Мы партизаны, стрелявшие по германским войскам

Сергей Минкевич-Одровонж
МЫ ПАРТИЗАНЫ, — стрелявшие по германским войскам или история одной фотографии
Как-то прогуливаясь по улице Октябрьской, до войны улица Ворошилова возле дрожжевого завода, мой взгляд упал на памятный знак. 

Оказывается, 26 октября 1941 года в Минске была казнена группа подпольщиков, всего 12 человек, по три человека в разных частях города. В художественном фильме "Руины стреляют" показана казнь секретаря Минского подпольного горкома ВКП(б) Исая Павловича Казинца. Видел я в музее Великой Отечественной войны 1941-1945 г. фотографию казни на дрожжевом заводе. Было этот 1981 году и музей находился на Октябрьской площади. Фотография эта стала хрестоматийной и публиковалась в советских учебниках истории. В фильме "Обыкновенный фашизм" эта фотография приводится. Сегодня доподлинно известно, что сохранил её Козловский Алексей Сергеевич, старший преподаватель кафедры строи-тельной физики Белорусского политехнического института, работавший в частном ателье. Гитлеровцы часто приносили ему снимки казней, а он делал дубликаты и хранил их. Потом передал советским органам власти.
"Наверно, очень надеялся фотограф-садист, что хоть где-то, на каком-то участке этого адова пути, кто-то из троих дрогнет. Не пожилой, так молодые. Уж девчонка-то наверняка! А потом, когда принес в ателье для отпечатков негативы, должно быть, узнал, что фантастическая стойкость и внешнее спокойствие обреченных ему только показались, а безупречные цейсовские объективы все же уловили, за-секли страх на их лицах... Это было нужно ему. Ведь он получил приказ сделать снимки для устрашения непокорных, а не для увековечения их памяти. А если бы он тогда узнал, что человек, впервые отпечатавший эти снимки, вопреки строжайшему запрету, оставил копии именно для увековечения не покорившихся? Копии, вошедшие в историю."
http://mb.s5x.org/homoliber.org/ru/kg/kg010002.html
Удалось найти и автора этих снимков. Он заявлял, что в карательных акциях не участвовал, а снимки делать его принудили. Авторы сайта не называют фамилию этого человека, чтобы не делать ему рекламы. Фотографировать казни гитлеровцы любили. Семь фотографий казни русской патриотки Зои Космодемьянской, то-же партизанки, дошли до нас благодаря гибели немецкого солдата. В подсумке у него нашли фотографии последних минут жизни Зои. Эти фотографии опубликовала газета "Правда" и мать Зои Любовь Тимофеевна Космодемьянская видела их. Видел их и брат Зои Александр.
20 октября 1962 года Верховным судом Литовской ССР за измену Родине, актив-ную карательную деятельность против советских граждан в годы войны на окку-пированной территории Белоруссии и Литвы осужден к высшей мере наказания бывший командир 12–го гитлеровского карательного батальона майор Импулявичюс Антанас Людвигович, и другие военнослужащие этого батальона. Но после войны этот садист сбежал в США и остался на ПМЖ как «Борец за СВОБОДУ».
    Предателю Борису Рудзянко в конце войны удрать вместе с немцами ему не удалось. 15 мая 1951 года уроженец Витебской области Борис Рудзянко был при-говорен к расстрелу.
    Весной 1997 года в Мюнхен приехала передвижная выставка «Преступления вермахта. 1941 - 1944 годы». В городскую ратушу, где разместили экспозицию, пришла и журналистка Аннегрит Айхьхорн – писать заметку о событии, о котором говорил весь город. И вдруг, остановившись взглядом на одной из фотографий, женщина рухнула, как подкошенная. Когда Аннегрит пришла в себя, выяснилось, что на снимке в немецкой военной форме рядом с казненными стоял ее отец.  В итоге Аннегрит не смогла справиться с таким грузом и в 2005 году покончила с со-бой. Известно, что зверства в Минске 26 октября 1941 года осуществлял 12-й литовский карательный батальон, который возглавлял Импулявичюс, вермахт в этой казни не участвовал Аннегрит просто обозналась. В СССР и в Белоруссии память Марии Брускиной не была увековечена до февраля 2008 года. На все обращения с приложением документальных свидетельств шли стандартные отписки из всех ведомств, что личность девушки не подтверждена. Лишь 29 февраля 2008 года Минский горисполком принял решение № 424, в котором, в частности, сказано, что в целях увековечения памяти участницы Минского антифашистского подполья Марии Борисовны Брускиной Минский городской исполнительный комитет решил внести изменения в текст мемориальной доски, установленной на доме № 14 по ул. Октябрьской, и изложить его в следующей редакции: «Здесь 26 октября 1941 года фашисты казнили советских патриотов К. И. Труса, В. И. Щербацевича и М. Б. Брускину». А 1 июля 2009 у проходной Минского дрожжевого завода на месте казни Брускиной и её товарищей был открыт новый памятный знак. Ранее, 7 мая 2006 года, в Израиле в Кфар ха-Ярок Марии Брускиной был установлен памятник. 29 октября 2007 в иерусалимском квартале Писгат Зеев состоялась официальная церемония присвоения одной из улиц имени Маши Брускиной.
    Попалась мне статья двух Татьян: Мильничук и Януцевич "Свободные новости плюс" "В белорусских учебниках нет слова "Холокост". "Уничтоженные на территории Беларуси евреи —800 тысяч из 3 миллионов погибших жителей— относились к категории "советский народ" и всякое упоминание о еврейской национальности грозило обвинением в космополитизме, а то и причастности к "мировому сионизму, "— так пишут авторы очерка.
     К сожалению, с этим трудно не согласиться. Имя патриотки, что запечатлена на фотографии установили еще в 1968 году, но на памятный знак, о котором я писал, имя девушки внесли только в 2008 году. Сорок лет, после установления её имени. Многих, кто помог установить имя патриотки лишили работы. В 1968 году после разрыва дипотношений с Израилем, в СССР начался советский антисемитизм. Коммунистической номенклатуре не нужна была патриотка еврейской национальности. На фотографии изображены Кирилл Трус, Владлен Щербацевич и Брускина Мария. Советская власть подвига Брускиной Маши не оценило, это сделал Израиль. Там есть в одном из городов улица названая её именем. Свой подвиг Мария Брускина совершила в Беларуси, только через 7 лет возникнет государство Израиль. Умирала Мария Борисовна Брускина за Советскую Родину, а не за Израиль.
Фигурировала эта фотография и на Нюренбергском процессе. Сегодня много говорят о патриотизме и о том, что наша молодежь не интересуется историей.
Вера Даниловна Волошина— долгое время это имя не было известно. Как и Зоя Космодемьянская, обе подруги приняли смерть в один день и погибли за Родину. В 1994 году Вере Даниловне Волошиной было присвоено звание Героя России. К тому времени уже не существовало Союза Советских Социалистических Республик, а поэтому не было возможности присвоить Вере Волошиной звание Героя Советского Союза. Имя Веры Волошиной, как и Марии Брускиной долгое время было неизвестно. Когда оно стало известно имя Веры Волошиной, ей присвоили звание Героя России. Считаю правильным присвоить звание Героя Беларуси и переименовать улицу Октябрьскую в улицу Марии Брускиной. В доме, где жила Маша Брускина создать музей.