Изучаем немое кино. Бастер Китон. Часть 4. Три эпо

Алекс Свитт
Изучаем немое кино. Бастер Китон. Часть 4.

И вновь данный проект превращается…

«Брюки превращаются… Превращаются брюки…» («Бриллиантовая рука»). 

В «250 лучших фильмов всех времён и народов»!


Ох, уж мне этот Бастер… Я уже столько о нём узнал за последние две недели, что он стал мне, как дядя. И так происходит со всеми, кого изучаешь серьёзно, от «А» до «Я», словно, он действительно твой родственник. Дальний. Оче-ень дальний родственник…

Не скажу, правда, что полюбил его, как актёра, но, если быть абсолютно честным, то как режиссёр, сценарист, каскадёр и поставщик трюков – он мне глубоко симпатичен. Даже больше этого. Я увидел, наконец-таки, те самые опасные вещи, на которые решился потом Джеки Чан, осознав, что повторить Брюса Ли не удастся и нужно делать что-то другое, чтобы понравиться, запомниться, ну, и войти в историю кино…

Возвращаясь к графику, я увидел, что…

1. Первые работы.
2. Короткометражные ленты.
3. Полноформатное кино.

Что первые два пункта, прошли для меня почти незамеченными. То есть, я благодарен за знакомство и уверен, что из этих историй стоит сделать несколько видео нарезок, запомнить самые крутые трюки, но всё остальное – передать новому зрителю, решившему познакомиться с немыми комедиями первой половины XX-го века. Раз из 29 фильмов, мне по-настоящему понравился только один («Одна неделя»), то, что себя мучить? Скажем «Спасибо за просвещение!» и пойдём дальше - к последнему, третьему пункту.

Полноформатное кино.

Ну, и сразу же натолкнёмся на шедевр!

«Три эпохи» (США, 1923, 63 минуты).
А для этого откроем книгу, как в классических заставках «Диснея» и…

Откроем книгу? Минуточку. У нас кино 1923-го года! Не будем пока эту отличительную фишку приписывать Бастеру, вдруг был кто-то раньше, но, братцы, это звоночек! И ещё один несомненный плюс немому кино. Ох, как много нужно смотреть, изучать, читать, чтобы знать... Вернёмся к книге… Итак, открываем и… 


«Если вы мысленно пробежитесь по истории, то увидите, что единственное остаётся неименным со времён Сотворения Мира – это любовь. Любовь – это незаменимая ось, вокруг которой вращается мир».

«Лучше всего это можно доказать, сравнив истории любви из трёх различных эпох. В качестве примера, мы выбрали Каменный век, Древний Рим и современность».

(Из вступления к данному фильму).

Гениально! Тут даже говорить больше ничего не нужно… Три эпохи для сравнения, одни и те же герои, прекрасно смотрящиеся в каждой из них, неповторяющиеся шутки, лихой, интригующий, завораживающий сюжет, любовная история, необычно разбитая на главы. Гениально!!!..

Парень – Бастер Китон.

Девушка – Маргарет Лихи. Хорошо и мило играла. Чётко передавала эмоции, чувства.  Станиславский во мне молчал. Я ей верил и хотел, чтобы она досталась Бастеру.

Злодей – Уоллес Бири. Ура! Слава богу! Не этот, не любимый мною Джо Робертс, который у Китона во всех фильмах. Уже хорошо! Приятно было смотреть. А Уоллес, кстати, отменно сыграл злодея. Мне понравилось.

Отец девушки – Джо Робертс. Ха-ха! Вот это роль как раз для него. Пусть будет чуть-чуть подальше от главных героев.

Мать девушки - Лиллиен Лоуренс. Зачёт. Ну, и некоторые другие персонажи.

Режиссёр: Бастер Китон. Сценарий: Клайд Бракман, Джозеф Митчелл, Бастер Китон.

Мне понравилось всё! Грим, атмосфера, показанные места, восприятие актёров в трёх разных эпохах, декорации, атрибутика, чёткие главы сюжеты, приключения, выбор девушки, состязания, дуэли, финал. Всё!..

Бастер – гений! Я не знаю, как он умудрился снять такое после откровенных глупостей, что показывал в своих короткометражных лентах. Ведь меня удивило отсутствие таковых в этом фильме! Я даже ждал подобного (мол, снова жарить рыбу в лодке, а потом удивляться: почему это она тонет)! Но здесь этого не было! Всё было настолько логично, последовательно, находчиво и неглупо, что я чуть в осадок не выпал. Да как так-то?!!

А юмор, шутки с барышнями и головокружительные трюки – меня просто убили! На месте сразили! Ну, даёт…

Между прочим, «Флинтстоуны», наверняка, что-то отсюда себе взяли. И Джеки Чан тоже! Да, вообще, из всего фильма можно сделать школьный спектакль, номера в КВН, несколько отдельных сценок на простую любительскую камеру, телефон!!!.. Ах, Бастер. Так поразить после 29 средненьких историй. Понять гениев трудно. Если у них получается – ими можно только просто молча восхищаться… По-другому – никак!..

Молча… Хм… И фильм немой. И век на дворе XXI-й. И смотрел я всё это на “YOUTUBE”, а не в старом кинотеатре с потёртым кинопроектором, где мог бы сказать: «Билли, заряжай» (отсылка к картине «Человек с бульвара Капуцинов»). Но пробирает, берёт за живое, проникает в самое сердце. Понимаю и воспринимаю на «ура!». Нда… Дела… 

Даже не знаю, что меня больше убило во время этих трёх просмотров данной истории (ах, да! Я же не раз, и не два, а целых три раза его посмотрел. С паузой в несколько дней, чтобы всё честно было): 1) сами эпохи, 2) лихой сюжет, 3) ОТСУТСТВИЕ ГЛУПОСТЕЙ и ЖЕСТОКОСТИ, 3) находчивость и юмор, 4) интересные приключения, 5) возможность поставить всё это в качестве спектакля… Не ведаю. Просто не могу сказать. Наверное, всё вместе.

В «Трёх эпохах» Китон, почему-то приблизился к тем великим штампам, которые я так обожаю в кино. И это не было не перемещением во времени, к которому мы привыкли, мол, парень из XX-го века попадает в Каменный, нет! Это было совсем иначе! Без смешивания! Всё происходило в своё время, но так, что тебе, простому зрителю, было интересно глядеть, наблюдать, гадать и представлять, типа, а что же будет показано с теми же героями, но в другой эпохе? И всё без повторений. Каждый раз что-то новое. Гениально, Бастер! Просто гениально!..

Про финальный, безбашенный трюк, что был показан в эпохе «Современность» - снимаю свою шляпу. Его я перекручивал несколько десятков раз, каждый раз поражаясь тому, что так можно сделать в начале XX-го века!!!..

Если продолжать ещё что-то рассказывать про это творение, то лучше сразу превращать это в курсовую работу, изучать, сравнивать, где те или иные моменты я видел раньше у других товарищей (подкат к крупной барышне в Каменном веке, был, например, как у Бенни Хилла, но Бастер-то раньше по годам!). Поэтому лучше остановиться и закончить на этом, подчеркнув главное - такие ленты не должны залёживаться на полках и пылиться!!!..

Браво, мистер Китон. Спасибо вам, прежде всего, за сильное удивление. Думал, что вы сдулись, а вы только начали набирать обороты, устав немного от однообразия в  короткометражных фильмах. Браво! Это рука мастера…

10 из 10 на века

Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.