Противоположные и дополняющие

Михаил Близнецов
С распадом Советского Союза и крушением коммунистической идеологии, видимо, диалектический материализм тоже стал невостребованным. Хотя постулаты диалектического материализма трудно опровергнуть. Даже "Моральный кодекс строителя коммунизма" очень даже привлекательный. А что сегодня востребовано? Может принцип системного плюрализма? Хотя многие шибко ругают этот самый плюрализм. А может эклектика, которая может соединить несовместимые концепции и очень успешно имитирует диалектику?

Чему учил нас Владимир Ильич? Он наставлял, что материалистическая диалектика представляет собой наиболее общую теорию развития и требует постоянной творческой работы, выдвижения новых идей, новых выводов и обобщений. А где эти новые идеи и обобщения?

В начале 20-го века случились 3 революции. Одна - социалистическая и две - физические, точнее, квантовая и релятивистская. Оставим пока в покое релятивистскую революцию. В физике появились новые понятия: принцип неопределённости, корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности. Но в диамате нет места для неопределённостей, дуализмов и дополнительностей. Чему учил Владимир Ильич?  Нужно обобщать новые открытия, но диаматеристы просто стали запрещать научные открытия. Приведу лишь один пример. В 1932-ом году Георгий Гамов, в 28 лет от роду, был избран член-корреспондентом АН СССР и ему запретили на лекциях упоминать принцип неопределённости Гейзенберга, который противоречил диалектическому материализму. Понятно же всем, что если в диамате нет неопределённостей и всяких дуализмов, то и физика должна быть такой же. И Георгий Гамов вместе с женой красавицей сбежал от диаматеристов к западным физикам, где существовал только стихийный материализм, с элементами идеализма.

Диамат стал непререкаемой истиной и существовал только для обучения студентов. Но квантовая физика развивалась даже в СССР и два наших физика с американцем стали лауреатами Нобелевской премии за создание квантовых генераторов - лазеров.

Приведу пример, как я сдавал кандидатский минимум по философии в 1985 г. Краткий курс по диамату читала молодая женщина восточной внешности. Меня удивило, как преподавательница иронизировала над некоторыми положениями диамата. Такое вольнодумство было необычным для марксистко - ленинской доктрины. Но нам нужно было написать философский трактат на любую тему из списка, который предложила преподавательница. Я с изумлением увидел в списке тему "Принцип дополнительности в физике и философии". Тогда я уже интересовался идеями Нильса Бора и Вернера Гейзенберга и с энтузиазмом стал развивать принцип дополнительности в философии. Но вдруг преподавательница восточной внешности куда - то пропала и наши философские опусы стал оценивать другой преподаватель. Другой преподаватель имел характер коммунистический и был беспощаден к ревизионистам диамата. Философский трактат пришлось исправлять и устранять противоречия генеральной линии КПСС. У меня есть даже публикация "Отклонение от генеральной линии".

В наше время появился системный плюрализм, призванный учитывать противоположные, но дополняющие друг друга в единой системе свойства нашего бытия или принцип дополнительности. А что про системный плюразм утверждали мудрецы в древних цивилизациях? Они думали почти также даже без квантовой механики и принципа дополнительности. Учение Инь - Янь - одно из основных концепций древнекитайской философии. Инь - Янь утверждает, что всё в мире находится в гармонии и равновесии: добро не существует без зла, а тёмные силы - без сил небесных. Инь-Янь - это две противоположности дополняют друг друга. На эмблеме Инь-Янь в белом сегменте есть чёрное пятно, а в чёрном - белое. В любом самом хорошем начинании заложено зло, а в любом тёмном начинании есть ростки добра. Такие утверждения не похожи на постулаты диамата.

Оставим в покое Инь-Янь, потому что диалектика представляет собой наиболее общую теорию развития. Нужно ответить на основной вопрос философии: что было раньше - материя или идея? Сегодня такой вопрос неправомочен. Первично и то и другое в неразрывной связи. А конкретнее: первична и материя и законы её поведения во взаимосвязи и многие постулаты диалектического материализма остаются востребованными.

А как же быть с эклектикой, которая может соединять несоединяемое? Эклектика тоже модернизируется путём игнорирования логических связей, с использованием многозначных и неточных понятий и утверждений и создаёт видимость логической последовательности и строгости. Эклектизм способен объединить разнородные и не связанные явления. Вернёмся к релятивистской революции в физике. Пространство и время до революции существовали независимо  и не противоречили друг другу. И вдруг клерк патентного бюро совершает научную революцию - он объединяет пространство и время в единый континуум. Что это такое - никто не знает, но многие делают вид, что знают. Может это противоположности объединились и дополняют друг друга? Но чтобы дополнять друг друга надо иметь физические свойства. У пространства и времени нет физических свойств. Релятивистские деформации пространства и времени - это строгие геометрические преобразования без пространства и времени. Это виртуальные преобразования пространства и времени и не имеют отношения к законам физики. Это пример эклектики.

Время - это мера темпа физических и иных процессов.
Пространство - это геометрический способ описания относительного положения материальных объектов.