Мне жаль слов, выброшенных на ветер

Нина Ганьш
Запись из личного дневника. 

Пятая встреча с Николаем Чайковским. 

Каждое лето еду поездом из жаркого южного Казахстана в российский Краснодар с пересадкой в Саратове к своей дочери-студентке, привожу ей финансовую помощь...

Пообщавшись с дочкой, в обязательном порядке навещаю Украину, благо ехать тут не далеко, но тоже с пересадкой...
Здесь мои родные и тут живёт моя мама. Оставшись одна в русской северной деревне, мама переехала сюда к старшей дочери Тамаре и зятю Ивану, как говорит она, - "доживать"... 

Надо же - так совпало, что именно в эти же дни ушла в мир иной мать зятя Ивана и его брата Николая. Для них она неродная, но относилась к ним лучше всякой матери и они её очень любили.

Мой давний друг Николай Чайковский примчался рано утром. Моя сестра Тамара сообщила ему, что и я здесь, и завтра уезжаю в Краснодар. Услышав это, Коля не смог скрыть своих чувств, как-будто вздрогнул, отметила Тамара...

Смятение, сдержанность и усталость в его иконных глазах – вот что я увидела в  первую минуту.
 
Вот и закончился печальный день... Вечером мы сидели с ним за столом на летней кухне, пили чай и беседовали, вспоминали-вспоминали... Прошло три года после последней нашей встречи, мы не общались, не перезванивались и перестали писать письма.

Много воды утекло, очень многое изменилось в нашей жизни. Что-то не то в нашем общении: сдержанность, дежурные фразы, недосказанность... Может случайно его  горячая ладонь легла на мою руку, но совсем ненадолго. Так грустно...


Сенокос... Букет для козочки.

В связи с нестабильностью по всей стране после распада Советского Союза и возникшими транспортными проблемами в братской республике Украине, Николаю пришлось приобрести велосипед и передвигаться только на нём. У Коли новая семья: совсем молоденькая жена и две маленькие дочки, в связи с этим - есть проблемы, которые нужно решать...

Периодически приезжал он к Тамаре с Иваном за комбикормом для своих козочек, которых пришлось завести. Ехать далеко: сначала с Горловки на электричке до станции Роя, потом своим ходом четырнадцать километров до села.

Как рассказал мне Коля, для животных приходится на зиму готовить сено и он в свободное от работы время ездит на велосипеде за город косить траву. Рассказывая про своё хозяйство, он с улыбкой прочёл изменённую строчку из стихотворения вологодского поэта Николая Рубцова - моего земляка:
«Нарву цветов и подарю букет той козочке, которую люблю».



"Мне жаль слов, выброшенных на ветер"

Мы оба уезжали в один день. Как назло, именно сегодня, рейс до Донецка отменён из-за дефицита бензина и мне пришлось идти вместе с Колей пешком четырнадцать километров до станции Роя, откуда можно уехать на электричке до Ясиноватой. Путь пешком занимает более двух часов и нам пришлось поспешить.

Коля ведёт велосипед, я шагаю рядом. От его предложения - сесть на раму или на багажник велосипеда я, конечно же, отказалась...

День солнечный, жаркий и на наших лицах появился лёгкий загар. По дороге навстречу шла его знакомая женщина, они перекинулись словами. Она  поинтересовалась:

-- Микола, цэ твоя жинка? – на что он ответил утвердительно, а мне стало смешно от его шутки, второй раз уже допытываются. 

Времени пообщаться достаточно и Коля расспрашивает о моих дочерях, особенно об Ульяне, у него к ней неоднозначное отношение. Ещё тогда, давным-давно, он мне говорил, что Ульянка вырастет красавицей и умницей, иначе не будет, потому как он  любит меня и её тоже.

Коля задал мне прямой вопрос:

-- Если вернуть время вспять, ты смогла бы пойти со мной, бросила бы всё? - немного помолчав, Колюшка добавил:

-- Я так страдал из-за тебя... Я чуть не умер...

Что я могла ответить на это? Как всегда моя убийственная логика:

-- Я влюбилась в того молодого прекрасного принца много-много лет назад, когда мне было только шестнадцать-семнадцать... влюбилась в тебя заочно по твоим письмам и стихам... То были 1962-66 годы и тогда мы оба были студентами.
 
-- А потом, спустя много-много лет, после первой нашей неожиданной встречи в августе 1974 года и знакомства воочию - разочарование не пришло...

-- В ответ на твои горячие искренние чувства и во мне тоже неожиданно проснулось и проросло что-то светлое, чистое...

-- Вот поэтому, я уже много раз говорила тебе, только по этой причине на твоё  безоговорочное предложение я не захотела отягощать тебя, моего любимого человека, своими детьми... Зачем усложнять тебе жизнь? Скажи: зачем?

После некоторого молчания Коля продолжил:

-- В своей жизни я сделал три ошибки: не приехал в Кириллов, когда ты ещё была студенткой... Ведь мы были свободны...
 
-- Во второй раз не приехал в твоё село, где ты начала работать...

-- И в третий раз – не приехал в Казахстан, когда ты ещё не была замужем, - дотронувшись рукой моего плеча, добавил:

--А ведь мы были бы счастливы!   

Посмотрев в его печальные глаза, я подытожила:

-- Значит, судьба наша такова... Зато остались светлые воспоминания о тех прекрасных годах и я благодарна судьбе за то, что она подарила мне тебя! - сказала я.

Поймав его взгляд, я погладила его по руке, коснулась ладонью его щеки и добавила то, что давным-давно хотела сказать:

-- Ещё не известно: какой бы состоялась наша с тобой семейная жизнь!

-- Мне жаль слов, выброшенных на ветер... - этим Коля закончил нашу беседу.

Его последняя реплика меня немного огорчила:   

-- Знаешь, Колюшка-Николушка, я абсолютно ни о чём не жалею и очень благодарна тебе за все те слова, за все твои прекрасные стихи для меня, за твои светлые и чистые чувства...

-- Я не знаю, кем бы я была, не появись ты с моих юных лет в моей жизни... 

Немного помолчав и собравшись с мыслями, с которыми давно хотела поделиться с Колюшкой, я сказала напоследок:

-- По всей своей жизни, думая о тебе на расстоянии, я старалась быть лучше... лучше даже внешне...

-- Я вникала во всё и сразу для своего личного саморазвития и самореализации...

-- Спасибо тебе, что ты есть...

-- Ты есть и мне гораздо легче жить...  Благодарю тебя за всё...



Будь счастлив!

Вот и маленькая станция Роя. Сели на скамеечку, отдыхаем и продолжаем беседовать. Колюшка держит мои руки в своих горячих ладонях...
Время до электрички ещё есть... Договорились с ним не терять связь и хотя бы раз в неделю перезваниваться.

-- Колюшка, в твоей жизни произошли кардинальные изменения, видимо, так должно было случиться в твоей судьбе...

-- Хорошо это или плохо, но так уж получилось... Значит, это было предназначено свыше...  внимательно посмотрев в его уставшие, печальные глаза, я продолжила:

-- Сейчас у тебя юная жена и ты сможешь вылепить из неё всё что хочешь - по своему усмотрению...

-- Она, как чистый лист, и в этом тебе повезло...  И я очень за тебя рада!

-- У тебя хорошие дочки. Не это ли счастье?

-- Возникшая нестабильность в стране скоро закончится и я очень хочу, чтобы ты был счастлив!   

Коля задумался на некоторое время, очнувшись, подробно рассказал о своих детях, о жене...

-- Моя жена – хорошая женщина, но... очень и очень ревнивая, даже к моим давним стихам в сборниках ревнует... и не только... даже к моим ученицам по музыке...   

Вздохнув, Коля добавил:

-- Это, конечно, сильно напрягает... Приходится терпеливо объяснять, успокаивать, очень долго уговаривать... - добавил он.

-- Колюшка, значит, она любит тебя и ты радуйся этому и цени, - заглянув ему в глаза, я продолжила: 

-- Я её прекрасно понимаю и даже жалею, ведь ты занят целыми днями: работаешь и работаешь, постоянно на занятиях, на музыкальных мероприятиях или в частых разъездах, а она одна дома с детьми.  Без тебя...

Помолчав, Коля сказал:

-- Да, это так... У меня молодая жена и поэтому мне нужно много... очень много работать, работать и заработать...

 

Электричка сегодня не идёт!

С минуты на минуту должна прибыть электричка. Слышим голосовое сообщение...
Вот это новости! О, Боже! Оказалось, что и электричка сегодня не идёт до Ясиноватой.

Я предложила Коле ехать на велосипеде, а я подожду здесь, ведь придёт когда-нибудь следующая... завтра наверняка. На что он ответил:

-- О чём ты говоришь, Нинушка, разве я тебя оставлю здесь одну? Будем сидеть вместе или вернёмся назад.

Но нам чуть-чуть повезло: мимо проходил переполненный автобус – в нём людей, «как в бочке сельдей»...

Коля затолкал меня в него, а сам на велосипеде помчался вслед, чтобы не опоздать на свою последнюю электричку, которая, как я поняла, следует примерно через полтора-два часа в его родную Горловку. Путь неблизкий, автобусом ехать долго, а как же он на велосипеде-то? Успеет ли?

Приехав в Ясиноватую (кстати, красивое название станции: что-то от ясеня, осины, осени и... виноватая), я купила билет на Краснодар, вышла на безлюдный перрон к клумбе с яркими осенними цветами и с нетерпением стала ожидать своего друга.

Ну, где же он? Где? Вот уже и его электричка подошла, ему пора садиться, а его нет! Нет его...

Я чуть с ума не сошла, мечусь по перрону: чего только в голову не лезет: может, что-то случилось?  Что же мне делать?  Что? Где же ты, Колюшка-а?  О, Господи!
 
Ох! Вот и он! Весь взмыленный залез в электричку вместе с велосипедом, попутно успев передать мне бумажный кулёк со спелыми ягодами с интересным названием - склянки. Наверное, это черешня...

Всего одну минуточку мы смотрели в глаза друг другу, он что-то говорил, а я ничегошеньки не понимала...

В последний миг я сунула ему в руку смятые украинские деньги, что дала мне моя мама (авось пригодится) и сказала, чтобы при случае передал ей.

Электричка тронулась, набрав скорость - отшумела и, превратившись в точку, исчезла с глаз долой...

А я ещё долго стояла на совершенно пустом перроне у цветочной клумбы с осенними цветами и уливалась слезами... Вот такая она - станция Ясиноватая, станция очень редких и очень коротких, довольно грустных встреч и прощаний.

Мой скорый поезд только через два часа...  Прощай, Коля-я-я! Прощай!