Сентябрь в Бад Эмсе

Мила Суркова
                Мягкое дыхание сентября я почувствовала здесь, в Бад Эмсе.
                Создавая это место, щедрая природа, видимо, слушала прекрасную музыку небес - так я думала, впервые оказавшись в живописной долине с мягким климатом и мягким чистым воздухом.

                Плавно очерченные контуры зеленых холмов, тихая синева реки Лан, скульптуры на набережной – всё создавало идиллическую атмосферу, созвучную с чистыми оркестровыми красками, светлым колоритом и теплым покоем. Райский уголок.
                Бад Эмс - город-курорт Германии со старинной архитектурой эпохи барокко и "прекрасной эпохи". Он словно отделен ото всего мира и воспринимается как символ умиротворения и спокойствия, которое уж редко где сыщешь. У каждого свой уголок для ощущения гармонии, но часто он не в определенном географическом месте, а внутри самого человека.
                Городок будто дремлет, лелея свои думы о былом, и я вместе с ним погружаюсь в пространство ушедшего времени. Вспоминать есть о чем. И не только об исторических вехах истории, но и о тех, кто приезжал сюда на знаменитые воды: о королях, императорах и членах их семей,  знаменитых писателях, поэтах, композиторах, ученых…
                Я сюда попала неожиданно. Моя подруга Катя, что живет недалеко от Бад Эмса, встретила меня в аэропорту и сказала: "Покажу тебе одно место. Там и пообедаем".

                ***

                Когда въехали в город, я увидела узкую спокойную реку, в обрамлении холмов, отливающих малахитом, светлые здания-жемчужины, словно нанизанные на нить реки, старинную башню из желтого кирпича, аллею величественных деревьев на набережной и белоснежные скамейки возле них (люблю именно такие, напоминающие скамью Онегина в Тригорском).

                Мы гуляем по улочкам этого почти игрушечного городка с малым населением - около десяти тысячи жителей. Ощущение, что попала в сказочную шкатулку, крышка которой - нежная акварель сентябрьского неба.
                Я часто останавливаюсь, чтобы еще и еще раз вдохнуть чудесного воздуха. Он объединяет все прелести этого места и придает сочности осенним ароматам, что источает романтичная осень. "Лан",- произношу я и чувствую в слове мягкость утренней росинки, хрупкость дождинки, опускающейся на темно-зеленую с серебряными бликами воду этой реки.

                Все дышит покоем, который так необходим сейчас.  Возможно, это и привлекало П.А. Вяземского, который пять раз приезжал сюда и обретал жизненную силу. Он отдыхал на этой скамье, следя за задумчивым течением реки, и вдохновение приходило, как дыхание теплой осени:
                Красивый Эмс с целебными водами
                И зеленью обитыми скалами,
                Как свежим бархатным ковром,
                И с тихою, извилистою Ланой,
                Струящейся лениво под охраной
                Гор, оцепившихся кругом.

                Катя ведет меня от одного здания с мемориальной доской к другой. Я читаю  имена, чтимые не только в нашей культуре, но и в мировой.
                Долго стоим возле дома, где жил Ф.М. Достоевский. В Бад Эмсе он останавливался четыре раза, здесь писал "Подростка" и некоторые главы "Братьев Карамазовых"
                "Эмс лежит в глубоком ущелье высоких холмов…поросших лесом. К скалам (самым живописным в мире) прислонен городок, состоящий по-настоящему из двух только набережных реки (неширокой), а шире негде и строиться, ибо давят горы. Есть променады и сады - и все прелестно!" - оставил такие строки Достоевский.

                Катя приготовила еще один сюрприз: она заказала нам номера в отеле. "Ты должна увидеть вечер и утро в этом месте»", - говорит она и тепло смотрит на меня. Я понимаю, зачем ты, Катюша, привезла меня сюда. Ты хочешь, чтобы я получила вдохновение в этих местах. Я обнимаю мою чуткую и заботливую подругу, в трудные минуты жизни всегда находящуюся рядом. Катя не только замечательный врач, она обладает знаниями в разных областях, и я могу советоваться с ней по многим вопросам, слушать ее умные и глубокие высказывания по разным темам.
                Рядом с ней мысли мои успокаиваются: тревожные и обдающие холодом - рассеиваются, а спокойные и светлые начинают течь в одном направлении, как облака на небе. Я ощущаю умиротворение и покой.

                Именно умиротворением, спокойной красотой и тишиной этот  город привлек В.А. Жуковского; он посещал его каждый год (с 1826 по 1848). Он верил в то, что здесь получает исцеление не только физическое, но и душевное.
Сюда к нему, к человеку, который понимал его и поддерживал до конца, приезжал Н.В.Гоголь.
                Когда подошли в дому, где жил Н.В. Гоголь, я вспомнила о его метаниях, страданиях, что подрывали здоровье и накладывали отпечаток на характер.         В городе две мемориальных доски на двух зданиях, где останавливался писатель. Спустя два года после его смерти на сцене "Кур-театра" Бад Эмса поставили "Ревизора".
                Побывал в Бад Эмсе и Ф.А. Моллер, написавший известный портрет Н.В.Гоголя.

                Мы спускаемся к целебному источнику и пьем вкусную воду, мысленно читая свою собственную мантру о здоровье.

                ***
   
                Уютная улица, задумчивая река, изящная аллея – в этом маленьком пространстве, окантованном мягкими холмами, понимаешь, что на самом деле и весь мир не так огромен, как казалось раньше, и жизнь так коротка.
                В большом городе, где темп иной и суета сует, мысли несутся, как молнии, а человек - маленькая часть какого-то сложного механизма, заставляющего крутиться, бежать… И мысли под стать этим скоростям. И только иногда, подняв голову к небу, увидев птицу в плавном полете или неспешные облака, понимаешь тщетность механических усилий. В такие минуты заметишь даже травинку среди камней, остановишь поток второстепенных мыслей, выделив одну: как прекрасен мир и как жаль каждую секунду жизни, пролетающую без этой красоты.
                Здесь не думаешь о суетном и мелком, но понимаешь краткость человеческой жизни и бессмысленность некоторых поступков. Осознание бесконечности времени позволяет понять бесконечность жизни, но уже в иной форме и ином состоянии. Не может бесследно исчезнуть с уходом дорогих людей то, что мы в них любили – оно возвращается с каким-то звуком, запахом, видением…

                Подходим к бюсту императора Александра Второго, установленному в 2004 году. Бад Эмс помнит немало романтических мест и историй, но это особое. Император любил задерживаться здесь во время прогулок – на противоположной стороне реки жила Екатерина Долгорукая, большая и последняя его любовь, после смерти Марии Александровны ставшая  женой. Недалеко от её дома - храм Святой Александры. Он действующий, и мы направляемся к нему.
 
                В Бад Эмсе у меня не было грустного ощущения чужбины и оторванности от родины с первой минуты, как увидела пять голубых куполов храма и места, где жили наши великие писатели. Этот храм (1876 г.) построен в русско-византийском стиле по плану Гольдмана из Нассау на средства наших соотечественников.
                Большой позолоченный купол тепло сияет в лучах солнца, малые  – манят чистотой небесного цвета. Портики и наличники сделаны из жёлтого песчаника, цоколи и лестницы — из красного. Вид его великолепен: гармоничное строение отражается в спокойной воде Лана, зеленая стена холма подчеркивает формы и краски.
                С левой стороны – береза, опустившая ветви в знак почитания и памяти.
                Позолоченный иконостас в стиле барокко, иконы, написанные Т.А. Неффом в западно-итальянском стиле,  икона "Воскресения Христова", преподнесенная храму В.В Верещагиным, - все это создает то ощущение чистого и свободного дыхания, что приходит только в святых местах. Как хорошо и спокойно…

                Возвращаемся на противоположную сторону через пешеходный мостик, потом по аллее, где всем деревьям покровительствует важный и сдержанный платан. Воздух свеж и вкусен. Подставляю лицо мягкому сентябрьскому солнцу, прикрываю  глаза, вдыхаю аромат кофе, к которому примешивается запах цветов – притягательный от того, что они желают ещё и ещё раз испытать страстные чувства и привлечь тех, кто  прилетит на их призывные флюиды и нежно поцелует, вкушая пыльцу.

                Осень только заглянула в этот городок и не решилась пока поработать красками. Днем еще царит лето. И только к вечеру, когда солнце прилегло на холм отдохнуть, чтобы потом перекатиться через него, прохлада легла нам на плечи.
                "Патина времени", - подумалось при виде реки с серебряной рябью.
                Затихли и без того спокойные звуки города в конце дня. Этот вечер собирался исчезнуть, словно его и не было. Время унесет и его. Невозвратно…

                ***

                Перед сном читаю стихи Каролины Павловой. В них  голос её тяжелой судьбы и свет любви в А. Мицкевичу, не исчезнувший до конца её дней.
                Предложение руки и сердца А. Мицкевича было отвергнуто родными Каролины. Вечная разлука. К нему летели её письма- предсказания всей её последующей жизни: "Я убедилась, что не могу жить без дум о тебе, убедилась, что моя жизнь всегда будет только цепью воспоминаний о тебе, Мицкевич! Что бы ни случилось, душа моя принадлежит тебе одному. Если мне суждено жить не для тебя, моя жизнь похоронена, но и это я снесу безропотно". Больше им не суждено было встретиться.
                Я взяла с собой сборник её стихотворений (1964 года издания, он перешел ко мне от мамы). Какое совпадение! Оказывается, в 1874 году К. Павлова тоже посетила этот город! Я перечитываю ее строки к любимому:
                Увы! справляюсь я с собою;
                Живу с другими наравне; 
                Но жизней чудною, иною
                Нельзя не бредить мне во сне. 
                Куда деваться мне с душою! 
                Куда деваться с сердцем мне!..

                Cмотрю в окно. Туман сползает с холмов, как печаль. Пространство - словно контурный рисунок на ксилографии А. Дюрера, где он передал светотень, форму и объем холмов, реки, домов  с помощью разнообразных штрихов. Вспомнилась его таинственная  гравюра "Меланхолия", содержащая много символов и магический квадрат, остающийся загадкой… Так и наша жизнь - загадка.

                С нежностью думаю о Кате, что познакомила с этим местом, вызвавшим у меня  столько эмоций и воспоминаний… Какое счастье встретить на своем жизненном пути такого человека! Моя Катя добра и внимательна к людям. Каждый, кто с ней общается, получает тепло. Это тепло ее души - нежной и серебристой, как и её чудесный голос...

                ***

                Утром между двумя рядами холмов протянулся мостик молочного тумана. Но пространство над рекой - чистое и прозрачное.
                Другой белый мостик, настоящий, переброшенный  через еще дремлющий Лан, с яркими цветами в вазонах по обеим его сторонам, представляется видением из прошлого: дамы в пышных светлых платьях с белыми ажурными зонтиками, элегантные мужчины в темных фраках и белых панталонах.
                Это мост между прошлым и настоящим, между теми, кто жил ранее и мной. Время соединилось на короткий миг. Мое личное, как песчинка в его потоке, и вечное…