На Ивана Купалу

Людмила Григ
- Деда, а зачем ты телегу к столбу цепью привязываешь?- спросил Митя.
- Ох внучек, дык Купала нонче. Черти озоровать будут. Что не спрячешь, то потом утром по деревне собирать будешь,- отвечал дед, обматывая столб цепью, и вешая на неё амбарный замок.

Оглядев двор хозяйским взглядом, дед удовлетворённо крякнул, и сел на завалинку.
- Ну кажись ничего ценного не забыл спрятать,- сказал он, скручивая самокрутку.
- А почему на Купалу черти озоровать будут?- спросил Митя, присаживаясь рядом с дедом.

- Ну дык нечистая сила в этот день силу имеет. Вот слушай, что со мной в молодости случилось.

Решил я на Ивана Купалу черта изловить, и надавать ему тумаков, за то, что он в прошлом годе нашу телегу в речку уволок. Спрятался я в телеге под соломой. Лежу, жду полночи.
Не заметил, как задремал. Просыпаюсь, чувствую, что телега катится куда-то. Ну, думаю, проспал я чёрта, сейчас заволокет меня вместе с телегой. Я осторожно солому разгреб, чтобы посмотреть как он выглядит.

Ох, и напужался же я в первую минуту. Мохнатое чудище с рогами на голове тянет телегу, и кряхтит от натуги. Я уже хотел по-тихому с телеги сползти, и в кустах схорониться. А он возьми, и остановись. Сел на оглоблю, отдыхает. Я опять в солому зарылся, только щёлку оставил, чтобы за нечистью наблюдать. А он повернул своё рыло в мою сторону, я чуть от неожиданности не вскрикнул. Да это ж Ванька, сын кузнеца.

Вот, думаю, шельмец, в черта обрядился, да такие подлости творит. Ну погоди, я тебе покажу. Затаился я, и жду, что же дальше будет.

А дальше прикатил он телегу к реке, и остановился на берегу. Смотрю, шубу свою лохматую снимает, упрел бедняга.

Вдруг на реке послышался какой-то плеск. Я голову поднимаю, и вижу девка из реки выходит. Волосы длинные, длинные, до самых пяток, а сама голышом.
Ванька как увидал её, рот раскрыл, и остолбенел.
Девка та подошла к нему, три раза вокруг него обошла, да как бросится на него. Уцепилась  когтями в шею, и припала к его губам. А Ванька стоит столбом, не шелохнется.

Она как захохочет, и смех её эхом по реке разнёсся. Вода зашевелилась вся, забурлила, отовсюду шёпот послышался.
- К нам, к нам, давай его к нам.

Девка Ваньку за руку взяла, да повела за собой в самый омут. А он, ну как телок, идёт, не сопротивляется. Так и сгинул в омуте вместе с девкой.

А как его голова под водой исчезла, так такой визг раздался, что у меня аж уши заложило.

Не помню, как я и выбрался оттуда. Но на утро в деревне переполох случился, кузнец сына своего искал.

Прибежали к реке, а он лежит на берегу весь синий, с откушенным языком, и пустыми глазницами.
Вот чего русалки могут с человеком сотворить, если на Купалу ночью к реке придти,- закончил свой рассказ дед.

Митя посмотрел на привязанную телегу, потрогал замок, да пошёл за дедом в дом. Очень ему не хотелось сегодня с нечистью встречаться.
Не буди лихо, пока оно тихо.