Старая скрипка

Майя Амайри
Пушка
Молодой, подающий большие надежды музыкант вошёл в главный зал городского музея в Генуе. Он с трепетом подошёл к столу посредине зала, на котором под стеклом стояла она – любимая скрипка виртуоза XVIII – XIX в.в. Однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Николо Паганини, уже очень известному в Европе, купить скрипку малоизвестного в то время мастера, Джезу Гварнери, на нижней деке которой был знак “I. H. S”.            
Великий скрипач своего времени уже имевший в своём арсенале семь скрипок, изготовленных известным всему миру скрипичным мастером Антонио Страдивари и три скрипки от Амати, первого скрипичного мастера Кремона, влюбился в неказистую скрипку и назвал ее “Пушка” (“Cannone” (итал.)) за убийственную мощь звука и «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается во всех нюансах даже в самых, акустически сложных точках зрительного зала.

Пролог. История старой скрипки
Она жила в парадной зале одного из старейших музеев Генуи.. Уже давно.. Как она сюда попала? Она всё чаще уходила глубоко в себя, утопая в своих воспоминаниях.. Они доставляли ей невероятную радость, единственную, что у неё осталась.. Оглядываясь назад, она осознавала, что жизнь её была яркой и неординарной. Но всё по порядку.. Вспомнить всё.. с самого начала.. смакуя каждое мгновение своего невероятного пути!..
Ей повезло с самого начала.. Повезло стать творением величайшего мастера скрипичных дел - Гварнери дель Джезу. Она стала одним из последних его творений.. И рождена была в тюрьме..
Услужливая память предложила ей вернуться к самым истокам.. ещё до её появления на свет. Экскурс в историю до своей эры?.. Что ж – это интересно!

Предыстория. Джузеппе Гварнери. 1698 - 1744 г.г.
Гварнери дель Джезу был продолжателем дела деда - Андреа Гварнери, основателем династии скрипичных мастеров, который учился у знаменитого Амати и начинал свой путь в его мастерской вместе с прославившемся на весь мир Антонио Страдивари. Андреа, в отличие от Страдивари, был натурой беспокойной и импульсивной. Если Страдивари жил созданием своих скрипок, практически не замечая мира вокруг него, то Гварнери старался брать от жизни всё. При этом, Амати ценил его гораздо выше, чем знаменитого Страдивари. В 26 лет Гварнери ушёл от Мастера и начал работать самостоятельно. Он создал свою мастерскую и изменил модель инструмента.
Эфы инструментов Андреа были не очень правильных очертаний, свод более плоский, бока низкие. Размер скрипок средний. Работа, по сравнению со Страдивари и Амати грубоватая, но, как это ни удивительно, возможно именно в силу своей асимметричности, звучание их при этом очень нежное..
Итак.. Город Кремона в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Гварнери дель Джезу стал вторым сыном Джузеппе, второго же сына основателя дома Гварнери - Андреа и родился на исходе XVII века. Ему был уготован путь короткий, но яркий..
Он продолжил дело отца и деда – стал скрипичных дел мастером. Унаследовав к тому же мятежный характер деда Андреа, Гварнери считался пьяницей и буяном, а потому, серьезных заказчиков у него не было.  Джезу продавал свои инструменты за гроши и жил бедно, едва сводя концы с концами.. Когда была возможность он наведывался в соседний паб, чтобы впасть в хмельное забытьё..
Иногда он выходил из дома, взяв одно из своих новых творений, чтобы опробовать его на проходящей мимо публике. Однажды он стоял под мостом над рекой По и играл на свежеизготовленной им скрипке. Она пела в его руках так протяжно и прекрасно, что прохожие останавливались, не в силах уйти не дослушав.. Мимо проходил сам Антонио Страдивари, к тому времени уже сделавший себе имя и состояние на изготовлении своих скрипок, имеющий связи при дворе и знать среди своих клиентов. Он услышал, как играет внук его соученика юности.. и слёзы выступили на его глазах.. Он понял, что его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты Гварнери изящностью исполнения и мягкостью звучания, но уступают им в силе звука. Сделав над собой усилие и отвернувшись, он процедил сквозь зубы: «Отвратительно!» и быстро зашагал прочь. Его сопровождающие последовали за ним.. Противостояние между домами Гварнери и Страдивари к тому времени уже набрало свою силу. С того дня Дель Джезу неоднократно преследовался властями. Одним из его гонителей стал высокопоставленный иезуит, сын Антонио Страдивари. Однажды его забрали из дома, не дав даже собраться, и заключили в тюрьму, из которой он уже не вышел..
Но и в тюрьме мастер продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения Гварнери за бесценок. Дель Джезу всё же был послан лучик света и в мрачную темницу, где он был заключён. Однажды к тюремщику пришла его дочь и тот ей рассказал про неутомимого скрипичного мастера, благодаря которому у него появился приработок. Девушка захотела с ним познакомиться и, уступив дочери, отец устроил эту встречу. Его дочь прониклась состраданием к несправедливо осужденному мастеру и захотела хоть как-то облегчить его пребывание в темнице. Она приносила ему всё для того, чтобы Мастер мог Творить, так как это было единственное средство уйти хотя бы на время от печальной действительности. Условия в тюрьме были абсолютно неподходящие для изготовления скрипок.. Но он их делал.. И не просто скрипки, а величайшие Скрипки!..
«Как мне добиться, чтоб звучало,
От дерева, чтоб звук пошёл,
Чтоб нота душу так достала,
Чтоб миг сознания пришёл!»
Сделать хорошую скрипку в восемнадцатом веке -  это большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральными клеями. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят.
Скрипки, изготовленные Гварнери в тюрьме внешне выглядят небрежно и совсем неизящно. Здоровье дель Джезу было подорвано в тюрьме. Он умирал.. и спешил вложить всю свою душу, всего себя в своих детей, свои скрипки… И именно они прославили его имя!..
Одной из последних его творений и стала наша героиня.. Он сделал её уже предчувствуя близкий конец и вложил в неё всю скорбь своей недолгой жизни, все свои так и несбывшиеся мечты и все надежды на лучшую жизнь после жизни, в которую он истово Верил!.. Мастер подписывал свои скрипки монограммой “IHS”, что означает “Иисус Христос Спаситель”.
 
История
Первым, кто оценил её, был Николо Паганини. Да-да, тот самый мистический скрипач, который до сих пор своими произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном!..
Скрипку долго считали некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук смог оценить лишь великий скрипач спустя почти век после её создания.
Головка скрипки - это «визитная карточка» мастера. Головка нашей героини с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая — из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. Такого пренебрежения к внешней форме не позволил бы себе ни один подмастерье!
А для Джузеппе Гварнери это было единственно возможным способом создания своего шедевра. Он был аскетом, вёл монашеский образ жизни и, изготавливая эту скрипку в тюрьме, успокаивал себя тем, что скрипке – «певице» голос важнее внешности!..

Никколо Паганини. 1782 – 1840 г.г.
Однажды Терезе, матери будущего великого скрипача, приснился ангел, который предрек второму ребенку блестящее музыкальное будущее. Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. Позже с ним занимались лучшие скрипачи того времени. Паганини рано начал писать первые композиции собственного сочинения и уже в 8 лет он создаёт свою первую скрипичную сонату, а в 18 лет начал сольную карьеру музыканта.
Талантливый юноша уже активно концертировал в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собирались огромные залы, люди рвались на концерты юного скрипача, чья скрипка умела разговаривать и даже плакать, будя в душах самые потаённые страсти и желания.
Великий музыкант, не посмотрев на внешнюю неказистость скрипки неизвестного мастера, взял её в руки и исполнив на ней свой 24-й Каприс,  влюбился в скрипку Гварнери окончательно и бесповоротно. Он назвал ее “Пушка” за убийственную мощь звука и завещал её родному городу Генуя.
После признания великим скрипачём инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. Так была восстановлена историческая справедливость и гений мастера был признан спустя столетие после его кончины.
 
Жизнь «Пушки» в наши дни
Сегодня “Пушка” по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи. За ней ухаживают и время от времени дают поиграть на ней молодым талантливым скрипачам. Инструмент не может не играть.. Для молодых виртуозов это  как медаль для служивого - знак особого отличия их таланта.
В мае 1999 года самую известную скрипку Николо Паганини привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл на легендарной скрипке концерт в Оперном Театре. Вот его ощущения от игры на любимой скрипке Паганини:
«…Когда я взял скрипку Паганини в руки, я почувствовал.. разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал - точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»
«О, как разноголосо скрипки пели:
Творенья Страдивари и Гварнери,
Вильома, Гваданини и Амати –
Скрипичное невиданное пати!»

Майя Амайри. 21,12,2019