Общепринудительное образование

Алексей Клочковский
Новогодний сюрприз - дверца в закрытый клуб... это здесь:
http://rutube.ru/video/45c11a4f1f1b9ff6ae02c91db6c20cb0/

Система образования в том виде, в каком она существует сейчас, имеет много серьезных недостатков. Что нужно сделать, чтобы их исправить? Прежде всего необходимо сократить количество школьных предметов и объем изучаемого материала. Есть, например, такой предмет – ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности. Для чего он нужен? Неужели необходим предмет, на котором ребенку объясняли бы, что нельзя совать ножницы в электророзетку и ходить по тонкому льду? Или возьмем русский язык. Цель этого предмета – научить ребенка грамотно писать, читать и говорить на русском языке. И эта цель не достигается или достигается ужасным, бессмысленным, изнурительным путем при существующей форме изучения данного предмета. Школьнику засоряют мозги, уводят с дороги, ведущей к цели, затрудняют продвижение по этой дороге, создавая всяческие преграды. Множество людей не помнит большей части информации, которую вынуждены были потреблять в школьные годы на уроках русского языка. Множество людей не помнит,что такое, например, омоним и чем он отличается от антонима, не помнит, что такое «деепричастный оборот», не помнит множества учебных правил. Однако все это не мешает им писать грамотно и понятно. Рядовой школьник – непрофессиональный филолог, а ему дают такое огромное количество специальных сведений, будто он именно филолог. Есть более простой и эффективный способ достичь цели изучения русского языка, а целью, как было сказано, является умение грамотно писать, читать, говорить. Этот способ – чтение художественной литературы вслух в классе и диктанты с объяснением ошибок. Объясняя ошибки, не нужно вдаваться в детали. Просто указать ученику, где он написал неправильно и как надо правильно. То есть в обучении русскому языку необходимо произвести упрощения. Такие предметы, как география, биология, история нужно объединить в один предмет. К моменту выпуска из школы из названных предметов ученики едва ли помнят десять процентов от пройденного объема, и больше этих десяти процентов многим из них, возможно, никогда и не понадобится. А если понадобится, то человек вполне может самостоятельно получить нужную информацию. Так не лучше ли сократить объем изучаемого материала и объединить названные предметы в один предмет? Это позволит, с другой стороны, сократить количество преподавателей в школах, вузах, ликвидировать некоторые факультеты в институтах, училищах, то есть это экономия. Существует мнение, что все, что в школе изучают, «когда-нибудь пригодится». Это неверный подход. Действительно, в жизни может возникнуть необходимость в знаниях, о которых и не думал, что они пригодятся. Но все-таки это не повод забивать голову всем подряд. Это все равно, что тащить с собой в лесной поход весь домашний скарб – пылесос, холодильник, телевизор – «а вдруг пригодится?!» Учить в школе нужно тому, что пригодится непременно. Такой предмет, как труд, нужно переориентировать на обучения конкретным умениям, необходимым в домашнем хозяйстве. Вот это то, что действительно обязательно пригодится всем, потому что все пользуются бытовыми электроприборами, сталкиваются с их поломкой, всем приходится чинить одежду и т.д. Физкультуру следует исключить из учебного процесса, а вместо нее оставить спортивные секции по желанию. Необходимо повсеместно и обязательно ввести такой предмет, как мировая художественная культура. Знакомство с творениями искусства нетрудно сделать увлекательным, и оно дает ненавязчивый, но надежный стимул духовному развитию личности. С введением МХК нужно ликвидировать как обязательные предметы литературу, музыку, рисование, эстетику, но оставить их как внеклассные занятия по желанию. Важная мера по улучшению качества школьного образования – дифференциация обучения. Обязательным и всеобщим должно быть образование только в пределах пяти классов. Жизненная практика показывает, что огромному количеству людей в их повседневной деятельности достаточно знаний, полученных в начальной школе. Зачем тогда несколько лишних лет мучаются школьники, учителя, родители? Образование должно быть общедоступным, но не общепринудительным. Пусть учатся те, кому это нужно. Учиться или не учиться ребенку дальше, чем до пятого класса, должны совместно решать ребенок, его родители и учителя. Если решено дальше не учиться, то ребенка необходимо готовить к трудовой деятельности на специально для таких случаев созданных пришкольных курсах, куда преподавателей нужно приглашать в том случае, когда наберется достаточное количество учеников по одной специальности. Или же сразу определять, если это возможно без обучения, не желающего или не могущего учиться ребенка на посильную работу. Для тех же, кто продолжает учиться в школе, главными предметами должны быть математика, физика и химия. Система сдачи экзаменов и в школе, и в вузе в настоящий момент похожа на лотерею. При такой системе невозможно оценить действительные знания ученика. На экзамене ученик должен отвечать не на три вопроса (которые, к тому же, могут оказаться второстепенными) из случайно выбранного билета, а на десять-пятнадцать фундаментальных вопросов по данной дисциплине, и причем об этих вопросах ученики должны задолго заранее знать, что эти вопросы будут на экзамене. При нынешней же системе ученик может получить пятерку, не зная ничего в сдаваемом предмете, кроме двух-трех выученных и случайно попавшихся второстепенных вопросов. Разве можно сказать в подобном случае, что ученик знает сданный предмет? Да еще и на пятерку? Обучение в школе должно начинаться с семи лет и продолжаться не дольше десяти лет. Необходимо повсеместно и обязательно обучать компьютерной грамоте. В настоящее время умение работать на компьютере – обязательный показатель образованности, подобно тому, как в девятнадцатом веке таким показателем было знание иностранных языков. А вот изучение иностранных языков в современной школе нужно исключить, это балластная информация. Те, кому иностранные языки понадобятся в их профессии, будут иметь достаточно времени для их изучения в вузе. Кроме того, уже сейчас имеются портативные электронные переводчики, и они со временем будут совершенствоваться, удешевляться, становиться все более доступными. Информация для размышления: автор данного текста, работавший одно время в школе, услышал разговор двух родительниц, возвращавшихся с родительского собрания. На собрании сына одной из родительниц ругали за неуспеваемость по французскому языку. Мать неуспевающего ученика говорила другой женщине: «Зачем ему французский, когда он и русский-то плохо знает!» Этот неуспевающий ученик сумел и без знания французского артикля в свои пятнадцать лет построить дачу и, выезжая на охоту, настрелять белок на шапки для всей семьи. Человек не хочет и не может учиться, и ему это не надо, но его родителей и его самого «грызут» за неуспеваемость. Повсеместная и нелепая ситуация, и ее надо исправлять.