София Николаевна без прикрас

Надежда Секретарева
  София Николаевна Карамзина старшая дочь историографа Карамзина Н.М. с ранней юности знакома с Пушкиным А.С. Семья Карамзиных-Вяземских в течении двадцати лет поддерживала дружеские отношения с поэтом, поэт дружил с князем Вяземским и с большой теплотой относился к Екатерине Андреевне Карамзиной, ее дети росли на его глазах.
    Но только ли дружеские чувства испытывала к поэту София Николаевна? Не примешана ли тщательно скрываемая, долгая и тайная неприязнь к Пушкину?

В 1829 году она пишет письмо Вяземским:" ..Пушкин в настоящую минуту карабкается по Кавказу. Это новое безумство, которое пришло ему в голову, что касается нас , то мы мало сожалели об его отъезде, потому что он стал неприятно угрюмым в обществе, проводя дни и ночи за игрой, с мрачной яростью, как говорят. Каждое новое известие о нем доказывает, что он никогда не вернется на хорошую дорогу..." - замечу, что Пушкин выехал на войну, самые уничижительные характеристики щедро выданы Пушкину.
   Софья Николаевна , фрейлина Двора Его Величества,  перешла в возраст старых дев, внешней красотой никогда не отличалась, доброго характера то же не имела,
была склонна к новостям всякого рода, особенно светским. Помогала Екатерине Андреевне вести салон, где встречалась столичная интеллигенция, молодежь, приятельствовавшая с детьми Карамзиных. Частыми гостями салона были - Пушкин, Жуковский, Виельгорский, князь Вяземский, А.И.Тургенев... Софии Николаевне   казалось, что любовная интрижка созданная в их салоне, принесет ему ещё большую популярность и некоторый шарм. Её стараниями пошли слухи за границу и в обществе о влюбленном Дантесе " с припадками чувств, как всегда, к прекрасной Натали"- а в это время Натали сидела на даче , не спускаясь на первый этаж, восстанавливала здоровье после родов. Это она инициировала разговоры о взглядах Дантеса, о ревности Пушкина - ей это казалось забавным, она это называла комедией к удовольствию общества...


   В 1831году Пушкин привез жену. Конечно, светские успехи Натальи Николаевны не радовали Софью Николаевну - и множество поклонников, и внимание Императрицы, и более того - внимание самого Императора.
    Более того , сам Пушкин вызывал неприятные чувства, ведь он занялся историей, написал историю Пугачевского бунта, работал над историей Петра Первого, то есть официально работал историографом, что для дочери историка Карамзина было нестерпимо,
 мало того, что Пушкин совершенно затмил литературное творчество Карамзина, так ещё и за историю взялся. Ну, какой он историограф? Историограф только один - её отец Карамзин. И именно занятия историографией будут подло высмеяны в анонимном письме.
    
     24 июля 1836года. Софья Николаевна напишет брату:" Вышел второй номер Современника,... в нем нет ни одной строчки Пушкина, которого разбранил ужасно и справедливо Булгарин, как светило, в полдень угасшее. Тяжко сознавать, что какой-то Булгарин, стремясь излить свой яд на Пушкина, не может ничем более уязвить его, как говоря правду!Надо же быть таким беззаботным и ленивым, как Пушкин..."
Софья НИколаевна в оценке Пушкина сливается в экстазе с Булгариным. Но ведь она не могла не знать о том, что Пушкин заканчивает написание Капитанской дочки,
в салоне КАрамзиных об этом знали.

    Прошло лето. Наступила осень, последняя в жизни поэта.
    Пушкинисты рассматривают письма Карамзиных за это время, как свидетельства друзей поэта. Правда, Анна Андреевна Ахматова сильно усомнилась в дружеских чувствах и задала вполне резонный вопрос - почему никто не исследовал роль "веселой банды" Софии Николаевны в преддуэльной истории... ведь они были на стороне Дантеса,
но, Анна Андреевна, как можно... это же друзья поэта. Хотя Екатерина Андреевна пишет, что Пушкин был нашим другом двадцать лет... не мы были друзьями, а он был нашим другом - тонко подмечено Екатериной Андреевной.
     Откуда бы Дантес мог узнать, что Пушкин ревнует Натали к царю, и имеет большие амбиции выйти в первые историографы? Только от друзей.

      19 - 20 сентября. О Пушкине, "который всё время грустен, задумчив и чем-то озабочен... его блуждающий, дикий, рассеянный взгляд с вызывающим тревогу вниманием останавливается лишь на его жене и Дантесе, который продолжает те же шутки, что и прежде, - не отходя от Екатерины Гончаровой, он издали бросает нежные взгляды на Натали, с которой всё же в конце концов танцевал мазурку. Жалко было смотреть на фигуру Пушкина, который стоял напротив них в дверях, молчаливый , бледный и угрожающий." Как это представить взгляд блуждающий, дикий, рассеянный и внимательный одновременно? Как отследить кто на кого смотрит в суматохе бала?
Но это ещё не всё - далее С.Н. пишет, что приехала Строганова ( да, та Кочубей, которой посвящена Полтава) и она попросила Пушкина поговорить с ней, но он скоро вернулся расстроенный, сказав, что там уже сидит этот граф, Дантес или как его Геккерн. Как это возможно? Дантес танцевал с Натали, Пушкин стоял в дверях, Софья Николаевна отзывает Пушкина к Строгановой, а там сидит Дантес? - мизансцена явно не складывается.
     Трансляция о дикой ревности поэта пошла за границу и везде.
     Балы ещё не начались, а барон Геккерн уже обнаружил сплетни о возвышенной страсти Дантеса и дикой ревности знаменитого поэта, Наталья Николаевна отказала,
и княжна Барятинская отказала, в воздухе повис скандал и обозначились контуры дуэли. Геккерн никак не мог допустить краха карьер и устремился изменять ситуацию в свою пользу , продиктовал отказ Наталье Николаевне, который написал Дантес, и сам вручил. Геккерн принялся увещевать Наталью Николаевну, пытаясь таким образом склонить ее к отъезду из Петербурга, но она отказалась. Он стал угрожать ей местью, 2 ноября, по словам Пушкина, она теряла голову от страха из-за писем, которые ей показал Геккерн.
     3 ноября барон организовывает рассылку анонимного письма, в котором ревность Пушкина направляется далеко и высоко от Дантеса. Анонимный пасквиль намекает на отношения с Николаем, а не с Дантесом, содержит насмешку над историческими изысканиями Пушкина.
     И Софья Николаевна, и Екатерина Андреевна будут знать от Пушкина о том, что он открыл автора и этот автор - барон Геккерн, но Дантеса будут принимать лучше прежнего.

     20 - 21 ноября
София Николаевна пишет брату о предстоящей свадьбе Дантеса, вскользь упоминая письма, - "Публика удивляется, но так как история с письмами мало кому известна, объясняет этот брак просто." и "Вяземский говорит, что он выглядет обиженным за жену,так как Дантес больше не ухаживает за ней"

    28 ноября
     "Я танцевала мазурку с Сологубом, у которого в этот день темой разговора со мной была история о неистовствах Пушкина и о внезапной любви Дантеса к своей невесте" - это что? Пушкин с Дантесом чуть не перестрелялись - и это стало темой веселой мазурочной болтовни, которую могли слышать другие...

     30 декабря

     "Пушкин продолжает себя вести самым глупым и нелепым образом... Снова начались кривляния ярости и поэтического гнева, мрачный как ночь, нахмуренный, как Юпитер во гневе, Пушкин прерывал свое угрюмое молчание... короткими словами... и демоническим смехом. Ах, смею тебя уверить, это было ужасно смешно."
Картина маслом - умопомешательство во всей красе, хотя А.И.Тургенев ничего подобного за Пушкиным не замечал, хотя встречался с ним довольно часто.

     Софья НИколаевна не жалеет мрачных красок для описания дикой ревности, граничащей с умопомешательством, представляя Пушкина жалким и смешным ревнивцем.
В то же время для Дантеса - совсем другие слова, перенес тяжелую болезнь, ласков,
нежен, каждый день у них, сидит рядом во время написания письма, передает приветы.
     Карамзины-Вяземские на стороне Дантеса.Почему? Что их связывало с ним? Всего лишь неприязнь к Пушкину и ничего более.
     Потом будет свадьба. Софье Николаевне не удастся на ней присутствовать, тетка Загряжская спровадит ее. Она будет озадачена выражением безмятежного счастья на лицах всех троих Геккернов."Отец является совершенно неотъемлемой частью как драмы, так и семейного счастья"

      27 января Софья Николаевна напишет чудовищное по злословию и клевете письмо к брату. В этом письме она обвинит Пушкиных в более чем безнравственности, не Дантеса устремляющего наглые взгляды на чужую жену, нет - Пушкиных и только их, намекнет на отношения Пушкина с Александриной и объявит, что князь Вяземский отворачивает свое лицо от дома Пушкиных.  - злость самая черная.

      Далее Софья Николаевна будет писать письма о своей любви к Пушкину, о своем сочувствии к умершему в страшных мучениях поэту, и лишь бы Дантеса не сильно наказали. Как можно сочетать искреннюю озабоченность Дантесом с сочувствием к погибшему Пушкину? - никак. Виноватой за всё она объявит Наталью Николаевну,попросит брата при встрече с Дантесом проявить деликатность, потому что он и так уже пострадал и одному Богу известно насколько он виноват... и Андрей Карамзин встретится с Дантесом и будет развлекаться вместе с ним.