История о Святом Иакове и цирюльнике. Юмор

Алексей Горшков
История о Святом Иакове и веселом цирюльнике. Юмор
По мотивам «Good St. James, and the Merry Barber of Compostella», Charles Sellers


Совсем рядом с собором города Сантяго де Компостелла жил парикмахер, Педро Морено, который был всем более известен по прозвищу Эль Мачо («мул»). А прозвали его так за его ослиное упрямство, которому, я вам скажу, мог бы позавидовать  даже самый упрямый осёл. Педро очень любил играть на гитаре, и если он, в своей парикмахерской, брал в руки гитару и начинал играть на ней, то ни за чтобы не прервал бы игру, даже если у дверей стояла очередь из дюжины мужчин, жаждущих побриться...

 Но вы должны знать, что такое быть парикмахер в Испании 16-го века: парикмахер не только бреет лицо и голову, но также ставит пиявки, вырывает больные зубы и срезает мазоли на ногах.  А теперь представьте себе, что к Педро Морено прибежал человек, чтобы вырвать больной зуб, который сводит его с ума, а Педро в это время играет на гитаре... А когда Педро играет на гитаре, ради бога, не лезьте к Эль Мачо со своим больным зубом и дождитесь, когда он закончит играть!

А ещё Педро был предсказателем и мог повторить наизусть всю пророческую Buena Dicha. На самом деле он был самым уважаемым человеком в Компостелле. Посудите сами! В  искусстве бритья лица и головы он достиг вершин мастерства! Только Педро был способен, не отрываясь от бритья, вертеть головой, следя за мухами, которые докучали ему, и ловко прихлопывать их мухобойкой! И никто не владел гитарой так, как Педро! Он, с неподражаемой лёгкостью и изяществом, мог держать гриф гитары левой рукой, пальцами той же руки беря аккорды, а по струнам ударял большим пальцем левой ноги, сотрясая воздух громкими звуками Cachucha   или Bolero, ! А что же он делал правой рукой — спросите вы?  Правой рукой он в это время играл на кастаньетах!

У парикмахера может быть множество медных тазиков для бритья, которые висят за дверью и полируются каждый день; его мухобойка может обновляться каждый месяц; его склянки с пиявками всегда красивые и чистые; к тому же,  он должен знать все городские сплетни и скандалы, ибо это  определенно является частью его долга... Но, если он не может одновременно играть на гитаре и кастаньетах, для чего он должен уметь играть с помощью ног, то его нельзя считать парикмахером первого класса. Такой «простой» парикмахер может брить лишь бедных священников и водоносов, но ему не доверит побрить свою особу ни  настоятель, ни архиепископ, и уж тем более испанский сановник,  который может сидеть перед королем в шляпе.

В отличие от Испании, в других странах положение парикмахера несколько менее важно. Но в Испании, каждый мужчина был просто обязан появляться на улице с гладко выбритым лицом.  Возможно, вы не знали об этом, но в те времена, испанский мужчина с щетиной на лице не удостоился бы поцелуя женщины! А кто был самым лучшим цирюльником в Компостелле? Дон Педро Морено! И никто не посмел бы в глаза назвать его «Эль Мачо»....

Однажды, к дону Педро Морено пришел посланник архиепископа, с просьбой от последнего срочно заглянуть к нему по весьма важному и неотложному делу. Педро переоделся в цивильный костюм и направился к архиепископу, не забыв прихватить с собой гитару, ибо был полон решимости продемонстрировать Его Святейшеству своё мастерство игры на гитаре.


Представ перед архиепископом, Педро Морено опустился на колени и поцеловал кольцо на пальце «наместника божьего», и уж было хотел предложить святейшеству послушать его гитару, но тут «наместник»  заговорил столь озабоченным голосом, что Педро решил сначала выслушать его, а потом уж взяться за гитару.....

«Сын мой, - начал архиепископ, - происходит нечто непонятное и удивительное с деревянным изваянием святого Иакова, имя которого носит наш храм... На его лике вдруг стали стали  расти волосы, а борода заметно подросла....Мы не можем понять, какой знак подаёт нам святой Иаков? Может быть Он намекает на то, что всем мужчинам следует перестать бриться и отпускать бороды? Но как же наши традиции?  Мы все привыкли к тому, что священнослужитель должен быть гладко выбрит и совершенно не готовы носить бороды....»

«Совершенно согласен с вам, ваше Святейшество! Ежели мужчины откажутся от бритья, то я разорюсь, и мне придётся покинуть Испанию, и радовать своим искусством португальских мужчин....» - вставил слово Педро.

«О, дорогой дон Морено! Мы не допустим, чтобы вы покинули нас! Спешу вас успокоить и сообщить, что на собрании духовенства  было решено побрить лик святого Иакова, и это весьма деликатное дело поручить вам, уважаемый дон Педро Морено!»

«Для меня это будет величайшей честью, ваше Святейшество, и я постараюсь ублажить святого Иакова своей работой, и надеюсь, что он станет моим постоянным клиентом!» - проговорил Педро.

«При других обстоятельствах, я бы счёл это за шутку, но вполне допускаю, что святой Иаков может стать вашим постоянным клиентом, дон Морено, ибо, как мне кажется, одноразовое бритьё не решит проблему....»

«Совершенно согласен с вами, ваше Святейшество! Поэтому и думаю, что без святой воды, которой крестили Иакова, и без мыла, которым Иуда Искариот намылил верёвку, на которой его же и повесили, я не справлюсь с этой необычной задачей, и борода святого Иакова будет продолжать расти» - сказал Педро.

«Но это невозможно! - Воскликнул архиепископ. - Нам неизвестно, какой водой крестили Иакова... А что касается куска мыла Иуды, то я не удивлюсь, если узнаю, что мыло забрал Сатана, когда явился за Иудой. Нет, дорогой Педро, вы должны помочь мне без этих условий!»

Педро тут же нашел решение: «Тогда нам следует поступить, как в Бургасе. Там тюремный надзиратель был вечно пьян. И знаете, что они сделали? Разыскали где-то мужчину -трезвенника, очень похожего на этого пьяницу надзирателя,  и заменили одного на другого! Вот и нам следует заменить святого Иакова на его копию, но без бороды, и люди ни о чём не догадаются!»

Архиепископ растерянно посмотрел на Педро и, понизив голос до шепота, проговорил: «Но как же мы тогда обойдёмся без нашего доброго святого Иакова, который творил чудеса и привлекал прихожан в наш храм? И разве его копия сможет творить чудеса? И куда мы его спрячем?...»

«Все это очень легко устроить, - ответил Эль Мачо. - Любой «новый святой» на месте Иакова будет совершать  чудеса, ибо люди верят в него! Возьмите, например, меня! Все считают, что я единственный человек в Компостелле, который может хорошо брить, хотя есть много других цирюльников! Так что это — вопрос веры. Именно вера народа совершает чудеса. Что же касается сокрытия Святого, то я положу его в большой ящик, который как у меня есть, и надежно запру его!»

«Уважаемый дон Морено, я оставляю это дело в ваших руках, но будьте осторожны, чтобы никто ничего не узнал!» - сказал архиепископ.

В тот же день, Педро пришел к своему другу скульптору и заказал ему срочно изготовить точную копию святого Иакова из  Компостеллы, пообещав хорошее вознаграждение за работу.

«Зачем тебе копия святого Иакова?» - удивился скульптор.

«Всё дело в том, что ко мне во сне явился святой Иаков и сказал, ежели я хочу прожить до 50 лет, то должен поставить в церковном приходе в Кордово точную его копию..» - пояснил Педро.

По истечение 10 дней точная копия святого Иакова была уже в доме Педро. Ночью, Педро, и лично архиепископ занесли новое изваяние Иакова в храм. Затем они сняли с алтаря подлинного Иакова, раздели его, и в его одежду одели его деревянного «родного брата», которого водрузили на алтарь. Подлинного святого отнесли в дом цирюльника, где уложили святого в большой ящик. И тут неожиданно выяснилось, что подлинный святой был длиннее ящика. Тут Педро и архиепископ задумались над тем как решить эту неожиданную проблему. Эль Мачо предложил укоротить  святому ноги, но это «деловое» предложение архиепископ с гневом отверг и выдвинул альтернативное предложение: выпилить в ящике два больших отверстия, в которые и просунуть ступни святого. Так они и поступили. Теперь святой Иаков спокойно  и комфортно поместился в ящике, хотя ступни его ног и торчали снаружи....

На утренней мессе прихожане с удивлением увидели святого Иакова без бороды, а гладко выбритого, как и прежде. Цирюльник  Педро Морено, который был в храме, сообщил прихожанам, что он был удостоен чести побрить святого Иакова (*какая наглая самореклама!), и был вознаграждён одобрительными аплодисментами прихожан.

А настоящий святой Иаков, лежа в закрытом ящике, в доме Педро Морено, всё слышал (*как и подобает настоящему святому) и громко прокричал: «Я с  бородой! А Эль Мачо наглый лжец!»

Возглас святого был настолько громким, что его услышали в храме его имени, но прихожане лишь весело рассмеялись, решив, что это крикнул какой-то церковный стажер из алькова, который ещё не протрезвел после ночной попойки...

Время шло, а борода «святого Иакова» больше не росла, а вот чудеса, которые у него выпрашивали прихожане, продолжали совершаться, что радовало и прихожан, и архиепископа.

А настоящий Святой Иаков лежал в закрытом ящике уже три месяца, когда наступил день Святого Иакова, который отмечался как самый большой народный праздник. По улицам города двигалась огромная процессия. Впереди, на боевых конях, восседали рыцари, окруженные своими вассалами. Копья рыцарей были украшены яркими флагами с изображением Святого Иакова. За рыцарями шествовал Архиепископ под большим балдахином, со свитой священнослужителей, робы которых украшали золотые и серебряные кресты, и толпой церковных несовершеннолетних мальчиков — прислужников.. В самой середине служителей церкви шли маленькие девочки в образе ангелочков и мальчики с дымящимися кадилами с ладаном. Шествие замыкали четыре эскадрона кавалерии, шесть артиллерийских батарей и бригада пехоты (*вся эта армада была собрана из соседних деревень и городов). Из всех окон домов свисали полотна с изображением Святого Иакова а на каждом балконе красовались девушки, которые изящно и грациозно обмахивались веерами (*к сожалению, давно уже позабытое искусство женского кокетства).
Улицы были усыпаны цветами, особенно цветами fleurs-de-lis  (*геральдическая католическая королевская лилия), а на тротуарах стояли толпы людей.

В это время Эль Мачо стоял у своего дома, наблюдая за процессией. Неожиданно из его дома вышел ящик со Святым Иаковом, который зашагал к Храму. Толпа встретила ящик громким, весёлым смехом и криками: «Эй, ящик! Куда так спешишь?». К счастью для Педро, люди не обратили внимания,из какого дома появился ящик.

Когда архиепископ увидел бегущий к храму ящик, он сразу понял в чём дело,и последовал за ящиком. Святой Иаков в ящике и архиепископ вошли в пустующий храм , а затем и в ризницу, дверь которой архиепископ тут же запер. Затем он открыл ящик и и увидел доброго Святого Иакова с трехмесячной бородой. Святой тут же молвил:

«Побрей меня, архиепископ! Позвольте мне занять свое место в этой великой кавалькаде, и я обещаю больше не отращивать бороду!».

Архиепископ приказал своему послушнику немедленно привести в храм цирюльника Педро со всем необходимым для бритья. Когда Педро блестяще избавил Святого Иакова от бороды, его одели в прежние одежды, снятые с лже-святого Иакова, которого тайно куда-то унесли и спрятали.

И вот, настоящий Святой Иаков, восседая на коне, в окружении славных рыцарей, держащих его, что бы он не свалился, торжественно прошествовал по городу, на радость народу, после чего, столь же торжественно вернулся на алтарь.

Но время от времени, тщеславие так распирало Святого Иакова, что он раза два или три пытался вновь отпустить бороду на своём лике. Однако, когда архиепископ третий раз строго настрого предупредил Святого Иакова, что ежели ещё раз  это безобразие повториться, то его ждёт ящик на вечные времена, Иаков перестал «безобразничать»....

А копию Святого Иакова, парикмахер Педро Морено, как и обещал, подарил приходу в Кордово, и женился на племяннице архиепископа, однако, вскоре после женитьбы умер, так и не дожив до 50 лет.

А тайну «бегающего ящика» народ так и не узнал, ибо архиепископ пригрозил отлучением от церкви каждому, кто бы осмелился задать глупый вопрос: «А кто был в ящике?»....