Галерея детей-Героев. Артур Капустин

Надежда Зернова
...Мальчик услышал частые глухие хлопки пробитой кабины и ойканье дяди Васи.
— Береги хвост… береги хвост…— еле шевеля губами, сказал дядя Вася и затих.В хвост самолета вновь заходил второй «мессершмитт».

«Хвост, беречь хвост!» — повторял про себя Артур. Он знал, что надо делать. (Этому он был  обучен дядей  Васей на земле, неоднократно прорабатывая  эту   ситуацию).
...Прильнув к пулемету, нащупал гашетку и поднял ствол навстречу «мессершмитту».(Как учил дядя  Вася). Длинная очередь грозного «УБТ» прошила туловище дракона, нарисованного на фашистском самолете. «Мессершмитт» накренился, сделал крутой вираж и пошел к земле, оставляя чёрный  шлейф дыма.

Спешивший на помощь своему ведущему, лётчик  видел поединок Артура с немецким асом и по рации доложил командиру полка о бое. Как только приземлился самолет майора Капустина, к нему подъехал командир полка полковник Вайк.

 Из кабины стрелка санитары вытащили тяжело раненного дядю Васю. Потом выбрался...  Артур.
— Ну, герой, выдрать бы тебя за своеволие,  — сурово погрозил командующий, потом вручил  десятилетнему Артуру  Капустину медаль «За боевые заслуги» — первую боевую награду сыну полка за отличие в боях над Берлином…

…Понимал майор Капустин, что предстоит ему серьезное объяснение с начальством, выбора не было, не мог оставить своего сына  одного в Днепропетровске. Посадил Артура в кресло стрелка  своего  боевого  самолёта, надел  ему шлемофон  и  взлетел на Варшаву.
 Держась за рукоятки грозного пулемета, мальчик переговаривался с отцом по микрофону.
— Смотри, сынок,— шутил отец.— Ты теперь главная защита хвоста. В небе без стрелка я ничего не стою, особенно, когда атакуют «мессершмитты»…


— Ну, так что ты, Артур Капустин, думаешь делать на фронте? — в упор глядя на мальчишку, спросил командир.
— Воевать, товарищ полковник.
Что  могло быть  после такого  ответа?
  Приказ о зачислении Артура Капустина сыном 658-го авиационного полка.

За прилежность и исполнительность в воинской службе в день десятилетия связному авиаполка Артуру Капустину присвоили звание ефрейтора.
 Свой приказ командир зачитал перед строем заслуженных фронтовиков и как равному пожал мальчику руку.
Когда летчики разошлись к своим машинам, к Артуру подошел стрелок дядя Вася.
— По такому торжественному случаю, значит, положено солдата оружием награждать…— И старшина вложил в ладонь мальчишки маленький трофейный пистолет, от которого тот не мог отвести  взгляд, стал у дяди  ВАСИ получать теорию и  практику  пользования  оружием .
Стрелял Артур в тот день по мишени. А вскоре представился ему случай применить оружие в другой обстановке.
...Услышав немецкую речь, проходя лесом к  аэродрому, замер за кустом.  «Шпионы! Как их задержать?» Эсэсовцы подошли к мотоциклам, достали оттуда гражданскую одежду, стали  переодеваться.
— Хенде хох!—что есть духу закричал Артур и трижды выстрелил вверх.
Увидев перед собой мальчишку и услышав тревожный вой сирены на аэродроме, фашисты бросились наутек, но их задержал  патруль. За проявленную бдительность Артуру Капустину перед строем объявили благодарность.

Малоразговорчивый с однополчанами, дядя Вася совсем преображался, когда рядом был Артур. Он охотно объяснял мальчишке, что за приборы на самолете, какую надо нажать кнопку, чтобы тот или другой прибор «заговорил».
— Взглянуть бы мне хоть одним глазом на этот Берлин…
— Не дозволено, за это нам отец всыплет.
— А я тайком, тихонечко, дядя Вася.
— Да ведь всыплют нам…— заколебался старшина.

…Майор Капустин был немало удивлен, когда при очередном вылете Артура не было рядом.   Пряча глаза, чем-то явно смущенный, раньше обычного занял свое место стрелок Трофимыч.

Самолет взял полный разбег, взмыл в небо и, прорезав свинцовые тучи, лег курсом на Берлин. Артур сидел у ног дяди Васи и не высовывал головы до тех пор, пока стрелок не потянул его за меховой воротник куртки и не показал пальцем вниз: пора  взглянуть на фашистское логово.
Майор Капустин выбрал точку на железнодорожном полотне и, скомандовав по рации: «Делай, как я», направил свой самолет к земле. Два ракетных снаряда, прочертив прямую огненную линию, полетели навстречу завывающему паровозу, а самолет выровнялся и зарокотал пулеметами, прошивая вспыхнувшие на путях вагоны…

Плавно набрав высоту, эскадрилья майора Капустина уходила на восток. И когда казалось, что все уже позади и их самолету ничего не грозит, со стороны солнца черными коршунами вынырнули « мессершмитты ».
— Трофимыч! — прозвучало в шлемофоне старшины.— будь внимательным, слева «мессеры».
Старшина жестом приказал Артуру опуститься на дно кабины. Зло зарокотал пулемет. Словно бы споткнувшись, «мессер» накренился, завалился на крыло, вспыхнул свечой и потянул к земле черный шлейф дыма.
В хвост самолета заходил второй «мессершмитт». Он быстро пронесся над кабиной стрелка, и тотчас мальчик услышал частые глухие хлопки пробитой кабины и ойканье дяди Васи.
— Береги хвост… береги хвост…— еле шевеля губами, сказал дядя Вася и затих.
 
И АРКАДИЙ  ВСЁ  СДЕЛАЛ   САМ!
НЕ  РАСТЕРЯЛСЯ!  КАК  УЧИЛ  ВАСИЛИЙ   ТРОФИМОВИЧ!  КАК  УЧИЛ  ОТЕЦ!

ОРЛЁНОК!   ТАК  РАНО  НАУЧИВШИЙСЯ  ЛЕТАТЬ   САМ!  НЕ   ПАДАЯ!
Передавший  ОПЫТ  ДРУГИМ !


"...Не просто спорить с высотой,
Ещё труднее быть непримиримым.
Но жизнь не зря зовут борьбой,
И рано нам трубить отбой! Отбой! Отбой!

Орлята учатся летать.
Вдали почти неразличимы
Года, как горные вершины,
А их не так-то просто взять, –
Орлята учатся летать.

Орлята учатся летать,
Они сумеют встретить горе,
Поднять на сильных крыльях зори.
Не умирать, а побеждать!
Орлята учатся летать!"      

Авторы:Николай Добронравов, Сергей  Гребенников, Александра Пахмутова


Надежда  Зернова