Если вас критикуют

Гадаев Алексей Вениаминович
Ответ на критику
Критика – это (от фр. critique «искусство разбирать, суждение») — анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо области человеческой деятельности. Задачами критики являются:
выявление противоречий;
выявление ошибок и их разбор;
разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков и поиск путей их устранения;

 

исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников);
отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения;
оценка.(Материал Википедии).

На критику реагировать очень трудно, но нужно. Для адекватного реагирования на критику имеется три стратегии: принятие, завуалирование и зондирование.
Принятие критики
Если критика конструктивная, то её можно использовать в качестве обратной связи для самосовершенствования. Если критика вашей ошибки конструктивна, и вы признаете её правоту, то это поможет вам предотвратить её повторение. В таком случае вам не всегда нужно оправдываться или извиняться за своё поведение. Все совершают ошибки. Вы сами можете выбирать, объяснять ли вам своё поведение или не объяснять, поскольку вы не обязаны этого делать. Если вы полагаете, что критикующий вас человек искренне предлагает вам конструктивную критику, и вы просто расходитесь во мнениях, а не враждуете, вы можете, демонстрируя уверенный стиль, признать его точку зрения. А затем высказать свою. Например, вы можете сказать: «Я принял во внимание ваше мнение. Однако мне не кажется, что я сделал что-то не так. Разумеется, вы имеете право на собственную точку зрения, но попрошу вас уважать и мою». Часто просто необходимо принять чужую критику, затем подготовить собственный ответ на конструктивную критику, которую вам доводилось слышать.
Завуалирование
Критика может быть деструктивная и манипулятивная, с которой вы не склоны соглашаться. В таком случае вы можете использовать приём как завуалирование. Манипулятивная критика содержит частицу истины, которая намеренно преувеличивается, чтобы унизить вас. Люди, регулярно прибегающие к манипулятивной критике, как правило используют «ты высказывания», припоминают прошлое и используют такие глобальные обобщения, как «всегда», «все», «никогда». И если вы настолько недальновидны, что пытаетесь урезонить его логическим не считаете правдой.и доводами, вы только даете ему дополнительную пищу для критики. Он вовсе не заинтересован в том, чтобы слушать вас, даже если вы задаете ему прямой вопрос. Его болезненное самолюбие требует, чтобы он всегда был прав и одерживал победу в спорах. В этом случае можно использовать три формы завуалирования.
1.Частичное согласие. Выделите некую часть манипулятивного высказывания, которую вы считаете соответствующей действительности, и согласитесь с ней. Перефразируйте высказывание таким образом, чтобы вы могли искренне с ним согласиться. Опустите глобальные обобщения и проигнорируйте манипулятивную часть высказывания.
2.Вероятное согласие. Выделите ту часть манипулятивной критики, с которой вы, вероятно, готовы согласиться. Вы можете решить про себя, что шансы этой критики могут оказаться справедливой составляют один процент, и ответить: «Вероятно, вы правы в том, что я нередко делаю это». Слегка измените формулировку таким образом, чтобы вам не приходилось поступаться со своей честностью и соглашаться с тем, что вы не считаете правдой.
3.Согласие в принципе. Вы можете согласиться с манипулятивной критикой в принципе. В этом случае вы задействуйте простую логическую связь: Если Х, то Y. «Вы правы, действительно это так и придётся это осуществить». Вспомните эпизод, когда в ваш адрес прозвучала эта манипулятивная критика, и ответьте согласием в принципе.
4.Зондирование. Иногда бывает трудно определить мотивы критикующего. Быть может, он пытается помочь вам и просто неудачно предложил свою помощь? А может быть, эта критика преследует цель обидеть вас, будучи скрытой под маской дружеской поддержки? Содержит ли критические замечания невысказанные напрямую убеждения, чувства и желания? Если вас критикует значимый для вас человек, имеет смысл прозондировать его критику. Данная техника требует внимательного слушания, что нелегко для человека, который выслушивает критику в свой адрес. Главное переложить ответственность за недовольство собой на критикующего, который должен её нести. Задавайте больше расспросам по поводу критики! Зачастую критикующий вас не захочет уступить своих позиций, а потому будет сопротивляться вашим расспросам. Зондирующие вопросы помогаю выяснить истинные мотивы критикующего. Ответьте ему принятием критики или завуалированием.
Зондирующими называются вопросы, которые предлагают интервьюируемому подробнее описать ситуацию (то есть дать больше поведенческих характеристик). Они применяются для получения дополнительной информации, но не должны быть наводящими, не должны содержать подсказки для интервьюируемого, и тем более — конкретного ответа. Ключевые события обычно дают множество поведенческих характеристик, и поэтому их следует зондировать.
Повторение вопросов. Вопрос нужно повторять в той же формулировке, в которой он прозвучал в первый раз. Повторение ответа респондента. ... Использование целенаправленных или нейтральных вопросов или комментариев. В ходе интервью допустимо применять некоторые фразы типа "что-нибудь еще?", "что вы об этом думаете?", "что точнее всего соответствует вашим ощущениям?" или "что вы имеете в виду?".
Литература:
Дэвис, М. Большая книга влияния