать о главном  – Хлебниковских чтениях Велимира Хлебникова, которые проходят в разных городах и странах. Далеко не каждому классику литературы такая честь.
Он стал поэтом всемирным поэтом. Почему?
 В 1985 году, в дни 100-летия со дня рождения Велимира Хлебникова о нем заговорили во всем мире – по-русски, по-чешски, по-английски, по-немецки,  по-фински, по-итальянски. В Астрахани, Москве, Ленинграде, Стокгольме, Амстердаме, Ювяськюля (Финляндия), Тару (Япония), Галле (Гермния), Софии, Нью-Йорке, Лионе прошли международные  Хлебниковские чтения, научные конференции, сценически постановки, художественные выставки. Об этом вышли сборники научных трудов о поэте, переводы его стихов, монографии, диссертации. Творчество Велимира Хлебников оказалось в центре мирового внимания. И Хлебниковские чтения повторяются в мире и поныне.
И с первого дня основания (19 сентября 1993 г.) музей Хлебников вошел в контекст международной культуры. И даже на год раньше, уже на IV международные Хлебниковские чтения в Астрахани приехали выдающиеся хлебниковеды Виллем Вестстейн (Нидерланды) и Наталия Башмакова (Финляндия). Музея еще не было, но в ходе этих Чтений Виллем Вестстейн пригласил участников дать в журнал «Russian Literature»,  хлебниковский материал  «Письма Веры Хлебниковой». Так, с первых шагов своей деятельности, Музей Хлебникова получил Международную прописку.
«У русской литературы два полюса, – утверждал на других Чтениях  японский профессор Икуэу Камэяма, – Достоеский и Хлебников.  И географически тоже – там Санкт-Петербург, здесь – Астрахань».
На Хлебниковские  чтения в ИМЛМ американский хлебниковед, профессор Рональд Вроон  привез гарвардский трехтомник, амстердамский сборник, штутгартский  однотомник, книгу Ж.-К. Ланна и многое  другое.  Переводчик из Бразилии Марко Луккези подарил музею  вышедшую в Рио де Жанейро книгу «Стихи Хлебникова» в своем переводе. После посещение музея семейной пары из Франции Али и Пьера Фюальдес,  музей пополнился шестью  французскими  изданиями стихов и прозы Велимира Хлебникова. ..
У музея  появилась возможность обмена научной информацией с университетами Рима, Лос-Анжелеса, Праги, Йоэнсуу (Финляндия) и Олбани (США). В музей была передана солидная пачка статей, французского  хлебниковеда Жанна-Клода Ланна,  и др. А в ответ зарубежные коллеги, просили, и получали  информацию о музее Хлебникова. В результате зарубежной обмена материалами, переписки,   чтений, встреч с    хлебниковедами  разных стран,  музей значительно  расширяет свои международные связи, обогащает свой  фонд новыми зарубежными  материалами. Они внимательно изучаются, и переводятся на русский язык, По следам их изучения  идет оживленная переписка с авторами, в ходе которых возникают новые связи, пополняются фонды музея, растет  его популярность в России и за рубежом. Снискал спрос и интерес хлебниковедов и любителей словесности  литературная газета «Хлебниковская веранда», которая рассылается музеем по различным городам и странам.
«Из Рима до Астрахани долгая, долгая  дорога… – пишет в книге отзывов музея Паоло Буонкристиано. – Но стоило приехать и посмотреть, Здесь сохраняются настоящие сокровища. Рай для специалистов и исследователей всех стран. Спасибо!»

Зал 6. «Уход Велимира». В экспозиции зала (фактически – это анфилада) представлены копии рисунков Петра Митурича, запечатлевших последние часы жизни поэта («Последнее слово "да"», «Хлебников на смертном ложе», «Банька» (в которой скончался Велимир), «Похороны» и другие).

Глядя на них, не могу умолчать о мифе, связанном  с Троцким.
Пережив тяжелую зиму в Баку, Хлебников оказывается участником так называемого Иранского похода, когда во время инициированной Советской властью Гилянской революции в Иране высадился десант Каспийской флотилии. Этот поход преследовал две цели – возвращение угнанных белогвардейцами в Иран кораблей и попытку импортировать революцию в другие страны.
Велимир по протекции Рудольфа Абиха был зачислен на должность лектора политодела персидской Красной армии. Вскоре Хлебников отправляется в Иран, называвшийся тогда Персией. Вот как он пишет об этом в письме:

«Храбро как лев пишу письмо.
Знамя Председателей Земного Шара всюду следует за мной, развевается сейчас в Персии. 13/IV я получил право выезда, 14/IV на «Курске» при тихой погоде, похожей на улыбку неба, обращенную ко всему человечеству, плыл на юг к синим берегам Персии».

Говорят, это было связано с заданием Троцкого.
Хлебников прошел весь поход на Тегеран со штабом предводителя «Иранской Красной Армии» Эсханулла-ханом. Поход из-за предательства завершился тяжелым поражением. Хлебникову с Доброковским, едва удалось спастись. Он собирается ехать в Астрахань, к родным, к теплу. Но ни денег, ни сил на столь дальнюю поездку нет. Велимир устал и болен. С горечью он констатирует: «Люди моей задачи часто умирают 37-ми лет, мне уже 37 лет». Муж любимой сестры Веры, Петр Митурич, предлагает поехать на некоторое время в Новгородскую губернию, в деревню Санталово, поправить здоровье, и к осени обещан бесплатный билет до Астрахани. Хлебников с радостью соглашается. Но в деревне внезапно сильно заболевает, у него отнимаются ноги.  Митурич с трудом находит подводу, чтобы отвезти его в больницу в деревне Крестцы, но местные врачи ничего поделать не могут. 28 июня 1922 года, помещенный в селе Санталово в баньку, скончался Велимир Хлебников. Митурич сделал портрет Хлебникова на смертном одре, с трудом нашел доски на гроб, который украсил надписью «Первый Председатель Земного Шара». Здесь миф:  Троцкий отправил поезд за телом Хлебникова, но поэта уже похоронили в деревне Ручьи, на погосте в левом углу. Позже тело поэта было перезахоронено в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с прахом его матери, сестры Веры и ее мужа – Петра Митурича. В 1975 году на могиле было установлено необычное надгробие – «каменная баба» – память о месте его рождения, его истока.
 
 Далее в квартире – «Хлебниковская веранда» – самое творческое пространство музея, ставшее   во многом площадкой для реализации культурных проектов музея. Основная экспозиция музея – это базис для проектов интерпретации Хлебниковского творчества.
Зал 7. «Хлебниковская веранда». Это – зона отдыха и место проведения камерных поэтических вечеров. Здесь  встречаются поэты, музыканты, художники – творяне.
Веранда является и местом проведения временных выставок, авторских презентаций, литературных студий, мастер-классов, «словотворческих игр», музейных занятий для детей, международных и региональных творческих конкурсов, реализации молодёжных арт-проектов. Кстати о знакомстве школьников с поэтом Велимиром Хлебниковым.
«Нужно ли начинать рассказ с детства?..» – размышлял поэт. Да, рассказ нужно начинать именно с детства. И в музее рады самым маленьким нашим посетителям! Ведь их первое знакомство с музеем может стать настоящим чудом на «Веранде сказок» (от 3-х лет).

Залы  8 и 9. В «Зале живописи Веры Хлебниковой», экспонируются лучшие работы художницы: «Русалки» (1920), «Старое и молодое» (1923), «Путь художника» (1923). Удивляет необычностью и простотой одновременно  картина «Ход сельди» (1931). Это пятиметровое панно выполнено в Москве, по заказу Рыбного отдела Политехнического музея. «Великолепное панно всё сплошь заполнено косяком идущей сельди. Как часто у Веры Хлебниковой, в нём использована монохромная, играющая множеством тонких оттенков серо-стальная цветовая гамма». (М.А. Чегодаева).
 В зал графики Веры Хлебниковой представлены ее  графические работы: «Дед, бабушка и внук» (1927), «Эскиз портрета матери Гоголя» (1930), «Автопортрет» (1935), «Пальто на вешалке» (1937) и др. А также – иллюстрации к поэме Э. Багрицкого «Дума про Опанаса» (1935).
 
 Зал 10.  В «Зал графики Петра Митурича», муж Веры Хлебниковой – художника, теоретика искусства, изобретателя, поклонника творчества Велимира беспредметные графические элементы, «пространственная графика», инсталляции  соседствуют с натуралистическими работами (портреты, пейзажи): цикл «По Волге» (1946), «Портрет Велимира Хлебникова» (с оленьими рогами) (1955). Забавляет его  «словарь» из 200 кубиков («звёздная азбука» Велимира)
 
А зал 11 называется «Верандой Мая Митурича». Май Митурич (1925–2008) – народный художник России, сын Веры Хлебниковой и Петра Митурича, он  был удостоен золотой медали Российской Академии художеств за юбилейную выставку в Москве, получил международное признание как график и иллюстратор около сотни  книг, отмеченных дипломами выставок в Лейпциге и Братиславе,  награждён орденом Восходящего Солнца (Япония).
 
  Зал 12. «Зал графики Степана Ботиева». Степан Ботиев, калмыцкий скульптор и художник. В 1995 году был удостоен серебряной медали Российской Академии художеств за памятник Велимиру Хлебникову в Малых Дербетах (Калмыкия).  Памятник высотой 3 м из бронзы создаёт впечатление идущего по степи странника и скитальца духа.
В музее представлены макеты этого памятника, а действует выставка графики художник «Хлебниково поле» (на постоянной основе).
 
Зал 13. «Музейная библиотека», богатейшая библиотека, куда поступают запросы на «хлебниковские материалы» из других городов России и зарубежья. Здесь представлены работы корифеев отечественного хлебниковедения и книги со всех уголков мира – Франции, Нидерландов, Бразилии, Италии, США. Музейная библиотека включает в себя произведения Велимира Хлебникова на русском и иностранных языках, литературу о поэте, а также подборку книг по авангардному искусству и футуризму. Надо отметить, что популярность искусства авангарда в мире в немалой степени способствует и долговременному мировому значению творчества Велимира Хлебникова.
Кроме того, в музее издаются независимая литературная газета «Хлебниковская веранда», книги о Велимире и Вере Хлебниковых.
У музея высокий научный рейтинг: его материалы опубликованы в изданиях ИМЛИ (Москва), Русского музея (СПб), университетов Амстердама, Лиона, Флоренции, Сан-Паулу, Бристоля. С этими материалами также можно познакомиться в музейной библиотеке.
В интернете на сайте www.domvelimira.ru  можно теперь увидеть эту панораму уникальной «хлебниковской коллекции» в экспозиции, научный центр с библиотекой о поэте и его творчестве на русском и иностранных языках, выставки современного искусства, арт-площадку для реализации творческих инициатив.
Нет, забвение гению не грозит. «Сеятелем очей» жизни и творчества стал музей Велимира Хлебникова, открытый всему миру.
 

Борис Рябухин