Рогир ван дер Вейден. Женский портрет

Алина Алексеева-Маркезин
Рогир ван дер Вейден.Женский портрет.(Леди в марлевом головном уборе) 1435г. 47см на 32 см. Государственный музей , Берлин

        Крупнейший мастер нидерландского Возрождения, Рогир ван дер Вейден (1400-1464) был выдающимся художником-портретистом, ярким подтверждением чему является «Женский портрет», столь же прекрасный, сколь и загадочный.
Ван дер Вейден был поглощён портретной живописью к концу жизни и высоко ценился последующими поколениями художников за проницательную передачу характера изображаемого образа.

    На голове женщины очень интересный головной убор-эннен. В XV веке они приобрели огромное значение , а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи.Эннен делали из полотна и прозрачной шелковой ткани, огромных размеров и скромной формы, из жесткой и мягкой ткани на каркасе, задрапированном искусно и сложно.
     Жены мастеровых и служанки закрывали головы покрывалами, которые они ловко набрасывали, располагая их самым живописным образом.
Чепцы достигали таких размеров, что дали повод очевидцу написать: "Рядом с дамами, одетыми в эннин, мы чувствовали себя жалкими кустиками в дубовом лесу".
 Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали.  Высота эннена  зависела от степени знатности.

 На этом  портрете Рогира  ван дер Вейдена руки женщины крепко сжаты в молитве, а выражение ее лица  смиренно. Она смотрит прямо на зрителя, создавая близкий психологический контакт между зрителем и художником.

    У женщины  необычайно яркие, большие и привлекательные голубые глаза.
Вертикали ее головного убора сливаются с линиями ее плеч и груди, в то время как горизонтальные складки вуали расположены напротив линии, образованной ее верхней и нижней губами.
     Учитывая индивидуальность ее черт, очевидно,что моделью была реальная женщина.  Её простая  одежда, характерные черты лица и головной убор, говорит о том,что она , вероятно, принадлежит к среднему классу.

     Широко распространено мнение, что возможно моделью послужила жена художника  Элизабет Гофферт, хотя это и не было доказано.
 
       Портрет похож на другие женские портреты Рогира ван дер Вейдена и Роберта Кампена . На самом деле их женские портреты сложно отличить.
Портрет находился в коллекции Princess Soltikoff в Санкт-Петербурге, пока не был приобретен Берлинским государственным музеем в 1908 году.