Перестань, Мишель! - часть восемнадцатая

Надежда Опескина
     Завершался год, работы было много, сотрудники не выходили из-за своих рабочих столов, к кофеварке никто не бегал, как это бывало раньше, все трудились не поднимая голов. Мы с Эдуардом занимались заключением договоров на новый год, разъезжая по своим клиентам,  в офисе бывали мало.

     Неожиданно в преддверии нового года резко повысилась температура воздуха, достигнув плюсовых температур, солнце светило ярко, появились проталинки, казалось, что пришла весна, отодвинув в сторону декабрь и его зимних братьев.

     Отец с Натали жили с нами, так легче было пережить случившееся. Позвонил консьерж и сказал, что меня разыскивает какой-то толстяк.

     - Они пришли вдвоём, один совсем старик. Он умолял меня дать ваш адрес, Андрей, но я не рискнул. От них так несло долгой немытостью, за пять минут в парадной дома было не продохнуть. Я правильно поступил?

     - Конечно правильно. Спасибо за звонок. В доме все в порядке?

     - В доме всё спокойно. С наступающим новым годом ваше семейство. Простите, но я не узнал в той женщине Светлану Михайловну, - произнёс консьерж извиняющимся голосом. - Тот, что постарше, спрашивал о вашей маме, а когда я сказал о её смерти, он расплакался и ушёл. Старший мне кого-то напоминал, а младшего я видел в первый раз. Пока не забыл. Старший просил передать вам, они подождут вас на Арбате.

     - Вы ничего не путаете? Так и сказал - на Арбате? А маму, я и сам не узнал, дружище! С наступающим новым годом и радостного Рождества.

     Ответив, я ещё долго держал трубку, вслушиваясь в частые гудки. Незримая связь существует, и что тот, кто связан с тобой судьбою, обязательно рано или вновь придёт в твою жизнь.

     Это приходил Мишель! Неужели вторым был Гридин? - подумал я, и мысли унесли меня в то, ещё недалёкое время, когда мы, группа молодых, ничем не занятых детей высокопоставленных родителей, решили поразвлечься и ушли на прекрасной яхте в кругосветное путешествие. Молодые, красивые... И что с нами стало?  Трое убиты, один в бегах. От чего он бежит? А главное, куда? Чего он боится и боится ли? Годы в универе пробежали быстро. Что связывало нас? Ведь что-то держало меня рядом с ними?

     "Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его."  - эти слова я впервые услышал от деда, узнав автора этого афоризма. Тогда он молча протянул книгу Бенджамина Франклина. Напутствие деда помогло мне понять многое, а это высказывание, прочитанное в подаренной книге, определило всю мою дальнейшую жизнь: - "В двадцать лет человеком властвует желание, в тридцать лет — разум, в сорок лет — рассудок.". Нам в уходящем году исполнилось по тридцать лет.

     В тёплый погожий день декабря я шёл по Арбату, надеясь на встречу и не веря в неё. Художники рисовали портреты прохожих. Мишеля я узнал издалека. Он сидел на раздвижном стульчике, позируя художнику, одетый в тёплый пуховик коричневого цвета, из-под которого были видны толстые брюки в клетку, на голове берет зелёного цвета. Вся одежда была грязной и очень поношенной. Художник торопливо рисовал, а Мишель с жадностью поглощал большой бутерброд с ветчиной, запивая горячим чаем из термоса, стоявшего у его ног. Я не спешил подходить, боясь  спугнуть. Как же он изуродовал своё лицо! Под глазами образовались старческие мешки, обвислые щёки. Сидел старик лет шестидесяти.

     - Тихо, Мишель, тихо! - произнёс я, подойдя к нему со спины и положив руки на плечи. - Не надо бежать. Пошли со мной, дружище!

     - Вы не могли бы дать мне дорисовать, - произнёс художник. - Уж больно интересный старикан. Он позирует мне второй день. Его сюда привёл какой-то старик. Привёл и бросил. Хорошо хоть погода тёплая. Тот, постарше, называл его Мишелем и говорил, что за ним придёт Андрей. Кем он вам приходится, уважаемый? Мне показалось, что он немного не в себе.

     - Это мой друг. И ему всего тридцать лет. Меня зовут Андреем, вот мой паспорт. Тот старик ничего более не говорил?

     - Тридцать лет? Невероятное старение. Старший очень торопился. Без конца оглядывался по сторонам. А этот мужчина говорит очень мало. Любит поесть, вон как уплетает бутерброды. На ребёнка похож. Вчера один из наших его в своей мастерской спать оставил, а так бы замёрз. Хотели сегодня его сдать милиции, но решили подождать, подумали, а вдруг и правда за ним придут. Жаль бедолагу!

     - Спасибо! Это мой друг. Наверное, с ним случилась беда. Простите, но нам надо идти, - ответив художнику я повёл Мишеля к стоянке машин. Он семенил за мной так, как ходят дети, держась за руку отца.

     Везти его домой в таком виде мне не хотелось. Здесь же на Арбате я накупил для него одежды. Он терпеливо сидел на стуле, ничего не говоря, лишь доверчиво заглядывал мне в глаза. От это взгляда моё сердце сжималось от жалости. Хотелось взять его за плечи, тряхнуть и сказать:

     - Перестань, Мишель, дурачиться! - только разумом понимал, что он не дурачится, с ним действительно случилась большая беда.

     Сняв гостиницу , позвонил Вербину, потом домой, предупредив о позднем приезде с гостем и попросил подготовить дом деда, чем сильно удивил своих.

     - У нас будут гости? - спросила Лика.

     - Это не гость, дорогая, это мой друг...

     - Мишель? У нас остановится Мишель? - взволновано прервала меня Лика.

     - Я потом всё объясню, Лика. Иначе я не смогу поступить. Ты увидишь его и всё поймёшь, милая, - почти прошептал я в трубку, так мне перехватило горло.

     Служащие гостиницы помогли мне избавиться от одежды Мишеля. Пригласив в номер парикмахера, поручил ему привести в порядок его редкие волосы. Потом он долго стоял под душем, вслушиваясь в звук  стекающих струй. Служащий гостиницы помог ему одеться. К приходу Вербина, вид у Мишеля был уже сносным. Он сидел за столом молча, наслаждаясь горячим бульоном, изредка произнося моё имя.

     - Всё понятно, Андрей! Показать врачам надо, но и без их заключения понятно. Ты решил забрать его домой? Ничего против не имею. Завтра привезу бригаду врачей. Обследуют на дому, дадут заключение, - Вербин говорил, постукивая пальцами по столу, это стало пугать Мишеля. - Чтобы оставить его у себя, ты должен будешь оформить опекунство, Андрей.

     - Я не смогу его бросить в больнице, Олег Петрович! Размышляя о промелькнувших годах, виню себя за гибель друзей. "Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его."  - эти слова  Бенджамина Франклина я впервые услышал от деда. Поживём - увидим. Но пока поселю его в домике деда.

     Дома никто не спал. Все собрались в домике деда. Мы приехали втроём. Первой заговорила Маргарита Савовна:

     - Лика, дорогая, ты же сказала о приезде Мишеля. Ну не этот же толстяк - Мишель. Хотя взгляд у него Мишеля. Странный старик.

     Мишель с испугом жался ко мне, не отпуская моей руки. Моя маленькая Лизонька поняла его испуг. Она подошла к нам и протянула ладошку, со словами:

     - Не бойся, тебя не обидят. Пойдём со мной к дивану, я познакомлю тебя с Егоркой. Он добрый мальчик. Тебя как зовут? Меня - Лиза.

     Мишель послушно пошёл за Лизой, не назвав своего имени. Потом сидел, рассматривая игрушки. Лика не выдержала и разрыдалась, уткнувшись в моё плечо.

     - Не знаю, правильно ли мы поступаем, но твоё решение я принимаю. Ты много лет считал его другом, не надо ничего менять, Андрей.

     Новогодняя ёлка вызвала какие-то воспоминания в сознании Мишеля. Он притрагивался к игрушкам, водил с детьми хоровод. Они быстро сдружились, много времени проводили втроём. Маргарита Савовна не отходила от них. Она одна из всех нас не доверяла Мишелю. Николя напротив, видел в нём человека, потерявшего свой разум. Пытался его научить заново читать и в этом ему помогали дети.   

     Так в нашем доме появился ещё один ребёнок. Получив на руки заключение врачей, мы с Ликой оформили опекунство. Жил Мишель в доме деда, не причиняя никаких хлопот. Любил убирать зимой снег, летом косил газон, осенью сгребал опавшие листья. Всему этому его научил мой отец, стремящийся чаще бывать у нас.

     С первого месяца жизни Мишеля в нашем доме, стали приходить переводы из Канады от неизвестного мне Питера Смита. Суммы были незначительными, но их вполне хватало на одежду по сезону и хорошее питание. Переводы приходили на моё имя и я всегда в такой день вспоминал Павлушу.

     Вербина повысили по должности и перевели в Питер. Первое время он жил в квартире Ликиных родителей. Перед отъездом рассказал мне о судьбе отчима Эдуарда. Его нашли совершенно случайно в Бразилии, где он проживал с молодой женой, бывшей супругой Эдика. Не помогла ему пластическая операция. 

     Схема воровства государственных денег была разработана им. На допросах он разглагольствовал о своих подельниках, называя их недоумками. Гридин в этой группе был не главным, но другие имена допрашиваемый не назвал. До суда он не дожил, повесился в камере, где было ещё трое подследственных. Вербин не всё мог рассказать, но главное - деньги, в основном, были возвращены государству. Эдику об этом я не стал рассказывать. К этому времени он воспитывал сына, женившись на нашей сотруднице. Его бывшая жена возвращаться не думала. Зачем было его волновать?

     Через два года мне пришло письмо от нотариуса из Питера. Он приглашал приехать к нему по очень важному делу. Поехали мы впятером, я, Лика, Мишель, Лизонька и Егорка. Вербин нас радушно встретил. Он уже получил служебное жильё. Мы хорошо разместились в своей квартире.

     Нотариус огласил нам завещание от неизвестного мне лица, в котором мне передавалось его имущество в виде яхты,  она уже была в порту Питера, пройдя далёкий путь из Канады. Все налоги были уплачены, мне лишь оставалось расписаться в получении. Нотариус сам сопроводил нас в порт. На яхте нас ждал капитан, нанятый на перегон с небольшой командой. По русски говорил плохо, но пригодился мой английский. Увидев Мишеля, протянул ему руку, разглядывая с удивлением.

     - О! Я был знаком с его отцом, Питером Смитом. Его, вроде, зовут Мишель? Потом они с отцом куда-то пропали, а меня нанял адвокат. Смиты жили на этой яхте, у них не было жилья. Я у них два раза работал. Раз ходили в Бразилию. Там этот Мишель был избит кем-то, он перестал узнавать отца, долго лежал в госпитале по возвращению домой. Там же потерялась жена его отца. Им всем тогда не повезло. Отец у него очень болел. Потом мы приходили сюда, в очень плохое время. Отсюда ушли без Мишеля. Яхта исправна, оборудование новое. Хозяин яхты, его отец, скончался два месяца назад.

     Мишель сидел на диванчике, ничего не говоря, и как я понял, ничего не понимая. Яхту я продал питерскому яхтсмену. Нам с Ликой хватило путешествия на той красавице-яхте.

     Мишель с нами прожил четыре года. Здоровье его было сильно подорвано. Он так и не пришёл в себя. Мне всегда хотелось ему сказать - Перестань, Мишель, очнись!

     За прожитые мною годы не смог согласиться с высказывание Еврипида - "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты". Не всё так. История помнит много примеров, не подтверждающих это.