Тузик 2

Николай Смирнов 9
 За грибами.
В лес я всегда хожу с топором. Не с огромным, конечно, топором, а так с маленьким острым топориком на березовом легком топорище, что отец специально под мою руку сделал. Вот и сегодня топорик засунул сзади за ремень, и мы с Тузиком пошли за грибами, за белыми груздями. От деревни идти далеко, не меньше пяти километров или четырех с гаком, но все равно корзинку взял большую, ведра на два, а за солениками с маленькими корзинками у нас не ходят. Ружье не взял, и так груз придется нести тяжелый, а ружье, да еще патронташ с патронами в таких походах только мешают, да вдруг дичь какую подстрелишь, то и грибов на засолку сколько надо не принесешь и еще раз придется идти. Уж лучше за грибами отдельно, на охоту отдельно. Тузик еще пес молодой и в лес со мной ходить обожает. Вот и сегодня крутится вокруг меня, улыбается счастливым оскалом и хвостом так крутит, что, того и гляди, оборвется хвост. Пошли мы с Тузиком за Старый мост. Место это так называется. Там через неширокое, метров триста, но топкое болото была когда-то проложена гать, мостки в два бревна по ширине тележных колес, а лошадь по болоту шла по грудь в воде. Построено это было очень давно. Даже легенда старая есть, что по этой дороге, еще в смутное время, шел литовский отряд с добычей, но на гати у одной телеги лопнула ось. Пришлось воинам добычу с телеги где-то здесь прятать, так как все имеющиеся повозки были загружены и переложить хабар было некуда. Так до сих пор этот клад  здесь в лесу и хранится.
Лес к осени приготовился, раскрасился, принарядился, просто живая картинка. На фоне этих переливающихся разноцветьем картинок, даже простая сосна, с ее золотым стволом и зеленой гривой, выглядит красавицей. Идем мы с Тузиком по старой дороге, любуемся этой непередаваемой красотой. Я несу корзинку, топорик за поясом, нож на поясе и свою любимую рогатку, камешки для нее и еще несколько разрывных зарядов, сделанных из мелкокалиберных гильз и снаряженных фосфором и селитрой. При ударе такого заряда о что-то твердое происходит маленький взрыв, громкий и с яркой вспышкой. Любого зверя напугает, сам проверял на вредных деревенских бабках. Кое-что перекусить на двоих нам с Тузиком лежит в мешке за плечами, там же походный запас для разведения костра, а еще на шее компас на шнурке висит. Я хоть лес и так хорошо знаю, но береженого бог бережет. Дошли до болота. Воды в нем в этом году много. Дожди довольно часто поливают, хоть и не продолжительные, но обильные. Поэтому и грибов много, сыро и тепло. Собираем ужу не что попадется, а на выбор, что хочешь, лисички там или белые, грузди разные, волнушки, рыжики. Уж не говорю про всякие моховики, маслята да прочие подберезовики.
Перед переходом через болото срубил сухую елочку, сделал удобный и длинный шест. Без шеста по болоту ходить неудобно, можно здорово провалиться, а можно и глубоко, так что не скоро и выберешься. За болотом сразу косогор, а на нем в еловом подлеске словно белые дорожки проложены, слегка хвоей присыпаны. Это столько белых груздей. От дороги по тропке вдоль болота не далеко отошел, сложил все свои вещи на тропку, поставил корзинку и взяв в руки нож начал срезать грибы. В деревне у нас говорят – пойду грибов наломаю, а я не ломаю и аккуратно срезаю шляпку не нарушая грибницу. Не прошло и часа как корзина моя наполнилась отборными грибочками, только стала очень тяжелой. В руке далеко не унесешь, только на ремне через плечо за спиной. Укладываю грибы, а сам представляю, как они будут зимой вкусно хрустеть во рту под вареную картошечку. Тузик грибы не собирал, а лежал на тропинке и сторожил наши вещи, особенно обед. Лишь изредка поднимал голову, шевелил ушами, принюхивался, а потом зевал во всю пасть и снова укладывался дремать. Такой вот у меня надежный сторож.
Для настроения развел на старом кострище небольшой костерок, и мы с Тузиком решили перекусить тем, что было. Припасы быстро закончились, потому что Тузик ест быстро, практически глотает не жуя, а мне приходится жевать. Поэтому он всегда проглатывает большую часть наших лесных обедов, а я прожевываю намного меньше. Сидели мы рядим с маленьким родничком с чистой и холодной водой. Кто-то сделал из бересты черпачок с ручкой, чтобы пить воду было удобно и повесил его на куст у родника. Я запил обед вкусной водичкой, а Тузик не стал. Он почему-то любит пить более теплую воду из болота, которое мы опять будем переходить. Топором укоротил свой шест, оставил метра два всего, чего лишнее тащить, забросил за спину почти пустой мешок, через плечо на ремне корзина с грибами и направился к дороге. Болото перешли по еще местами сохранившимся лагам довольно удачно и прошли еще около двух километров и вышли на небольшую вырубку.
-Все Тузик, давай на этом бревне отдохнем, а следующий привал уже у поля сделаем. Давай. Тузик тряхнул головой, как бы соглашаясь и закрутил хвостом.
-Нет Тузик, зря надеешься, мы с тобой все съели, даже хлеба не осталось, а вот попить бы сейчас не помешало, да ничего, привычные, потерпим.
Отдыхая, расслабился и даже глаза прикрыл, наслаждаясь вкусными лесными запахами. Где-то раздавались редкие птичьи голоса, легкий ветерок приятно обдувал и шелестел, позванивая осенними листьями. Красота! Вдруг услышал, что лежащий у моих ног Тузик тихонько зарычал. Посмотрел на него, на дорогу в обе стороны, уходящую за повороты, но никого не увидел. Тузик не встал, а только напрягся и смотрит в одну сторону, в сторону деревни. Наверно кто-то идет по дороге, решил я. Ну чего рычали? Где враги?
И тут из-за поворота выбежали враги. Две Васютинские собаки наверно вышли на свободную охоту. Одна из них крупная, обычно лохматая Найда, по случаю летнего тепла была подстрижена хозяином ножницами для стрижки овец. Получилось, что он ее не постриг, а обкорнал неровными косыми и кривыми клоками. Недавно, проходя мимо палисадника, из которого Найда меня остервенело облаивала, я ей сказал – Найда, какая ты стала страшная, страшнее черта.  Она даже лаять перестала и убежала под крыльцо. Наверное, обиду затаила. А вторя собака – бесхвостый Джек, который меня уже на зуб пробовал и тоже остался недоволен общением. Обе собачки в холке около метра. Тузик с ними не связывался, во всяком случае я такого не видел, а сейчас он встал, оскалился, ощетинился и громко залаял. Эта пара тоже залаяла и направилась к нам. Я схватил Тузика за ошейник левой рукой, а в правую взял свой укороченный шест. Хорошо, что не выбросил его у болота, а шел, опираясь как на посох.  Если отпущу Тузика они его порвут, а буду разнимать достанется и мне. Надо что-то делать и Тузика надо держать, отпускать нельзя.
-Фу, нельзя, прочь, брысь закричал я во весь голос, но общий собачий лай не перекричишь, а он становился все остервенелее.  Совсем близко собаки не подходили, а лаяли метров с четырех, пяти. Хозяева их, на появление которых я так надеялся, не появлялись. Так прошло, наверное, минут пять и держать рвущегося Тузика уже нет сил.
-Ну ладно, держитесь гады. Я взял шест за конец, размахнулся и бросил как городошную биту в Найду. Удар пришелся по левому боку и ногам. Пока Найда с визгом отскочила, я выхватил топорик из-за пояса и не отпуская Тузика пошел в атаку на Джека. Он прекрасно понимал, что за железо у меня в руке и ему достанется не только от разъярённого Тузика. Он развернулся и побежал, Найда бросилась за ним. У поворота дороги они остановились, увидев, что их никто не преследует и Тузик лаять перестал. Положил топорик на землю и зажал тузика между ногами в болотных сапогах, повторяю ему команду. Тузик сидеть, сидеть, сидеть, а сам выхватываю из кармана рогатку и снарядив ее разрывным зарядом стреляю в дерево рядом с собаками. Взрыв, яркая вспышка и враги наши с визгом исчезли за поворотом дороги. Тузик рванулся было за ними, но я успел поймать его за ошейник. Он вообще то не любит ошейники, на цепи и на поводке никогда не сидел, и раньше всегда как-то снимал ошейники со своей могучей шеи, которая шире головы и даже уши не мешали. Этот широкий ошейник я сделал из старого отцовского офицерского ремня, еще фронтового. Зарядил рогатку и потратил еще один разрывной заряд, выстрелив его дальше в лес, где опять гулко грохнуло.
-Ну что Тузик, прогнали врагов? Что тут стоять, надо дальше идти.
Меня всего трясло после пережитого напряжения и даже усталась прошла. Забросил на плечо ремень с корзиной, взял в руки посох.
-Идем Тузик, иди рядом. Если побежишь тоже палки получишь. Тузик как-то странно на меня посмотрел, вроде как с обидой, что не дал подраться и спокойно пошел рядом, чуть впереди. Врагов мы больше не видели, как и их хозяев. Наверно собачки действительно на охоту самостоятельно отправились. Вскоре показалась деревня, а мне надо еще грибы донести, почистить и замочить их обязательно сегодня надо.

2018.