Самые дорогие картины в истории. Часть 3. Лекция

Наталия Бондарчук
9 место, есть предположения?
Этот художник стоит особняком в художественном мире Франции ХХ в. (не похож ни на кого, у него нет предшественников).
Амедео Модильяни (1884–1920) «Лежащая обнаженная» (60х92) (1917-1918). В 2015 аукционный дом  Christie's продал картину за 170.4 миллиона долларов. Ранее, в 2012 она была продана  за $118 млн. В 2018 еще одна «Лежащая обнаженная» Модильяни продана за 157,2 млн. долларов на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке.
Разумеется, самый популярный сюжет у коллекционеров если речь идет о Модильяни – это его обнаженные.
- Какие из них – лежащие или стоящие, как вы думаете???
– вопрос дискуссионный, это дело вкуса.   
Полотно ушло к покупателю из Китая, который делал ставки по телефону, всего за 9 минут и вошло в собрание частного Музея Лонг (Long Museum), расположенного в Шанхае. Начальная цена «Лежащей обнаженной» составила $100 млн — причем по условиям аукциона продававшая картину дочь итальянского коллекционера Джанни Маттиоли получила бы эту сумму при любом исходе торгов.
Картина принадлежит серии из 22 полотен, большинство из картин этой серии находятся в Метрополитене и Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, британском Институте искусства Курто и Лонг-музее в Шанхае. Что свидетельствует о музейном уровне проданного полотна. Этот факт является одним из основополагающих в ценообразовании в области искусства. Тот факт, что все эти картины демонстрировались всего единожды на выставке художника (при жизни художника) в 1917 (единственной выставке Модильяни) и эта выставка была разгромлена, а представленная картина оказалась в числе конфискованных полицией за излишний эротизм. – все это  увеличивает ее стоимость.
Если же брать его ОДЕТЫХ ДАМ, то большим спросом пользуются портреты, на которых они СТОЯТ, и чем более они гибки, чем длиннее и грациознее шеи, тем лучше.
- Менее популярны ранние портреты, написанные словно намеренно неумелой кистью.
- Но КАРИАТИДЫ раннего периода всегда найдут покупателя.
-  Ценителю любят и его СКУЛЬПТУРУ (25 шт. осталось), напоминающую первобытные или африканские образы, но берегитесь множества подделок.
В целом рынок благодарен ему за то, что он умер молодым. Он мог исчерпать себя или начать повторяться, если бы прожил дольше. 

1) ИЗОБРЕЛ СВОЙ СТИЛЬ не похожий ни на что до него - Модильяни – это бренд!!! Его гибкие женщины с лебедиными шеями и удлиненными лицами – в числе наиболее узнаваемых брендов современного искусства. Модильяни любил свою главную тему и хранил ей верность: почти ; всех его картин составляют подобные женские портреты. Овальное лицо, длинная шея, миндалевидные глаза без зрачков.
2) А изображал он чаще других Жанну Эбютерн (ученицу и возлюбленную, покончила жизнь на следующий день после смерти художника).
1) НЕТ ГЛАЗ! – ЕСТЬ ЗАГАДКА, которую можно разгадывать столетиями! Почему нет глаз? – риторический вопрос… А может она предчувствовала… Что предчувствовала?
2) ТРАГИЧЕСКИЙ ОРЕОЛ.  После смерти художника и его модели слух о трагедии в духе Шекспира мигом облетел Париж, коллекционеры начали охоту за полотнами художника. Портреты, которые он писал, стали знамениты.
3) ОРЕОЛ СКАНДАЛА. Первая и единственная выставка закрыта из-за «скандального содержания картин».
4) ОБНАЖЕННОЕ женское тело почти всегда привлекательно
5)Очень гармоничная ЦВЕТОВАЯ ГАММА, грамотное пропорциональное соотношение теплого и холодного – на картину хочется смотреть часами.
6) Представитель ЭКСПРЕССИОНИЗМА (условно) во Франции. Работал в духе ПРИМИТИВНОЙ АРХАИКИ. Очень удачно сочетал архаику и современность. Выработанный им ОРИГИНАЛЬНЫЙ стиль с трудом поддается классификации:
-Изящная элегантность образов,
- благородная и гармоничная изысканность тосканского искусства.
- благодаря Модильяни Италия появилась в Париже.
- Вытянутые лица, носы – эстетика африканских масок, влияние Египта.   
наиболее связан с классической традицией, нежели другие выдающиеся французские мастера нач. ХХ в. (итальянское происхождение дает о себе знать: обнаженные возлежат, классический ракурс их изображения);
Любимый жанр ню и портрет. Человек для Модельяни был «миром, который стоит других миров». Человеческая личность – единственный источник образов.   

7) ВЛИЯНИЯ НА ДРУГИХ. Последователи:  Хаим Сутин, Бернан Бюффе, Михаил Бойчук и представители его школы.
Здесь очень хорошо сработан МИФ: 19-летняя натурщица и 32-летний нищий гений. Однажды агент и друг Модильяни стал убеждать Жанну, что Моди нужно спасать от пьянки, гашиша и др. Жена художника вежливо выслушала и задумчиво произнесла: «Вы просто не понимаете – Моди обязательно нужно умереть. Он гений и ангел. Когда он умрет все сразу это поймут». Т.е. художник должен быть мертвым.
8) ПРОРОК «Дама с черным галстуком» (1917) (Жена без глаз с уздечкой на шее – за 2 года до самоубийства).
9) сохранилось всего 25 скульптур.

Мало исследован, биографию написала дочь Жанна Модельяни «Модильяни: человек и миф».