Под облаками

Елена Фанталова
    Каждое лето Лика проводила в деревне на Оке. И столетнюю избу, в которой жила,  и саму деревню, и Оку, и лес, и таинственный сильный родник-крупец  в конце деревни, и вообще всю окружающую природу средней русской полосы Лика не просто любила, а боготворила как драгоценный камень, как что-то неземное, ей Господом посланное...
    А теперь, по прошествии нескольких десятков лет, в ее деревенской избушке жизнь изменилась. Прибыли  новые люди, и она избегала бывать там…  И в этот день опять что-то не ладилось в отношениях с ними…По сравнению с Ликой  все они были из «другого теста», из разных миров и, в целом,   далеки были  от ее моральных принципов, от ее представлений о жизни  и от ее душевной ранимости. Желая сделать перерыв в таком летнем общении, она открыла калитку, вышла на дорогу и пошла через перелески к Оке. Благо день выдался ясный,  хотя лето было холодное, дождливое,  пасмурное.  Выйдя с горы на огромный заливной луг, она оглянулась. Никого не было. Все сидели в деревне  по своим домам, кто-то выяснял отношения, кто-то просто спал.
 «Одиночество—вещь прекрасная»,  — подумалось ей, —  « особенно, когда успокоившись, в него можно сбежать душою.  И тишина на природе — не менее  прекрасная вещь.  Она служит укрытием от стрессов, разборок, борьбы за жизнь, да и вообще от рабочих, хозяйственных и финансовых проблем». Лика пересекла по дороге заливной луг и села на обрыве Оки, свесив по-детски ноги к воде. До боли узнаваемое место,  до боли любимое с детства.  И все же она чувствовала, что за спиной,  на горе за лесом.  оставила на время  свое родовое гнездо, в которое надо будет вернуться. И Лика боялась потерять эту свою деревенскую заводь, давно уже ставшую частью ее души..  Как-то раз ей даже сказала одна местная жительница: « Лика! Это же  твой корень!!!»  . И Лика при этих словах улыбнулась растянуто и свободно. Почему-то наивно и по- детски она думала, что так будет всегда… Но  в этой своей убежденности она жестоко для себя ошиблась. Ошиблась не только потому, что к тому времени  ушли из жизни все ближайшие родственники, самые близкие друзья и соседи, все, кто был в избе и рядом с ней, но и потому, что пришедшие люди фактически захватили общую избу, принадлежащую двум семьям, но прожившим вместе на протяжении всей жизни. Вот тут одиночество  Лики стало опасным для нее.. Чужеродная жизнь и агрессия вновь пришедших стали  невыносимыми для Лики,  а изба уже на ладан дышит, она — неделима, она — столетняя с ее русской печкой , также боготворимой Ликой… и в холод обеспечивающей ее существование.  На острие ножа тлел  конфликт. Лика понимала, что ее выдавливают из родового гнезда,  и была в полной растерянности и  в тупике. Телевизионные передачи про «счастливую семейную жизнь и любовь родственников» Лика не только не любила,  она их уже ненавидела и выключала ящик, даже не ища других программ.  Следствием всего этого стали ее регулярные отъезды в город, ранние возвращения к работе в период отпуска.
     Пока же, чтобы отогнать от себя грустные мысли, измучившие ее еще в городе,
Лика сосредоточила свое внимание на течении Оки,  на песочной косе другого берега, на склонившихся огромных серебристых ивах.  Божественная природа приокских мест успокаивала. Лика вскинула голову к небу  и стала смотреть на плывущие облака… Они отражались в Оке и были хорошо видны на поверхности воды… И они плыли, плыли. плыли…  «Так и столетия уплывают, и жизни людей вместе с ними. И все когда-то кончается, и я тоже покину эти места, но, если Господь позволит, буду душой прилетать сюда из другого мира и смотреть на нашу Оку, на луг, на лес…»— таковы были в тот момент  ее мысли…  Говорят,  что при стрессе и унынии надо думать о чем-то хорошем. В деревне было всякое, но запомнилось, как сосед дядя Миша, в прошлом бакенщик, рассказывал Лике про зимнюю жизнь… Подходя к заснеженной  Оке деревенской компанией, они, деревенские девки и парни, будучи совсем молодыми,  пели  «Коробушку»… И что удивительно,  эта русская песня особенно нравилась волкам. В зимнее позднее время волки начинали выть под это пение, как бы включались и тоже пели, а другие песни их так не впечатляли…  Лика  вспомнила про этот эпизод рассказа дяди Миши и чуть повеселела.  Вспомнила, когда в каникулы  жила в избе дяди Миши и тети Тани зимой, когда выходила ночью смотреть на луну и освещенные лунным светом яблони,  когда с радостью отдыхающей студентки таскала  им воду, потому что сами они уже не могли это делать и растапливали снег. Вспомнила зимнюю красоту , весеннюю песню соловья, летние купания и походы за грибами…  При этих воспоминаниях она снова вскинула голову к небу, снова увидела плывущие облака и поняла, что земной рай в ее жизни уже был, но он прошел… Будучи верующей, Лика помянула всех, чьи души ей дороги, но они отжили свое на  Земле, перелетев на небо… «Рай на Земле был и для них, и для меня, просто он кончился… И настал период испытаний». «Бог дал, Бог взял»…. Всему приходит конец,  и надо быть к этому готовым.  Уже смеркалось… Но получив порцию отдушины, Лика успокоилась.  Она тихо поднялась с обрыва и медленно по лугу  пошла домой.

   21 декабря 2019, суббота.
Вечер перед праздником иконы Божией Матери
«Нечаянная радость»