Самые дорогие картины в истории. Часть 2. Лекция

Наталия Бондарчук
10 место, есть предположения?
«Шедевр» (1962) Роя Лихтенштейна (1923-1927) в 2017 году был продан американским коллекционером и меценатом Агнес Ганд за 165 миллионов долларов.
Искусство Лихтенштейна основывалось на комиксах и апеллировало к массовому сознанию, что до сих пор вызывает споры у критиков (является ли это искусством вообще).
В 1958-1960 Лихтенштейн оставляет абстрактную живопись и все больше приближается к эстетике комикса. Его манера производна от печати. Из типографских оттисков перенимает мелкую сетку и имитирует ее вручную – ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ЕГО ЖИВОПИСИ.
Увеличивал картинку комикса полумеханическими способами до размеров большого полотна.
- Заимствованный имидж (комекса) помещается в иной контекст (самостоятельного живописного полотна): изменяются масштаб, материал, обнажается прием или технический метод (например растр печать), выявляются информационные помехи – (дефекты  фотоснимка или оттиска (артефакты).
Тем не менее, пытаясь апеллировать не к индивидуальности, а к массовому созданию, он ВОЗРОДИЛ НАПРАВЛЕНИЕ поп-арта в Америке наряду с Энди Уорхолом. Адаптировал его под культуру ХХ века. Утвердил НОВЫЙ СТИЛЬ в искусстве. Который в свою очередь породил видеоарт, предметню инсталяцию и другие формы.
Поп-арт – это попытка внести массовое искусство в контекст элитарного искусства. Все стали понимать, что деление искусства на массовое и элитарное является условным  и с таким же успехом можно изображать не только рекламу Кока-колы или трагикомедию героев комикса, но и элитарное искусство. Лихтенштейн проделал со зрителем коварную манипуляцию – он в его сознании уравнял изображение разной обыденной ерунды с тем, что раньше у этого зрителя ассоциировалось с понятием «искусство». Оно даже пониже расположилось. Стиральная машинка или духовка нам куда ближе чем Джаконда и радости от них больше. Такая вот ирония.
Несмотря на то, что художник выставляется с 1951, признание приходит лишь в 1960-1961, причем этому ИНТЕРЕСУ ПРЕДШЕСТВУЕТ СКАНДАЛ. Барбара Роуз, историк искусства, скажет по поводу произведений поп-арта: «Я воспринимаю эти картины как неуважение. Меня возмущает тот факт, что ты вынужден рассматривать в галерее то, что должно рассматриваться в супермаркете».  На что художник ответил:
«Поп-арт пользуется бытовыми предметами, принадлежащими миру потребления, а этот материал – обычно лишен какой-либо формы чувственности… меня интересует именно этот вид анти-чувственности…».   
И вскоре Лихтенштейна признают одним из самых выдающихся представителей поп-арта. 
Давайте обратимся к самому произведению:
Используются 3 основных цвета дешевой типографской печати: синий желтый, красный – как и в других произведениях. Это характерная черта поп-арта.
Композционный центр – глаза девушки. Облако со словами художник выводит именно к ним, т.е. к зеркалу души, а  не к ее губам. Получается, девушка и молодой человек, надо думать художник изобразил себя, не говорят, а думают!!! И думают они вот, что: «Бред, дорогая, эта картина шедевр! О, скоро у тебя будет весь Нью-Йорк, требующий твоей работы!» Заметьте, лицо мужчины очень решительно настроено на бескомпромиссную победу.
В данном случаи мы видим элементарное программирование зрителя. Художник задает нам программу, мы ей следуем. Как лодку назовёшь, так она и поплывет. «Шедевр» - значит будет шедевр. Зрители покорнейше с этим согласились. Люди, они ведь очень доверчивы и любят действовать согласно чужим инструкциям. И вот уже почти как 60 лет возводят эту картину в шедевр. Такое название как «Шедевр» – беспроигрышный вариант!!!
Архетип (прообраз, прасимвол, прафеномен): Люди в клетке – только искусство свободно (зарешеченное окно, и только на обороте изображенной картины подсвечивается небо, облака).
Большая часть вырученных средств направлена в фонд поддержки реформы уголовного правосудия.