Болезни и немощи апостола Павла

Алексей Куклин
 Думаю, не мне одному знакомо чувство, когда глядя на своего ближнего, ты думаешь, ну у меня еще не всё так плохо. Это не то, чтобы удовлетворение и, конечно же, не злорадство. Это вот, как «белая зависть», когда ты радуешься, что у кого-то что-то есть, а здесь ты радуешься, что у тебя этого нет, того, что у кого-то есть. Ну и даже, если это плохое есть у всех и у тебя тоже, или нет чего-то хорошего, которого нет у всех, и у тебя тоже - ничего страшного, «а кому сейчас легко?», такое время, кризис, экология, вирусы, эпидемии. Это приносит чувство умиротворения и покоя, никуда не нужно стремиться, от чего-то освобождаться, не нужно предпринимать усилий, рисковать репутацией, ты такой же, как все, а может и лучше. Как говорится: «если у вас нету тёщи, то вам её не потерять», или, не ожидая большего, не рискуешь получить меньше , стреляя в небо, никогда не промахнешься, добавляя в молитве «на всё Твоя воля» не окажешься в неловкой или смешной ситуации.

 «Ликаония - область в Малой Азии, часть рим. провинции Галатии, куда входили города Икония, Листра и Дервия, которые Павел посещал во время своего первого (Деян 14) и второго (Деян 16:1-4) миссионерских путешествий». - Библейская энциклопедия Брокгауза.

 Павел пишет письмо верующим, проживающим в Римской провинции Галатии. Нам оно известно, как «Послание к Галатам». Исследователи датируют его написание сразу после первого собора апостолов в 49 году. (Деян. 15). Несколько лет ранее (44-49 году), Павел во время своего первого миссионерского путешествия посещал Галатийские города Листру и Дервию. (Деян. 14). В Листре народ, побуждаемый иудеями, которые, в свою очередь, предположительно, побуждаемые ангелом сатаны, побили Павла камнями и, посчитав его умершим, вытащили за город.

 Трудно представить, что бывает с человеком после того, как его группа людей забрасывает камнями, до состояния, как минимум,  потери сознания. Понятно, что иудеи целились в голову и многие попадали.  Чтобы, хотя отдаленно представить картину, представьте групповое избиение человека, когда несколько негодяев запинывают ногами свою жертву до бессознательного состояния. Вот что-то подобное произошло с Павлом. Что бывает с лицом у таких потерпевших? Мне довелось однажды, не побоюсь этого слова, спасти и  оказать первую помощь такому человеку.  Гематомы по всей голове и лицу, кровоподтеки, ссадины, разбитые, опухшие губы, заплывшие ничего не видящие из-за отёков глаза. Признаюсь, чувство неприятия, пересиливало сострадание. Не знаю, почему, но вид избитого человека говорит о том, что он сам виноват в том, что произошло. Хотя конечно, это не всегда так.

 Так вот, пережив такое, в этом состоянии Павел встает и на следующий день идет в Дервию. Там он проповедует евангелие и  приобретает много учеников, затем отправляется обратно в Листру и Иконию.  Еще раз замечу: всё это происходит в Галатии. Некоторое время спустя, Павел пишет письмо этим же самым людям, которым благовествовал, которых приобрел, проживающим в Листре, Иконии, Дервии.  «…Знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса». (Галатам 4:13-14).

 В свете выше перечисленных фактов, о какой немощи говорит апостол? О болезни? О малярии, эпилепсии или болезни глаз? Что только не приписывают Павлу его верные последователи. Или, в свете представленных фактов, все-таки, немощь – это следствие побития камнями в Листре?

 Почему так происходит? Почему так хочется видеть апостола больным? Ведь этому нет ни одного прямого доказательства. Не потому ли что вера в болезни самого активного и успешного ученика Христа является одним из оснований понимания Бога, как посылающего или допускающего болезни. Не думаю, что кто так верит, осознают и видят в полноте тот портрет апостола, который себе нарисовали.
   
 Возьмем, к примеру, малярию. «Первичный признак - недомогание, похожее на грипп, у больного наблюдается лихорадка, боль в суставах, частые рвотные позывы, судороги и кома. При отсутствии лечения, может стать угрозой для жизни. Смерть может наступить в результате церебральных осложнений, или нарушений работы жизненно важных органов».  -   на основе материалов "Врачей без границ".
А может эпилепсия? Думаю, не стоит углубляться в сиптоматику. Все и так представляют, что это. Согласитесь, сложно представить больного апостола, хотя бы с несколькими из перечисленных симптомов, пешком, преодолевающего огромные расстояния, действующего в силе Духа Святого, проповедующего евангелие, приобретающего учеников, основывающего церкви.

«В немощи плоти благовествовал вам в первый раз», как бы оправдываясь, апостол говорит о том, что в немощи предстал  перед галатами, но только один раз. Навряд ли любая из перечисленных болезней могла пройти сама  собой. А вот последствия от побоев запросто.

Всё это многословие не имеет смысла, если просто поверить 14 стиху:
«…но вы не презрели искушения моего во плоти моей». Павел называет то, что с ним произошло «искушением». Если верить апостолу Иакову, то Бог не посылает людям искушения. (Иак.1;13). Соответственно, немощь Павла не была от Бога, а значит, не могла быть наказанием за превозношение и не являлась болезнью.