Самые дорогие картины в истории. Часть 1. Вводная

Наталия Бондарчук
Добрый день, друзья!
Меня зовут Наталия Бондарчук, я кандидат искусствоведения, занимаюсь исследованиями в области истории и теории искусства уже более 12 лет.
Сегодня мы вместе с вами окунемся в таинственную атмосферу, проведем увлекательное исследование феномена искусства и его коммерческой стоимости, познакомимся с самыми дорогими произведениями сегодняшнего дня.
Рынок искусства во многом таинственен, он скрыт от глаз обывателя. Но мы с вами попытаемся раскрыть секрет популярности отдельных художников и творческих направлений, и конечно мы затронем нашумевшие похищения.
Совсем скоро вы узнаете, что сколько стоит? Почему то или иное произведение стало «иконой»? Кто из художников сумел создать собственный бренд? Т.е. пройдем с вами по лабиринтам арт-рынка.

- Есть среди вас те, кто посещает музеи, галереи, выставки?
- Какие вопросы возникают у вас при взгляд на то или иное произведение искусства? (подумайте)

Когда в музее или на выставке вы останавливаетесь перед произведениями искусства, в первую очередь вас вполне закономерно заинтересуют две вещи: «Нравится мне это?» и «Кто автор?». Перед произведением искусства в аукционном зале или галерее арт-дилера в первый момент вы зададите себе те же вопросы, но вслед за ними немедленно последуют другие, куда более циничные: «Сколько это стоит?», «Сколько это будет стоить через десять лет?» и «Что обо мне подумают, увидев это на стене у меня дома?».
Сейчас мы с вами попытаемся проследить, как меняется финансовая ценность предметов искусства в зависимости от художественной моды. И в самых бесстыдных деталях исследовать отношения искусства и денег, одновременно предосудительные и бесконечно любопытные. Вместе с вами выявим факторы, определяющие финальную цену произведения искусства. А также оценим художественных вкус, который складывается ныне, в первой четверти ХХI века.
НУ что, начнем?
Оказывается, многие из факторов, формирующих стоимость художественного произведения оказываются забавными, циничными и даже абсурдными:
1. Авторство и значимость художника в контексте истории искусства влияют на выбор покупателя и стоимость картины.
- начало или завершение того или иного этапа в истории искусства.
2. МИФ О ХУДОЖНИКИ создают и поддерживают искусствоведы (много пил и рисовал. Рисовать в нетрезвом виде не возможно). 
Бэкграунд художника. Особенно ценится романтическая, пленительная аура мифа и даже трагический ареол вокруг личности. Приведите примеры.
 Например, независимо от значимости Ван Гога с точки зрения искусствоведения (он нараду с Гогеном и Сезаном стоял у истоков постимпрессионизма, т.е. стал родоначальником целого направления в искусстве), его жизнь окружена романтическо-трагическим ареолом: соответственно тем ценнее в эмоциональном и финансовом смысле представляются его работы коллекционеру. Приведите примеры (Леонардо да Винчи-нетрадиционная ориентация, подогрела интерес и книга Код да Винчи (многозадачен) 
Это подталкивает художника к мистификациям, выдумкам о себе.
- Кто из художников-мистификаторов вам известен? (Сальвадор Дали)
3. Особенно ценятся произведения душевнобольных художников.      
- Как вы думаете, почему? (Считается, что эти работы могут приоткрыть занавес непознанного, потустороннего, доселе неведомого).
4. Определенные темы и стили. Ответ на вопрос «Нравится ли мне тот или иное произведение?» - зависит не только от наших личных предпочтений, но и от художественного вкуса широких кругов общества, а он постоянно меняется. В различные исторические эпохи зрители требовали от искусства совершенно различного содержания, а потому сюжеты и стили последующие поколения могут оценивать абсолютно по-разному, в том числе и в денежном эквиваленте. Однако, невзирая на постоянную изменчивость спроса, определенные сюжеты и стили вполне ожидаемо продаются лучше других.
Заранее предупреждаю, что причины, по которым одно продается, а другое нет, бывают очень странны и таинственны, но чаще грубы и примитивны.
 Разумеется, высокий художественный уровень непременно увеличивает рыночную стоимость картины. К тому же, если рассматривать лучшие произведения искусства, разница в стоимости отличной работы и работы высочайшего качества – велика. Именно этот разрыв и оправдывает существование рынка: в этом отношении рынок устанавливает достойные ценностные ориентиры. Он не только безошибочно выделяет лучшее, но и решительно отделяет лучшее от хорошего.
Но как же рынку это удается?
- Друзья, как вы считаете, трудно ли определить художественный уровень картины? (очень).
Но есть ряд факторов, способных в этом помочь:
- колорит (ЯРЧЕ),
-композиция,
-завершённость (незавершённость) картины,
- ее эмоциональное воздействие на зрителя,
- отношение к природе и всему живому.
И наоборот, почему у нас появляются какие-то сомнения в качестве картины, снижающие ее цену? Она
- не завершена,
- потемнела,
- обнаруживает слишком очевидные следы реставрации
- или на ней изображено что-то неприятное?
- Или, самое ужасное, это подделка?
Подобно тому как бэкграунд художника влияет на восприятие его личности и творчества,  бэкграунд конкретного произведения искусства воздействует на его репутацию:
- в чьей коллекции оно побывало,
- где выставлялось,
- через руки каких арт-дилеров прошло.
Все вышеперечисленное составляет ПРОВЕНАНС картины, т.е. историю владения художественного произведения.
Если произведение искусства, которое вы покупаете, ранее находилось в ЗНАМЕНИТОЙ частной КОЛЛЕКЦИИ, это повысит его цену, ведь побывав в известном собрании, картина словно бы получает «высочайшее одобрение», и за ее провенанс отныне можно не опасаться. Например: Сезанн из коллекции Меллона будет стоить дороже, чем та же картина из собрания коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным. Сходным образом имена некоторых прежних владельцев картины могут вызвать у посвященных оправданную тревогу. Например, как было установлено в результате расследования, некоторые арт-дилеры торговали предметами искусства, похищенными во время Второй мировой войны. Если не удастся доказать, что картина не была украдена и если она побывала в руках у одного из сомнительных дельцов, стоимость ее значительно понизится. Возможно, ее не удастся продать вовсе. Т.е. имя рейхсмаршала Геринга в списке бывших владельцев далеко не всегда поможет вам продать картину, даже если он приобрел ее совершенно законно.               

- А теперь давайте преступим к делу!
- Перед вам ТОП самых дорогих произведений искусства на сегодняшний день. Попробуем проанализировать каждое  из них, чтобы понять, почему же та или иная картина стоит столь дорого. Каждый из представленных мастеров – на сегодняшний день – это бренд: