Музыкальный шум

Евгений Рослик
     В названии совмещаются два, казалось бы, несовместимых понятия: музыка и шум. В самом простом описании: музыкальный шум – это звуковой поток, который представляет некоторую смесь звуков, похожий на музыку, но содержащий значительную шумовую составляющую. Как известно, музыка представляет собой гармоническое сочетание мелодии и ритма. В одних случаях мелодическая составляющая преобладает над ритмической, в других случаях преобладает ритм. Эти две составляющие не полностью исчерпывают музыку. В музыкальном звуке содержится и шумовая составляющая: различные шумы, вызванные как процессом извлечения звука, так и внешними шумами, например, зрителями, шум листвы или ветра, звуки проезжающих автомобилей и т. д. Если шумовая составляющая преобладает, музыка становится шумом. Однако существует шум, которые организован так, что по формальным причинам он может быть отнесён к музыке. Например, ритмический шум морского прибоя. К этой же категории можно отнести фоновый музыкальный шум.

     Фоновое музыкальное сопровождение является важным дополнением видеоряда, без которого эмоциональное воздействие видеоряда значительно слабее. Так если фоновый звукоряд являются предметом авторского права, то иногда возникают проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

     Прежде всего, определимся с понятием звукоряда. Звукоряд представляет собой систему звуков, создающий в сознании слушателя определённый образ. Звукоряд – это не только ряд музыкальных звуков, расположенных в какой-нибудь последовательности, но способность вызывать эмоции у слушателя: удовольствие, страх, грусть и др. Звукоряд приносит слушателю информацию. Не случайно современный синтезатор предоставляет возможность воспроизводить не только звуки музыкальный инструментов, но и другие звуки: звук дождя, лай собак, звуки выстрелов, шум проходящей машины и много других.

     Диалектика звукового звукоряда состоит в том, что на одном полюсе находится то, что принято считать «абсолютной» музыкой, а на другом полюсе – абсолютной «немузыкой». Именно абсолютную немузыку мы будем называть музыкальным шумом. Вопрос это не так прост, как это кажется с первого взгляда. Например, настройка инструментов симфонического оркестра перед началом концерта или спектакля трудно отнести к музыке. Скорее всего это – музыкальный шум. А что такое шум прибоя или шум весеннего леса? Для поэтов это музыка. Поэтому для определения музыкального шума установим более строгие рамки. Под музыкальным шумом будем считать звуковой ряд, который имеет формальные признаки музыки, но не содержит гармоническую составляющую. Например, если каждый инструмент оркестра играл бы партию каждый из своего спектакля. Ритм есть, мелодия есть, правда у каждого инструмента своя. Любой слушатель скажет одно слово: «Абракадабра, хаос, сплошной шум» и будет прав.

     По мере того как музыканты будут приходить согласованной игре музыкальный шум будет всё больше походить на полноценную музыку. Может ли быть автор у музыкального шума. Допустим, что может. Тогда все записанные репетиции оркестра являются объектами авторского право примерно так как все эскизные зарисовки являются объектами права художника. Теперь ещё один момент. Если взять звукоряд в формате МИДИ и с помощью музыкального редактора вставить в него партии из другого звукоряда. Полученная сумма вполне подходит под понятие музыкального шума. Кому принадлежит эта смесь и имеет она право на существование? Это всё равно как, вода с заваркой чая - это одно, а с заваркой кофе это другое.

     И последний вопрос. Имеется народная мелодия. При помощи музыкально редактора «механически» для этой мелодии сгенерировано партии различных инструментов: ударные, ритм и т. д. Может ли оператор музыкального редактора претендовать на авторство полученного произведения или признать его музыкальным шумом? И вообще, является ли музыкальный шум объектом авторского права?

21.12.2019