Ее счастье

Галина Кручинина
     Берку Халвича до сих пор помнят в Киеве как человека строгого и принципиального,"правозащитника" по призванию,смело противостоявшего при любых обстоятельствах злу,насилию и несправедливости.
     - Забудьте на время,что на носу у вас очки,а в душе "осень"...- говорил он,-
гордо заявляйте о себе,а "заикайтесь" лишь на бумаге...

     Под "заиканием" Берка имел ввиду страх перед жизнью,перед действительностью.Сам он испытывал всегда неотвязное желание сбежать из "еврейского дома"в мир "других",который был за пределами старых украинских дворов и переулков.
Он не призывал своих соотечественников отказаться от "еврейства".Нет! Ни в коем случае!Он мечтал о том времени,когда "новое"общество объединит всех людей и обеспечит их мирное существование.

     Он надеялся на исполнение прекрасной мечты:полной интеграции евреев в советское общество.
     - Что значит быть настоящим евреем?- говорил он,- это значит,в первую очередь,отказаться от того смирения и терпения,которое не приносит нам ничего,кроме горя.
Кому выгодно,чтобы веками покрывалось осмеянием и истекало кровью столько ни в чем не повинных стариков,женщин и детей,таких тонких и способных к добру и сердечному общению?
                х  х  х

     Бэлла Рыбалова стала настоящей дочерью своего отца.Не только внешне.
Его речи разбудили в ней ту могучую страсть к семейственности,которой она уже столько лет держится более,чем прекрасно:мать,бабушка,прабабушка...
     До сих пор она - опора большой семьи и ощущает это с мучительным и упрямым сжатием сердца,свойственного национальному еврейскому характеру.

     В 90-е годы семья Рыбаловых переехала в Израиль.Но Бэлла не разделила свою жизнь на "до" и "после".В ее теле всегда обитала еврейская душа,а в сердце - несбывшаяся мечта отца об идеальном обществе и надежда на то,что такое время еще придет.Именно поэтому Бэлла с удовольствием работает сейчас на общественных началах: она - волонтер,участвует в проведении мероприятий в помощь онкобольным детям,помогает администрации города в подготовке выборов,в проведении мероприятий
культурных и обсуждений политических,о которых всегда имеет собственное мнение.

     Например,сейчас вся ее семья в "шоке" от событий в Украине и Киеве,где когда-то они проживали.Она не может благодушествовать перед лицом крайних противоположностей,перед лицом неоправданных убийств,враждебного противостояния.
     - Я знаю,- говорит Бэлла,- что исторически Россия,Украина и Белоруссия - один народ,и хотя сегодня Россия и Украина враждуют,эта "удаленность" - политическая,а не внутренняя - не культурная и не психологическая.Это разделение - искусственное.Со временем оно исчезнет.

     Из жизни в Украине Бэлла видит иногда сны.В основном,они о Давиде,муже,любимом горячо и безумно.О том времени,когда они были молоды и счастливы.
     Давид ушел из жизни в 46 лет: его убил рабочий цеха,в котором Давид был мастером.Убийцу даже не наказали,просто объявили сумасшедшим и сдали в дом инвалидов для психически больных.

     В снах Давид молодой и горячий,верный и нежный.Вспоминая его,она постоянно попадает на прежнюю колею того странного смешанного чувства,которое мучит ее не переставая:чувства умиления перед воспоминанием о его любви к ней и мучительной злобы за то,что судьба обошлась с ним так жестоко.

     Она видит при этом палату реанимации,где лежит Давид и куда ее не пускают:
     - Да что вы меня держите!Отпустите сейчас же! - кричит она,вырываясь из рук доктора,который одной рукой держит ее за локоть.а другой - "колет"шприц.
Она рада,что ее держат,потому что чувствует,что ей надо срочно что-то предпринять,а вот "что"она не знает и боится себя.

    - Успокойтесь,- говорит доктор,зажимая уколотую ранку ватой,- сейчас все
будет по-другому.Лучше просто молитесь молча,"про себя".
    - И вы говорите мне о Боге? Какой же он Бог,если позволяет такое! - отвечает Бэлла и вдруг затихает,сложившись почти вдвое.склонив голову на грудь и закрыв глаза.
    - Да я ничего и не говорю,-бормочет доктор,- я только прошу держать себя в руках.
    - Не могу! Не могу! Да и не хочу!- рыдает она,упиваясь своим отчаянием.

                х  х  х

    В этот период времени Бэлла работает экономистом в бюро цен на военном заводе
от Министерства электро-технической промышленности.Приходится общаться с великими по-настоящему людьми,с космонавтами,с конструктором космических кораблей С.Королевым,с автором самолетов серии ТУ - Туполевым.
    Это были редкие люди,благородные,честные,истинные патриоты и своего дела,и своей страны.Бэллу уважали,ценили,симпатизировали,считались с ней.

    Однако...когда она объявила о переезде семьи в Израиль,некоторые не захотели больше общаться:переезд в другую страну расценивался тогда как предательство.

    КАК ЖЕ ВЫ ЛИЧНО РЕАГИРОВАЛИ НА ТАКУЮ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ?- не сдерживаю я своего вопроса из любопытства.
    - Конечно,с обидой.Но возражать кому-то и доказывать свою правоту и право на свободу выбора в то время было бесполезно.В государстве,которое распалось окончательно,никакая правозащита не гарантировала результатов.Максимум,чего можно было достичь - это вырвать кого-либо одного их "клешней" власти и общественного мнения.И то только потому,что были люди.не способные молчать.Их совесть была мучительнее страха.

                х  х  х

    Много лет Бэлла состоит в партии лидера Авигдора Либермана.Его программа кажется ей правильной и справедливой,как никакая другая.
    Особенно привлекает вопрос о стариках и инвалидах.
"Правительству,- говорится в ней,- в первую очередь нужно позаботиться о тех.кто не может позаботиться о себе самостоятельно;мы будем добиваться того,чтобы минимальный доход пожилого человека составлял 70 процентов от минимальной зарплаты. Пособия по инвалидности мы также обязаны поднять до уровня минимальных зарплат."
    
     Мне понравилась жизненная позиция Бэллы,и я согласилась с ней полностью:это - не борьба ради борьбы и,конечно же,не сведение счетов с религиозным или арабским секторами.Это искреннее стремление вырвать ультраортадоксов и представителей национальных меньшинств из порочного круга бедности,сделать их полноценными членами израильского государства.

                х  х  х

     ... От ветра заскрипела рама окна и,намереваясь закрыть его,Бэлла полной грудью вдохнула воздух: занимался рассвет и свежесть подействовала на нее преобразующе.
     По привычке взглянула на портрет отца над диванчиком:знаменитый и очень родной Берка Халвич смотрел в сторону,будто уклоняясь от вопроса,который хотел все время задать дочери:
     - Прожила ли ты свою жизнь так,как учил? И счастлива ли?

     Ответить ему односложно было бы неправильно:на чаше жизненных весов так много было не только плохого,но и ранящего,трагического. И все-таки... Она счастлива своими детьми,внуками,правнуками.Их заботой о себе,вниманием,искренней любовью.
     Когда,например,младшенький Амид звонит ей и спрашивает:
     - Бабушка,ты сегодня меня ждешь? - сердце теплеет...
     - Не только сегодня,солнышко,ВСЕГДА!- отвечает ему Бэлла и так хочется хоть чуточку помолодеть,порезвиться вместе,чем-то удивить,увлечь,порадовать...

     А что касается определения "СЧАСТЬЕ",для самой себя Бэлла давно уже его сформулировала: СЧАСТЬЕ,в принципе,- это ПАРАДОКС,понятие относительное...Каждый видит его по-своему,в зависимости от обстоятельств,ассоциаций,воспоминаний и неожиданных связей всего со всем.