От полового диморфизма - к гендерному диэтизму

Лев Лерман
1. Возникновение гендера и гендерного диэтизма

Проблему пола подробно рассматривали многие крупнейшие ученые – от Ч. Дарвина до В. Геодакяна [1]. Несомненно, ей будут заниматься и далее, так как вопросы остаются. Автор остановится лишь на одном аспекте: как у некоторых видов животных разделение индивидуумов на самцов и самок привело не только к различиям в строении и функционировании тела – половому диморфизму, но и к существенному различию связанных с половой принадлежностью стереотипов коммуникационного и социального поведения, которое автор предлагает именовать гендерным диэтизмом.
 
Нет смысла начинать анализ с общественных насекомых, хотя и там, при желании, можно усмотреть признаки различия в поведении особей того или иного «назначения». Обратим внимание на то, что у многих видов птиц, образующих временные или постоянные пары, самец приносит самке корм, когда она сидит в гнезде на яйцах. Можно сказать, что это – уже своего рода «разделение труда» по признаку пола, которое логически приводит к различиям в поведении самцов и самок – половому диэтизму. У птиц обычно половой диэтизм ограничивается периодом высиживания. Даже у таких «семейных» птиц, как ворон, которые довольно долго совместно «воспитывают» птенца-подлетка, в этот период не наблюдается явных различий в поведении самца и самки.

А что у млекопитающих? У некоторых их видов в ходе эволюции сформировался довольно длительный период детства, когда детеныш нуждается в постоянной опеке родителя. Пример – бурый медведь. Медведи не образуют «полных» семей: самцы живут одиноко, а самки выходят из положения за счет того, что при них обычно живет годовалый подросток – пестун, который опекает малышей в то время, пока мать ищет пропитание себе и детям. Здесь мы уже видим зачатки более серьезного поведенческого различия одиноких самцов и «семейных» самок.

А что же у человека? В биологическом плане человек – стайное млекопитающее со сложной структурой стаи, превратившейся в общество (социум). Период биологического детства у человека длится порядка 11-14 лет, а социального, в настоящее время в достаточно развитых социумах – порядка 16-25 лет. В целях данного исследования нас будет интересовать, прежде всего, доисторический и раннеисторический период существования вида Homo sapiens (далее для краткости, следуя Ю.Н. Харари, будем называть его просто «сапиенс» [2]).

Самка сапиенса – женщина – вынуждена довольно длительный период времени: от трех месяцев до года – выкармливать ребенка, а затем присматривать за ним, практически постоянно находясь при нем. Соответственно, она оказалась существенно ограничена в других жизненно важных видах деятельности, которые пришлось взять на себя самцу – мужчине. Так эволюционным путем произошло разделение на «женские» и «мужские» занятия. Женщина сосредоточилась на том, что можно сочетать с выращиванием детей: домашнее хозяйство, собирательство в окрестностях места постоянной дислокации и т.п. Мужчине же остались виды деятельности, требующие большей физической силы и действий в относительном отдалении от дома.

С течением времени «перекос» стал углубляться. Погруженная в заботу о детях и доме женщина, отдаляясь от занятий, обеспечивающих основную долю средств существования (охота, разбой, возделывание почвы и т.п.), постепенно оказывалась во все более существенной зависимости от мужчины. Соответственно изменялись и коммуникативные стереотипы, и нормы социального поведения. Так возник гендер – социальный пол – и сформировался гендерный диэтизм, появились патриархат и матриархат. Кроме того, наряду с имевшим место и ранее сексуальным насилием появилось сексуальное принуждение под угрозой лишения материальных благ, а с появлением товарообмена – и проституция как род занятий.

Автор не берется утверждать или выяснять, что появилось раньше, а что позже - матриархат или патриархат. Скорее всего, они могли иметь место одновременно в разных социумах, при этом сменяя друг друга в ходе социальной эволюции. По крайней мере, автор не делает это предметом данного исследования.

2. Эволюция гендерного диэтизма

Как указывалось выше, гендерный диэтизм вышел из процесса выращивания (воспитания) детей и, соответственно, существенно с ним связан. Поэтому если мы хотим проследить и спрогнозировать эволюцию социального взаимоотношения полов, нам нужно, в первую очередь, проследить, как меняется процесс «детовыращивания».
 
В эпоху традиционной (условно – патриархальной) семьи уклад жизни человека вначале менялся очень медленно, продолжительность жизни была невысока, выживаемость детей (дожитие до репродуктивного возраста) составляла примерно 10 - 20%, а выживание стариков было заботой их самих. Соответственно, дети были не только ресурсом продолжения рода, но и важным «страховым обеспечением», и их должно было быть достаточно как для хотя бы простого воспроизводства популяции, с учетом всех потерь, так и для последующей заботы о стариках-родителях, доживших до нетрудоспособного состояния. Поэтому выращивание детей было, как правило, важнейшим делом, и вся остальная деятельность семьи, рода, племени, общины вращалась преимущественно вокруг этого. Соответственно, женщина «специализировалась» на выращивании большого количества детей, а мужчина – на добывании для этого средств. Гендерный диэтизм в ту эпоху достиг своего максимума.

С развитием производительных сил и ускорением процесса их развития ситуация стала всё больше меняться. С повышением комфортности жизни и благодаря прогрессу медицины стала снижаться смертность, прежнее большое количество деторождений и детей оказалось излишним и стало постепенно, но неуклонно снижаться с прежних 10-15 и более до 5-6, а затем до 2-4-х и менее. Уклад жизни также стал меняться всё быстрее, в связи с чем стали столь же быстро устаревать знания, умения и навыки, передаваемые детям от родителей в рамках семьи, общины. Одновременно, с развитием и усложнением структуры социума, повышалась роль «надсемейных» структур в воспитании молодого поколения. Соответственно, стала уменьшаться объективная база для разделения гендерных ролей. В XIX веке это вылилось в появление различных феминистских идей и организаций, а спустя еще 100-150 лет в наиболее «продвинутых» в социально-экономическом плане социумах, которые можно условно отнести к цивилизации современного европейского типа, обозначилась явная тенденция к размыванию гендерных ролей, иногда переходящему даже в такие эксцессы, как смена биологического пола по причине изменения гендерной самоидентификации.

3. Перспективы эволюции гендера

Представляется очевидным, что биологическое разделение полов как возникший в ходе эволюции жизни механизм эффективного приспособления биологического вида к изменяющимся условиям существования не исчезнет, по крайней мере, в обозримой разумом перспективе. А что будет с гендером? Мы уже увидели, что эволюция гендера напрямую связана с двумя факторами: необходимостью длительного воспитания достаточного количества детей и уровнем комфортности жизни, причем эти факторы не изолированы друг от друга, но действуют в противоположных направлениях.

С точки зрения задач приспособления биологического вида к изменениям условий существования более эффективным было бы ускорение смены поколений, то есть высокие рождаемость и смертность и низкая продолжительность жизни. Но эволюция биологической жизни не пошла по пути гегемонии планктона и мушек-дрозофил. Аналогично, эволюция геосоциума не пошла по пути простого вытеснения высокоразвитых, но изнеженных социумов «варварами».

Почему? Судя по всему, потому, что примитивные формы жизни и ее организации не решали системной сверхзадачи феномена биологической жизни: связывания свободной энергии окружающей среды (в самом широком толковании термина «свободная энергия»), да еще с учетом квантования уровней этой энергии. Такую задачу, как оказалось, более эффективно решает сложный биоценоз, включающий в себя высокоразвитые формы жизни как инструменты многоуровневого управления процессом того самого связывания. (Заметим в скобках, что для такого управления вовсе не обязательно наличие субъекта целеполагания, то есть, некоего «владыки» или даже «высшего разума».) Соответственно, для функционирования таких форм жизни необходимо то самое длительное воспитание нового поколения, которое и породило гендерный диэтизм.

Итак, мы наблюдаем действие двух противоположно направленных факторов. Изолированное действие одного из них приводит, в идеале, к заполнению всего ареала относительно примитивно живущей популяцией, которая, тем не менее, наилучшим образом приспособлена к окружающей среде, но оказывается беспомощной перед натиском иной, более высокоразвитой, популяции. Столь же изолированное действие другого фактора ведет к биологическому вырождению более «продвинутой» популяции вследствие накопления негативных мутаций и ухудшения адаптации к внешней среде, что заканчивается вытеснением ее менее развитой, но биологически более жизнеспособной популяцией. после чего цикл повторяется. То есть, с точки зрения математики, наблюдается автоколебательный процесс релаксационного типа. Однако математика показывает, что где-то «в середине» может существовать зона локальной стабильности, где оба этих фактора, будучи взаимосвязаны тем или иным образом и вдобавок тому подвержены некоему регулированию, уравновешивают друг друга [3].

Есть предположение, что и в эволюции гендера также может существовать некая «золотая середина», без крайностей, с одной стороны, матриархата-патриархата, а с другой стороны – впадания в «унисекс» и полного размывания гендера. Таким образом, имеется возможность выйти в конструктивное русло из порочной системы координат «хорошо – плохо», способной породить лишь обоюдную ожесточенность приверженцев крайних точек зрения.

Литература

1. Эволюционная теория пола. (А. Гордон). Программа «00:30» НТВ, 06.03.2002 (http://www.ntv.ru/gordon/archive/907/)
2. Харари Ю.Н. «Sapiens: Краткая история человечества» ISBN 9780062316097.
3. Козлов В.В. Инновационная фирма как социально-экономическая система // Экономист, № 7, 2019, с. 72-80