Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-11

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

С середины 1880-х годов и до конца своей жизни Мане увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа света. Позднее, когда тяжелая болезнь лишила его возможности работать маслом, пастели стали для него главным жанром его живописи.

Значительное место в работах Мане, выполненных пастелью, принадлежит женским портретам.

Благодаря легкости, воздушности самой техники, а также своеобразию композиций, носящих характер импровизации, эти портреты впечатляют удивительной
непосредственностью, свежестью.
Пастель у Мане близка к акварели.
Художник сохраняет прозрачность светлых пятен, никаких звучных цветовых контрастов, лишь гармоническое соседство прозрачных, переходящих друг в друга штрихов и пятен.

Сочетания цветов изысканны и красивы. Художник ищет и находит в конкретном образе его поэтическую суть, метафору. Мане совершенно не свойственна классовая избирательность салонных любимцев.
Он с одинаковым вдохновением пишет и рисует представительниц всех слоев общества – от светской дамы до буфетчицы бара, ибо женственность, обаяние и изящество есть для него везде.
Гонкуры утверждали, что красоту парижанки невозможно определить. Мане своими женскими портретами словно возражает им.
Он показывает ее, эту красоту парижанки, трепетную, вездесущую, естественную.

К 1879 году относится еще одно знаменитое полотно Мане «В ОРАНЖЕРЕЕ».
В это время Мане в течении 9 месяцев снимал мастерскую графа Отто Розена – своего друга художника-классициста из Швеции и воспользовался его зимним садом - оранжереей в качестве экзотического фона для своей картины.

Эта картина была принята в Салон 1879 года, где к ней отнеслись по-разному.
Особенно обыгрывался тот факт, что действие происходит в зимнем саду.
Дело в том, что с момента, как во времена Второй Империи оранжереи распространились в Париже, за ними закрепилась репутация идеального места для соблазнения женщин.

Золя заявил об этом во всеуслышание в романе «Добыча», где местом любовных похождений жены финансиста Сакара избрана именно оранжерея. В одном журнале даже появилась карикатура на картину «В ОРАНЖЕРЕЕ» с подписью:
«Невинная жертва в лапах соблазнителя».

Правда, Мане, подчеркивая благопристойность пары, снабдил их обручальными кольцами. Моделями служили Жюль Гийоме и его жена – американка, они были владельцами модного магазина изысканной одежды.

Одобрительный отзыв прозвучал из уст Жоржа Гюисманса:
«Изображенная в момент, когда в беседе возникла пауза, эта пара очень красива: она вибрирует, она живет. Воздух наполнен движением, и обе фигуры кажутся удивительным образом отделенными от окружающей их зелени. Картина залита солнечным, но явно не импрессионистическим, светом. Перед нами современное произведение завораживающей силы».