Загранье

Еремеева Наталья Андреевна
Удивительное время! Даже Кот внёс свою лепту в создание праздничного настроения. Его волшебство рассыпалось серебром снежинок по земле, а он, таинственно улыбаясь, устроился у камина с целью как следует подремать. Котик...

Я отошла от окна и бросила взгляд на стену комнаты. Очень странно, но показалось, что она чуть светится. "Такого ещё не было", - подумалось мне, и я подошла поближе. Стена как стена, ничего необычного, но откуда же тогда это странное свечение? Провела рукой по поверхности, стряхнув незаметную на первый взгляд золотистую пыль. Она бесшумно осыпалась на пол, открыв тусклую зеркальную поверхность.
- Баюн! - шёпотом позвала кота, но тот не откликнулся. - Ну ладно...
Быстро протерев рукавом зеркало, а это было именно оно, я внимательно его осмотрела. Довольно большое, достаточное для того, чтобы рассмотреть себя с ног до головы, зеркало чуть переливалось лунными бликами. Кажется, оно очень старое, только откуда оно здесь появилось?

Коснувшись пальцами холодной поверхности, я невольно одернула руку - зеркало подалось рябью, словно на гладь озера внезапно налетел порыв ветра.
- Что за?.. - невысказанный вопрос остался висеть в воздухе. Любопытство оказалось сильнее разума, и я приложила ладонь к стеклу. В тот же миг всё полетело кувырком и я упала в темноту.
****

Открыв глаза, я потрясла головой и огляделась. Лес, солнце пробивается сквозь листву, поют птицы. На земле пожухлая прошлогодняя листва. Терпкий воздух и никого вокруг.
- Восхитительно, - пробубнила я, вставая на ноги. - Ну и что мне теперь делать? Скоро праздник, а я попала чёрт знает куда!
- Не, он точно не знает, - ответил мне тонкий писклявый голосок.
Я огляделась в поисках источника голоса, но никого не увидела.

- Вниз посмотри, - хихикнул голосок, и моему взору предстал маленький человечек, состоящий будто из тонких веточек. Вместо волос на его голове шелестела листва.
- Ты... ктооо? - протянула я удивлённо, разглядывая странное создание.
- Знамо, кто. Лешачонок я, - важно заявил человечек. - Кузькой кличут. Да внук Лешего я, ну! - нетерпеливо объяснил он, увидев непонимание в моих глазах.
- А я где?
- Знамо, где. В лесу, - фыркнул Кузя. - тут недалеко деревня, Загранье, может ты оттуда?
- Нет, - помотала я головой. - Я... В общем, похоже, это очень далеко от твоего леса и деревни.
- Ну и ладно, это не очень-то интересно, - подпрыгнул лешачонок и вдруг глаза его загорелись. - А идём к нам? Сегодня большой праздник, и я приглашаю тебя в гости!
- Вы празднуете Новый год? - с видом Капитана Очевидности спросила я.
- Не, - заморгал Кузя. - Что ещё за Новый год? У нас сегодня Великие Поминки!
- По...поминки? - прозаикалась я, глядя на Кузю.
- Ну да, - он важно кивнул. - Великие Поминки. Сегодня мы будем провожать всё старое и прощаться с прошедшим солнечным кругом.
- А! Значит, мы празднуем приходящий год, а вы прощаетесь со старым, - до меня начал доходить смысл Поминок.
- Зачем праздновать и встречать новый год? - удивился Кузя. - Жди его, не жди, а он всё равно наступит. То ли дело, прошедший - он не вернётся никогда, разве что только в нашей памяти. Поэтому его нужно как следует проводить. Закопать плохое и оставить хорошее.

За рассуждениями о праздниках мы незаметно вышли к небольшой деревушке на окраине леса. Деревня была красивая. Деревянные домики с резными ставнями, рядом с домами - ели, дубы, берёзы. Каждый хозяин отдавал предпочтение определённому дереву. На лужайках были разбиты красивые цветочные клумбы, над которыми порхали разноцветные бабочки.

- Удивительно красиво! - восхитилась я великолепием этого места. - А у вас совсем не бывает зимы и снега?
- Нет, - насупился Кузя. - Был бы снег, пришлось бы спать полгода. Всё хозяйство без пригляду, нехорошо это.
- Ты рассуждаешь, как настоящий хозяин...
- А я и есть хозяин, - лешачонок смутился. - Правда пока хозяйствую только в небольшой берёзовой роще, но наберусь опыта и расширю владения. Ой, смотри, начинается!

Кузя показал рукой-веточкой куда-то в сторону и припустил бегом. Мне пришлось побежать за ним, поскольку, куда идти, чтобы выбраться отсюда, я всё равно не знала. Мы выбежали на центральную площадь. В центре стояла маленькая избушка, украшенная различной домовой утварью. Вокруг суетились забавные лохматые существа. Домовые! - догадалась я.

- Эй, Василь! - крикнул Кузя и помахал кому-то рукой.
К нам вразвалочку подошёл дородный домовой в годах.
- Ну чего тебе, Кузьма, кого опять привёл? - покосился на меня.
- Знамо кого, гостью, - Кузьма пожал плечами и затараторил. - Василь, уважь, расскажи ей тут про всё, а то меня дед заждался.
Василь покачал головой и махнул рукой.
- Ладно уж, беги, но чтоб в полдень был здесь как штык!
 Лешачонок покивал и со скоростью молнии убежал в сторону леса.
- Ох уж эта молодёжь, - удручённо вздохнул Василь. Взглянул на меня. - Василь я.
- Домовой? - на всякий случай уточнила я.
- Из них будем, - кивнул он. - Ну что же. Поминки у нас сегодня, всякому гостю рады. Вижу, не из местных ты, скорее всего из Потусторонья?
- Потусторонья? - переспросила я, удивлённо пялясь на домового.
- Ну да. Точно. Работаем мы там, а живём здесь, вашего брата знаем.
- Тогда расскажите мне о ваших Поминках, - я умоляюще сложила руки на груди.

- Да что тут рассказывать, - Василь неспешно начал повествование. - Вот у вас Новый год встречают, праздник у вас такой. Все радуются, дед Мороз там с подарками приходит. Знаю, не один год работал в Потусторонье.
Здесь же всё иначе. Великие Поминки у нас, мы со старым прощаемся. Чтобы всё как надо было, выбираем избушку лучшую и всячески её украшаем. Утварь домашняя, видишь - в благодарность за службу добрую. Вот другие домовики корзиночки собирают. В них раздарки.
- А это что?
- А это, дитя моё, всё, что не сбылось в этом году. Вот мы их соберём и в лес унесём. Бабе Веснянке оставим. А потом она нам их будет отдавать - по мере исполнения в следующем году. Ну а что останется - обернётся голубем белым, али бабочкой разноцветной.
- А зачем вон там яму роют? - не унималась я.
- А туда мы будем воду выплёскивать. Очень красивое зрелище.
- О! Я поняла! Кажется, это аналог наших фейерверков! - я захлопала в ладоши.
Домовой поморщился. - Ничего хорошего в ваших фейерверках нет. Шум, гам, минутная радость и всё. А воду можно потом по назначению использовать, - он поднял указательный палец вверх. - Не даром же мы домовые.
- Я поняла, - кивнула, внимательно выслушав объяснение.
- Скоро начало. Кузя! - рявкнул домовой.

От деревьев отделился маленький смерч и через секунду Кузя уже был рядом.
- Начинаем!

- Оооо! О-о-оооо! Оооооо! - хор голосов пронзил тишину деревьев и все начали подтягиваться к центральному домику. Домовики образовали круг и стали хлопать в ладоши, не прекращая петь. И от этого хлопанья вокруг домика завертелся вихрь, который рассыпался вдруг серебристыми снежинками, красиво упавшими на дом.
- Дождик по-вашему, - шёпотом пояснил Василь.
- Полдень! - возвестил кто-то. - Помянем старое!

А дальше началось совсем невероятное. Домовики, лешие, другие жители деревни - все смешались в кучу мала, образовав стихийную потасовку. И из этой кучи отделялся то один, то другой житель Загранья, и деловито уходил в лес с корзинкой раздарков.
- Чего это они? - испуганно спросила я.
- Знамо, что. Поминают, - важно ответствовал Кузьма. - Не бойся.
- Это у вас едят да пьют, а нам нельзя. Только ввечеру можно будет, таковы традиции, - пояснил Василь.

Внезапно толпа рассыпалась и собралась возле большой ямы. Все снова стали хлопать в ладоши и над ямой образовалась тучка. Пошёл ливень. Вода собиралась в импровизированной ёмкости и взлетала оттуда фонтанами. Это было действительно необычно и красиво. Я настолько залюбовалась, что на какой-то миг выпала из реальности.
Из задумчивости меня вывели крики.

- Жер! Тву! Жер! Тву! Жертву! Жертву! - хлопая в ладоши, толпа переместилась ко мне, окружила и начала толкать к домику.
- Ребят, вы чего? Не надо! Кузя! Что с ними? - я сопротивлялась, но силы были неравны.
- Знамо, что. Жертву прошлому, чтоб нас не беспокоило, - кивнул лешачонок и помахал мне рукой.
- Эй! Я не хочу быть жертвой, - орала я, пытаясь вырваться из цепких рук домовых. Тщетно. Меня дотолкали до избушки, впихнули внутрь и захлопнули дверь.
- Мама, - пискнула я, улетая в недра комнаты.
****

Открыла глаза и огляделась. Резко вскочила и распахнула дверь. Меня встретил молчаливый снежный лес. Зашла обратно. Знакомая комната, ёлка, камин. Кот, недовольно приоткрывший на меня изумрудный глаз.
- Я... Всё в порядке, я на улицу выходила, свежим воздухом подышать, - оправдалась я перед Котом. Покосилась на стену.
Стена как стена, и никакого зеркала там и в помине не было...

20.12.2019