лихие девяностые, автомобильные истории. часть5

Unit
Но эти метаморфозы происходили постепенно, вплоть до лета 1996 года, когда я купил в Тольятти новенькую ВАЗ21099. Волга мне нравилась, правда, первый гололёд показал, что мем «корова на льду» это как раз про неё. Покупка шиповки исправила ситуацию, но перед этим я успел попасть в мини-дтп. На широчайшем пустынном проспекте Сурова мне под колёса кинулась старушка, и я, уходя от наезда, пересек 4 встречных полосы и, развернувшись юзом на 180, снёс бордюр задним правым колесом. Так что первой обновкой стала задняя полуось. Гололёд быстро обучает начинающих водителей, но я, видимо, особо неспособный ученик, и вспоминаю первые две зимы с запоздалым страхом, крутило меня часто и жестко, особенно на всевозможных кольцевых развязках, где я регулярно забывал сбрасывать скорость. Первую бочку я совершил в декабре 1993го, на шестёрке с тремя пассажирами я выехал на кольцо, скорость 90, шины летние, гололёдные условия налицо. Машину вынесло с кольца правыми колёсами об бордюр, при этом был совершен оборот вокруг продольной оси с приземлением на 4 колеса. Никаких повреждений автомобиля и личного состава мы не выявили и я поехал дальше.  Потом было много заносов и вращений, но со временем появился навык выхода из заноса и входа в скользкий поворот. Самым эпичным заносом была потеря управления на длинной Ниве. Потеряв устойчивость на обледеневшей трассе я беспорядочно вращался, машина не реагировала ни на газ ни на руль ни на тормоз и остановилась, когда закончилась её кинетическая энергия. Всю свою сознательную водительскую жизнь я руководствовался советом польского автогонщика Собеслава Засады, который вычитал в За рулём: перед входом в поворот сбрось газ, а на выходе добавь. И совсем недавно я понял истинный смысл этого наставления. Поводом послужило наблюдение за любимой мною Наташей Юрьевной во время её тренировочных поездок на Мурано. При входе в вираж машина всегда стремилась выскочить из поворота, когда Наташа  забывала сбросить газ перед поворотом и делала это уже войдя в поворот. Поразмышляв я  сравнил машину в вираже с камнем, вращающимся на нитке. Пока мы держим нить, камень описывает дугу, при этом прочность нити удерживает его от ухода из круговой траектории по касательной. Если нить отпустить, камень уйдёт наружу по касательной. Так же и машина, лишившись, подобно отпущенной нити  поддержки силы  трения колёс о дорогу, направленной по траектории поворота, стремится вылететь из поворота. Можно, конечно, не сбрасывать газ, но эксперименты показывают, что на сухом асфальте уже при 100 км/час наступает потеря сцепления колёс с дорогой на вираже 70-90градусов. Поэтому скорость нужно сбросить до начала поворота, а при входе газ добавить и поддерживать скорость, не допуская её падения. Показательный случай произошел с Наташей в 2004м на старом Чероки 3.0 акпп 180л.с. Я сидел справа и дремал, когда машина начала  рыскать по дороге на крутом спуске. На спидометре было 120, я схватил руль левой рукой и исправил траекторию а Наташа потихоньку тормозила, пока мы не остановились. Причина та же-неожиданный спуск с левым поворотом и резкий сброс газа, машину бросило вправо из поворота. Рекомендации по недопущению подобного инцидента-притормозить перед поворотом а на входе в него добавить газу.