О дате рождения скульптора Мартоса

Владимир Варнек
В число наиболее известных произведений  художника–портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782–1843) входит портрет скульптора Ивана Петровича Мартоса, автора памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Знакомясь с творчеством художника, автор настоящей статьи уже давно интересуется биографией знаменитого скульптора и членов его семьи. Результаты проведенных ранее изысканий были опубликованы в статьях [1–3].

Знакомясь в интернете с многочисленными биографическими материалами, касающимися И.П. Мартоса, можно заключить, что вопрос о точной дате его рождения остается до сих пор открытым. Отчасти это связано с тем, что издавна в биографических статьях разных авторов появился целый набор дат рождения  Мартоса,  растиражированных без всякого анализа другими авторами. Это и расплодило ряд литературных источников, а ныне и интернетовских документов, в которых указываются такие даты рождения, как 1750, 1752, 1753 и 1754 гг.

В принципе, большой проблемы в том, в каком  именно году родился Мартос, для большинства читателей, интересующихся   биографией скульптора, нет, поскольку можно просто открыть новую Большую российскую энциклопедию, и увидеть, что родился прославленный скульптор в 1754 году, а умер 5 (17) апреля 1835 года. Но есть ли полная гарантия того, что в авторитетных биографических источниках  не встречаются ошибочные данные?

Думаю, что такой уверенности apriori нет, поскольку авторитетным источником была в свое время и Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, но сейчас уже можно уверенно сказать, что указанный в данной энциклопедии  год рождения Мартоса  (1750-й) является ошибочным. И эта ошибочная дата была так сильно растиражирована другими авторами, что даже в настоящее время в интернете имеется более  20 документов, где эта дата фигурирует.

Интересуясь причиной  ошибки, допущенной  Брокгаузом  и Ефроном, автор настоящей заметки пришел к заключению, что неявным «виновником» появления этой даты рождения Мартоса  в названной энциклопедии мог быть известный русский художник  Григорий Чернецов, написавший в 1837 году свою панорамную картину «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Одним из 223 персонажей, запечатленных на данном полотне под номером 140, был И.П. Мартос.

Точнее, истинным виновником мог быть, скорее всего, редактор  «Художественной газеты» Н.В.  Кукольник, опубликовавший в Художественной газете в 1836 году Список изображенных  Чернецовым участников парада с указанием дат их рождения. При этом, согласно Списку,  Мартосу был «присвоен» 1750-й год рождения. Из газеты он, по-видимому, и был позаимствован авторами названной выше энциклопедии.Замечу, что в Списке известных людей Санкт-Петербурга, изображенных на картине Чернецова и  воспроизведенном ныне в Каталоге Русского музея, в собрании которого картина находится, неверная дата рождения Мартоса  сохранена в первозданном виде.

В настоящее время не приходится сомневаться, что следующий в приведенном выше перечне дат 1752 год рождения, «понравившийся» почему-то автору солидной монографии Н. Н. Коваленской «Мартос (1752–1835)»,  изданной в Ленинграде в 1938 году, также оказался ошибочным.  Это же касается и небольшой книги М.М. Алпатова «Иван Петрович Мартос. 1752-1835», изданной в 1947 году в серии «Массовая библиотека». 

Подтверждением того, что годы жизни Мартоса, приведенные в названных книгах,  прочно вошли в сознание людей,  является то, что в настоящее время в интернете также существует порядка 20-ти документов с указанными годами жизни скульптора.  Но очевидно, что как Коваленская , так и Алпатов, не сами придумали указанные в названных книгах годы жизни Мартоса. Действительно, ещё в 1903 году в Париже был издан раритетный ныне сборник художественных литографий И. С. Лапина: «100 портретов деятелей русского искусства», имеющих неоценимое художественное и культурное значение, и именно в этом сборнике в биографии Мартоса был указан 1752 год его рождения.

Что касается таких дат рождения  как 1754 и 1753 гг., то в некоторых «старых» источниках  они также присутствуют.  Так, первая из указанных дат приводится в Воспоминаниях М.Ф. Каменской, опубликованных впервые в Историческом вестнике за 1894 год, а также в  Словаре Половцова.   

Но впервые эта дата появилась в Описании Годичного собрания Императорской академии художеств (ИАХ), проходившего 29 июля 1769 июля в стенах Академии. При этом, текст данного описания  стал доступным лишь  в 2016 году, когда Библиотекой Академии наук при Институте русской литературы был опубликован Сборник, содержащий  описания годичных собраний ИАХ [4]. В указанном выше описании имеется несколько строк, в которых  сообщаются имена пяти учеников Академии, получивших от ИАХ звания «назначенных». Самым молодым из них в списке учеников значится скульптор Мартос, родившийся, как указано в сноске,  в 1754 году.

Не исключено, конечно, что  у Мартоса, приехавшего в 1764 году из Ични в Петербург и поступившего в ИАХ, не было с собою надежного документа с датой его рождения, а была лишь неполноценная справка. И, возможно, что именно по этой причине возникли в дальнейшем проблемы с датой рождения  скульптора.  Но, несмотря на это, дату, приведенную в  [4] и позаимствованную из Архива ИАХ, можно  в настоящее время считать наиболее надежной.  При этом нельзя не отметить, что число интернетовских документов, содержащих те или иные сведения о скульпторе  Мартосе, в которых указаны его годы жизни (1754–1835), заметно возросло за последние пять лет и превысило число 60.

Однако помимо  рассмотренных выше дат рождения Мартоса, в некоторых интернетовских документах  указывается  еще  такая дата, как 1753 год.  Как сообщалось в [1], дата эта имеет «украинские корни», и именно она указана на мраморной доске, прикрепленной к основанию памятника И.П. Мартосу в Ичне (см. иллюстрацию к статье).

Любопытно то, что число интернетовских документов  с указанной датой  уменьшилось с 22-х  в 2014 году [1] до пяти  в настоящее время.  В число их входят такие генеалогические сайты, как Родовод и Geni, тогда как на сайте РРФ приведена дата 1752/1754 .  Дата рождения  – 1753 – указана и в сопроводительной записке  к письмам И.П. Мартоса  своему племяннику, опубликованных в книжке «Киевской Старины» за 1895 год (письма эти легко найти в интернете по ключевым словам). 

Упомянув выше памятник И.П. Мартоса в Ичне, хотелось бы привести здесь также некоторые сведения о надгробном памятнике скульптора, которые представляют определенный интерес и создают определенную интригу в вопросе о дате его рождения. 

В Справочнике-путеводителе « Исторические кладбища Петербурга» авторов-составителей А.В. Кобака и Ю.М. Пирютко, изданном  в 1993 году издательством Чернышева (СПб), в разделе «Лазаревское кладбище (некрополь XVIII века) сообщается: «Мартос Иван Петрович. 1754–1835.  Скульптор. Гранитный жертвенник. Архитектор А.И. Мельников, 1836 г. Прах и памятник перенесены со Смоленского православного кладбища в 1930-е гг. XI уч. Мартовская дорожка». 

Заметим вначале, что архитектором, создавшим памятник, был зять Мартоса, состоявший в браке с его младшей  (от первого брака) дочерью Любовь Ивановной. А теперь совершим маленькую интернет-экскурсию на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры и ознакомимся с надгробием И.П. Мартоса.

На гранитном жертвеннике строгой формы  выбита полустертая надпись «Ваятелю И.П. Мартосу. На IX десятилетии жизни. В нижней части приведенных слов едва просматривается строка с мелкими буквами и цифрами с датой смерти. Как видно, вместо даты рождения приведены слова, означающие, что Мартос скончался в возрасте более 80-ти лет. Но точность такой формулировки невелика, и соответствующая ей дата рождения может быть как 1754, так и 1753, 1752, 1750 гг.

Не подводя пока какого-либо итога, ознакомимся со словами на надгробии Мартоса , приведенными в Справочнике «Петербургский некрополь», изданном в 1912 году под наблюдением Великого князя Николая Михайловича: «Мартос Иван Петрович, ваятель. Ум. 5 апреля 1835 г. на 90 году. От вдовы неутешной – благодетелю супругу. Поставлен в 1836 году. Смоленское православное». Как видно, надпись на памятнике до его переноса на Лазаревское кладбище содержала дополнительную информацию в виде слов вдовы и даты установки помятника (через год после процедуры захоронения).

О первом надгробном памятнике И.П. Мартоса рассказала, в свою очередь, в  «Воспоминаниях»  и дочь вице-президента ИАХ Ф.П. Толстого, Каменская Мария Федоровна (1817–1898) [5]: «В четверг на Святой день Ивана Петровича с превеликим парадом отвезли на Смоленское  кладбище и похоронили по правую руку от ворот, сейчас же за главною церковью, где вскоре над ректором Академии художеств был поставлен памятник из красного гранита, с лаконическою и вескою надписью, сочиненной Василием Ивановичем Григоровичем: «Ваятелю IX - го на X века»».

Жаль, конечно, что Каменская не сделала каких-то пояснений к этому тексту, поскольку без них к  надписи имеются одни вопросы, и вряд ли на памятнике были указаны только эти слова, без имени погребенного  и годов его жизни. И почему так назвал своего тестя  Мартоса  Василий Иванович Григорович, если на самом деле он был ваятелем первой четверти XIX века? А может надпись на памятнике из красного гранита, находившемся вначале на Смоленском православном кладбище,  была вначале несколько иной, и ее «просто заменили» при переносе памятника в Александро-Невскую лавру?

Но обратим здесь внимание на то, что точную дату рождения И.П. Мартоса , которая как мы теперь знаем, хранилась в Архиве ИАХ с 1764 г., на памятнике так и не указали. Не приложили к этому руку почему-то и два зятя Мартоса, работавшие в Академии, а также и его жена.  Все-таки, была какая-то причина этому. Тем не менее, продолжим разговор об этой дате.

Еще пять лет тому назад, решив опубликовать в газете «Наука в Сибири» свою первую статью с названием «Когда родился Мартос ?» [1], я привел в ней две фразы из писем Мартоса своему племяннику Ивану Романовичу. В этих фразах Иван Петрович сообщил, на мой взгляд,  ценную информацию о своем возрасте, но в одной из них, похоже, оговорился. Желая в настоящей статье уточнить дату рождения Мартоса с точностью до одного-двух месяцев, вернусь к названным фразам повторно.

Так, в письме от 10.11.1817 г. И. П. Мартос, обращаясь к своему киевскому родственнику, пишет: «Ваше отношение ясно доказывает силу Кавказских вод, (...), но мне уже почти 64 года, и потому остаюсь в нерешительности, нужно ли заботиться о поездке или оставить себя воле Божьей». В письме же от 15.01.1826 г. говорится: «...Мне скоро исполнится 73 года, и я чувствую всю тяжесть оных...». 

Две приведенные цитаты можно свести к математическим задачам с такими формулировками:
1. В каком году должен был родиться Мартос, если  вскоре после 11 ноября 1817 года ему станет 64 года?
2. В каком году должен был родиться Мартос, если  вскоре после 15 января 1826 года ему исполнится 73 года?

Сделав соответствующие построения с использование осей времени и рисками  на них для дат 1753 и 1754 гг. в обоих случаях, а также с рисками для дат 1817 и 1818 гг. (задача 1); для дат 1825 и 1826 гг. (задача 2), получил следующие ответы.

1. Мартос должен родиться  ок. 1754 года (в декабре 1753 года, либо в январе-феврале 1754 года).
2. Мартос должен родиться  в феврале, марте 1753 года.

Как видно, оба ответа не соответствуют друг другу, поскольку для обеих задач в случае правильной их постановки непременно должна быть область пересечения допустимых интервалов времени, внутри которой и должна находиться дата рождения. Выходит, что Мартос в одном из своих писем допустил ошибку.  Думаю, что во втором письме он должен был вместо слов «Мне скоро исполнится 73 года» написать «Мне скоро исполнится 72 года».

В этом случае ответ 2 должен быть таким: Мартос должен родиться в феврале или в марте  1754 года. Объединяя оба ответа, можно прийти к заключению, что Мартос родился в феврале 1754 года.   Замечу, что ответ этот хорош тем, что он согласуется с датой рождения И.П. Мартоса, указанной в БРЭ и в других надежных  источниках.

Примечания

1. Варнек В.А. Когда родился Мартос?  Наука в Сибири, 2014, №11.
2. Варнек В.А. Тайна двух портретов.  Мир музея, 2014, №2. С. 27. 
3. Варнек В.А. Портреты дочерей скульптора Мартоса. Мир музея. 2014, №6. С. 20–23.
4. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767-1770, 1772-1774, 1776,1779, 1794,1802-1815)/ сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
5. М. Каменская. Воспоминания. М. Художественная литература. 1991.