Баня

Тамара Белова
      Сколько существует пословиц и поговорок о бане.
Да не зря я хочу о бане написать, бани-то в перестройку почти всюду закрыли: «Не рентабельны»!

«В бане помылся, что омолодился.
Баня — мать вторая!
Тело парит, здоровье дарит!
Баня парит, баня правит».

    Почему я решила о бане написать? В посёлке, куда я приехала на лето, баня закрыта. Прошла неделька, надо бы помыться основательно после купания в море, да и вообще субботний день - банный. «Душ принимала» на полянке из бутылки, нагретой на солнышке градусов до шестидесяти. Вот и пришла идейка рассказать о банях в нашем родном Качканаре.

   Расскажу, как я была один год заведующей банно-прачечного комбината. 
В мае 1957 года в эту вековую тайгу пришли строители, и началась разработка, нет, ещё не рудника. Начали прорубать в тайге дороги. Построили железную дорогу. Жили в палатках и землянках. Но как только определились с местом, где «будет город заложен», первое, что построили,- это были баня, клуб и школа. Баня была построена основательно, так сказать, на века. Стены толщиной в метр. Два отделения: мужское и женское. Одновременно могли мыться по двадцать пять человек. Парилка отапливалась дровами. В продаже всегда были берёзовые веники. Какое же это было блаженство после работы на морозе попариться настоящим берёзовым веничком не в сухой сауне, а в поровой баньке. Город строился, разрастался.

 Вот уж десятый квартал построен. До бани из отдалённых районов не всем удобно. На границе четвёртого и пятого кварталов построили ещё одну баню. Это была уже двухэтажная баня на четыре отделения с бассейном для детей и любителей. Парилки на любой вкус: хоть сауна, хоть русская с парком. Отапливалась она от собственной котельной. Позже котельную закрыли и перевели баню на городские сети. А парилки стали обогревать Электра - тэнами. Да вот не всякому любителю пара эта баня нравилась. В старой бане всегда была очередь. Люди приезжали на автобусах и машинах из отдалённых кварталов. Вот в такое время я попала заведующей банно-прачечного комбината. При бане была и прачечная. Прачечная снабжала баню чистыми простынями и полотенцами, так как люди часто приезжали прямо с работы, из леса. Это было очень удобно. Мочалку и мыло можно было купить тут же в ларёчке. Ларечек со временем закрылся за не надобностью. Вот этим заведением я и стала владеть, да не по своей воле. Я в то время работала инженером в отделе капитального строительства в управлении Качканарского Горно–обогатительного комбината. Да время было такое, что в управлении работали «жоры», «доры», «лоры» и «суки»- такой анекдот ходил по городу. Расшифровать? Жёны ответственных работников и соответственно дочери, любовницы и случайно уцелевшие кадровые инженеры.

    «Суку» некому защитить и поддержать. Ко мне эти самые «жоры» - «доры» подкатывали с вопросом:
- А кто тебя сюда устроил?
Когда выяснили, что у меня нет покровителя, и понадобилось устроить в управление очередную «дору», меня сократили. Из трёх предложенных мест работы, я выбрала банно - прачечный комбинат. Работало там сорок три женщины, в основном уже пожилые, и двое мужчин: слесарь по ремонту оборудования и сантехник. Оба были инвалидами и любителями «залить за воротничок», тем более что магазин был через дорогу от бани.
   
      ПервостроителИ вспоминают и даже хозяйственный магазин называют «старый гастроном». С женщинами не было вообще проблем. А вот эти два инвалида мне много нервов потрепали, да замены им не находилось или их жалели. К ним частенько заглядывали «на посиделки» выпивохи, благо рядом магазин. Прежняя заведующая сама частенько с ними пила. Всё им прощалось. Но оборудование было старое, и часто ломались, то каландры, то стиральные машины. А эти работнички не в состоянии работать. Вот такое наследство мне досталось. Трудно, но отучила я их вести приём «друзей» в рабочее время. Расскажу один случай.

    Прихожу после обеденного перерыва, а прачки сидят. Спрашиваю что случилось?
-А вон работнички наши сидят в мастерской с бывшим начальником милиции с бутылкой и «лыка уже не вяжут», машины сломались.
Захожу я в мастерскую и спрашиваю гостя кто он и зачем пришёл в рабочее время к слесарям с бутылкой, да ещё и коньяком? Он мне представляется:
- Я бывший первый в Качканаре начальник милиции. Сегодня день рождения, вот зашёл к знакомому отметить.
-Мне хоть бы вы министром были, но спаивать рабочих на их рабочем месте бывший начальник милиции считает нормой? Берите бутылку и уходите, иначе я её выброшу.
- Не посмеешь!
-Ещё как посмею?!
После этих его слов я взяла бутылку за горлышко и вышла на улицу. Они сидят с раскрытыми ртами.
- Не посмеешь!
Я же когда – то метала гранаты на физкультуре. Вот тут я её и метнула, как гранату. Повернулась и пошла прямо на этого бывшего начальника. 
- Вы, видимо, забыли, что были блюстителем порядка? Я сейчас вызову милицию и вам напомнят о ваших прежних обязанностях. Что тут мне пришлось выслушать от этого «блюстителя» нравственности и порядка… наверно, весь лексикон и всех матерей вспомнил. Ушёл и больше я его не видела. Посетителей же стало меньше наведываться в слесарную. Слава же, как я выпроводила бывшего начальника милиции, быстро стала известна многим любителям сюда захаживать на посиделки с бутылочкой. Спустя много лет встретилась я с сантехником, и посмеялись, как я их приучила к трезвому образу жизни на работе. Женщины же наблюдали нашу перепалку с тремя мужиками, где я вышла победительницей.

   Проработала я изо дня в день один год. Много было сделано за этот год. В предбанник – зал ожидания, завезла скамьи, столики. Принесла из дома всякие журналы, чтобы люди не стояли на ногах в ожидании своей очереди, а спокойно могли посидеть, побеседовать и полистать журналы. Затем открыла буфет, где была газированная вода и горячий чай. Для прачек тоже были созданы удобства: раньше, как только заканчивались стиральные материалы, заведующая шла в контору, чтобы подписать требования на стиральные материалы. Надо было требование подписать у нескольких начальников. Потом идти на хоз. двор и ловить машину. Прачки же сидели в ожидании порошка и мыла. Порой сами покупали их в магазине, благо, что магазин через дорогу. Не было склада для моющих материалов. Здание прачечной имело несколько маленьких помещений, в том числе и душевые. Только зачем душевые? Баня рядом. В один из субботников я с рабочими разобрала перегородки между душевыми. Получился большой склад. Пригласила начальство и доказала, что моющие средства завозить надо прямо с колёс в прачечную. Прачки организовали бригадный подряд. За экономию и качество стирки получают премии. Ключи от склада я передала бригадирам, ни каких проблем больше с материалами не было. За расход материалов отвечали бригадиры. Дали объявление, что прачечная принимает в стирку бельё и от населения. Раньше бельё стирали в основном из общежитий. Общежитий было несколько в городе. Однажды я съездила на военную точку, что находилась недалеко от посёлка Именновский. Там стояла точка ракетчиков. Они возили бельё в город Лесной, но это для них было неудобно. Количество белья увеличилось. Прачки стали получать премиальные за количество и качество, а также за экономию стирального материала.   Зарплата у меня была в начале девяносто рублей. Через полгода я получала уже сто двадцать рублей. Это была хорошая зарплата. Но не моя это была работа. Начали строить радиозавод. Туда меня пригласил Сибилев Виталий в отдел главного механика инженером по надзору за зданиями.

   Что же с баней или банями? После моего ухода заведующую решили в эту бани не принимать. Решили, что на две бани достаточно одной заведующей. Но просчитались. Вторая баня большая, хлопот в ней своих хватало. Получилось так, что захирела старая баня без хозяйки. Тем более, постоянные проблемы с оборудованием в прачечной. Настало время перестройки. Руководство сочло первую баню по улице Октябрьская не рентабельной и закрыли. ( также писали и просили не закрывать, доказывали, да вот …)
Народ возмущался, да кто слушает мнение народа? Старая баня несколько лет стояла не востребованной, стены пытались разобрать по кирпичику, да прочной была кладка. Наконец, нашёлся смельчак, прибрал к рукам полуразрушенное здание. Теперь там магазин «Техно строй». В прачечной «ЕВРАЗ» открыл продовольственный магазин.

     Вторая баня также постепенно разрушается. Меня, как инженера по надзору за зданиями, пригласили обследовать конструкции, составить акт и дефектную ведомость. Это было в 1995 году. Каково же было моё изумление, когда я увидела оголённую арматуру потолка на ребристых плитах перекрытия. Нарушена полностью несущая способность ребер плиты ПКЖ. Это же потолок первого этажа и, пол - второго этажа. Сразу составила акт и бегом к Мэру города. Срочно организовали комиссию из ведущих специалистов строителей. Оба отделения, первого и второго этажей правого крыла закрыли и передали заказ проектному институту на разработку проекта укрепления несущей способности плиты. Но, видимо, не судьба была довести дело до конца, так и работает в бане только одно крыло. ( с тех пор я в бане не была и не знаю, велись там какие работы по укреплению рёбер жёсткости)

   Баня работает не полную неделю, как раньше было. Билеты дорогие. Я же в бане больше не была и не пойду: боюсь, так как вижу, как разрушаются другие конструкции. Нет инженеров по надзору за зданиями. Всё в частных руках. Только лоск наводят в холле.
А о старой бане старожилы первостроителей вспоминают с болью и сожалением: «Какая банька была»!!!
    
     Бани закрыли в первую очередь в начале перестройки во многих сёлах и даже городах нашей страны. Как это объяснить?  Приехала я в Забайкалье курорт Дарасун к сестре в гости. Неделька пролетела, надо бы помыться да сестра меня ошарашила тем, что баня давно закрыта. Окна и двери выбиты. Там теперь бомжи  да скот от зноя прячется. А банька – то была замечательная. Все приезжие на курорт обязательно посещали, эту баню  хвалили, да  завидовали, что есть такие бани в сёлах. Сглазили, наверно. Посёлок старый, в своих домишках ванну даже не поставишь, пожилым людям баньку не под силу построить. Моются в тазиках, обтираясь тряпочкой. Вот и до  нашей бани добираются.  Много чего по закрывали, но только бы не бани.

    Я помню, как в  войну и после люди болели тифом, и холера  случалась от слабости здоровья, но везли в бани даже постели для про парки. Люди в обязательном порядке ходили в баню. Так боролись с болезнями. А сейчас, не дай бог, что-то случится, то  как будем бороться с недугами? Старые люди все болячки лечили только через баню. Покряхтел, попарился, попрел и вышел молодцом.

Закончу пословицами. Для размышления.
«В который день паришься, в тот день не старишься».
«Коли б не баня, все бы мы пропали».
Пропадём или в частной баньке попаримся.
30  декабря 2016 г Все в баню! С лёгким паром!
2 декабря 2019 обновлено. в СМИ Качканара.



ПОЭТЫ, НЕТ СТИХОВ О БАНЕ. ЭТО ТЕМА ДЛЯ ВАС. ПРОШУ ПРОДОЛЖИТЬ В СТИХАХ И КРАСКАХ О БАНЯХ.

ВОТ И СТИХ. ЛУЧШИЕ ДОБАВЛЯЮ. СПАСИБО. ИНТЕРЕСНАЯ ТЕМА.
В бане
Любовь Кулакова 2
Простой рабочий, депутат и бизнесмен
Решили в бане как- то раз помыться.
У всех      троих   висело до колен,
Едва они успели обнажиться.

Живот у бизнесмена и бока,
У работяги, руки как лопаты,
И на полметра ниже от пупка
Язык у господина депутата

Баня
Татьяна Алексеевна Юдина
          Вы были когда-нибудь в бане?
          Не то же, что в собственной ванне,
          Не то, как лежать на диване,
          Не то же, как плыть в океане!..

          Не то, как смотреть на экране
          В кино или телерекламе!..
          А в бане - в парной, как в тумане,
          Одним ты охвачен желаньем!

          Прогреть свои косточки, тело!
          Чтоб всё, что болело - слетело,
          И в частности, в общем, и в целом
          В душе бы твоей просветлело!..

          Вы в бане когда-нибудь были?
          Дай, Бог, чтоб вы чистыми жили,
          Чтоб мыться вы не разлюбили,
          Чтоб грязь и грехи свои смыли!..

          16.01.2015
          С-Петербург

Береги себя
Береги себя
Татьяна Алексеевна Юдина
  Береги свое зрение, слух,
  обоняние и осязание.
  Береги свою силу и дух,
  печень, сердце и память-сознание.

  Почки, легкие - органы все
  и желудок, кишечник и прочее...
  Сбережешь их - то будешь спасен,
  А иначе жизнь станет короче...

  Обратиться придется  к врачам:
  тебе - тонну, назначат лекарства!
  И не будешь ты спать по ночам,
  испытаешь большие мытарства!..

  А на пенсию - трудно купить,
  Погибай ты хоть так, и хоть этак.
  Если нечем леченье платить,
  можешь и не дожить до рассвета...

  Поджидают такие коварства,
  тех, кому так нужны все лекарства.
  Что же - жить, или все ж - помирать?
  Не приходиться здесь выбирать...

  Прикажи ты себе быть здоровым,
  оботрись полотенцем махровым,
  физзарядкой и бегом займешься,
  сам себе ты потом усмехнешься!

  Ты прогонишь и хворь и усталость,
  позабудешь, что где-то болело!..
  Отвернется, уйдет твоя старость,
  станет вновь молодым твое тело!*

  Ты любимой рыбалкой займешься,
  ты болезни свои все обманешь!
  И ничуть на коньках не споткнешься,
  и на лыжи, как в юности встанешь!

  Я желаю тебе всей душою -
  убежать от своих всех болячек.
  И "Америки я, не открою":
  Оптимистом ты будь, не иначе!

  04.08.10.   03:15  С-Петербург.

  * - В "Священном Писании" говорится:
   "Тогда тело его сделается свежее,
   нежели в молодости;
   он возвратится к дням юности своей".
                /кн. Иов 33:25/