Притча о слепом юноше

Сергей Круль
В одном далёком селе, между гор, жил слепой юноша, с детских лет не видевший белого света. Пока живы были родители, он ни в чём не нуждался, мать и отец кормили его, одевали и содержали жилище в чистоте и уюте. Когда же родители ушли на покой, а это рано или поздно случается со всеми, юноша в полной мере познал тяготы и лишения. С утра до вечера он сидел неподвижно на циновке и плакал от бессилия. Трудно жить одному, ещё труднее жить незрячему. Понемногу все пришло в запустение – сад зарос сорняком, глинобитная постройка покрылась трещинами и вдобавок ко всему, стала протекать черепичная крыша. Добрые люди, увидев горе юноши, пришли на помощь. Одни вскопали сад и очистили его от сорняков, другие починили крышу, третьи стали замазывать трещины. И каждый день приносили еду – две-три рисовых лепёшки и кувшин козьего молока. И жизнь юноши наладилась. Фарах, так звали юношу, стал выходить из дома и подолгу сидел на крыльце, глядя на небо. Он не знал, что такое небо и как оно выглядит, но отец говорил ему, что небо находится вверху и чтобы его увидеть, нужно задрать голову. Фарах задирал голову, но ничего, кроме пустоты, перед собой не видел. Еще отец говорил, что на небе живет солнце и что всё живое поклоняется ему, ибо солнце – это свет, тепло и радость всего сущего. И снова Фарах задирал голову, но ничего так и не видел. От невозможности увидеть солнце юноша безутешно плакал. И добрые люди, чтобы скрасить одиночество слепого юноши, стали нахваливать его красоту.
- Ах, как красив наш Фарах, - говорили одни.
- Посмотрите, он затмевает солнце, - вторили другие.
Кто первым сравнил красоту юноши с солнцем, сейчас и не вспомнить, но только напрасно он так сказал. И юноша возгордился собой, гордыня поселилась в его сердце. Теперь он, Фарах, солнце, он освещает путь заблудшим и помогает нуждающимся. Люди, поклоняйтесь Фараху!
И люди поняли, что совершили ошибку. По-прежнему они помогали Фараху, но де-лали это не по любви, а из необходимости. Не бросать же слепого юношу на произвол судьбы.
И так случилось, что через село в это время проходил караван, в котором ехал цели-тель, способный творить чудеса. И зашел целитель в дом, где жил Фарах, и, увидев слепого юношу, спросил его.
- Как ты себя чувствуешь?
- Плохо, - опустил голову юноша. – Я слепой и оттого все мои беды. 
- Хочешь, я излечу тебя?
- Хочу, - заплакал Фарах. – Очень прошу, великий Саид, верни мне зрение. Я хочу видеть мир.
- Увидеть мир и себя в нем – непростое испытание. Готов ли ты выдержать его? - спросил целитель.
- Готов, - ответил Фарах. – Ибо худшей доли, чем моя, я не пожелаю никому.
- Закрой глаза и не открывай их, пока я не скажу, - сказал целитель и взмахнул па-лочкой.
Долго текло время, дольше самой жизни,  и вот, наконец, откуда-то сверху, прозву-чали слова – открой глаза, Фарах! Мир перед тобой, он ждет тебя.
Фарах задрожал и закрыл глаза рукой. Он боялся, что открыв глаза, по-прежнему он увидит пустоту, ту, что сопровождала его с детства. И это пугало его. Но помня данное це-лителю обещание, Фарах вышел из дома и только тогда открыл глаза. То, что он увидел, не подлежало описанию. Цвели сады, полные благоухания, розы всех цветов и оттенков покачивались на тонких стеблях, пели птицы, всяк на свой лад, а вверху, на краешке неба, покоилось огромное солнце – свет, тепло и радость всего сущего. Так говорил отец. Неужели и моя красота, подумал Фарах, так же велика и прекрасна, как это солнце?
Фарах был беден и в его доме не было зеркала. И он помчался к реке, чтобы убе-диться, так же он красив, как говорят люди. Подбежав к реке, Фарах заглянул в воду и увидел в ней своё отражение. Разочарование и досада постигли юношу. Фарах увидел лицо человека, скорее некрасивого, чем красавца, лицо чужого ему человека.
Юноша в плаче бросился на траву. Люди обманули его! Лучше было бы ему остаться незрячим и жить в мире иллюзий, чем видеть мир таким, каким он есть на самом деле. Увидеть мир и себя в нем – непростое испытание, вспомнил он слова целителя. Фарах встал и подошёл к краю обрыва, готовясь покончить счёты с жизнью.
- Что ты собрался делать, прекрасный юноша! – прозвенел девичий голос.
- Кто здесь? – обернулся Фарах и увидел девушку. – Что ты здесь делаешь?
- Я заблудилась, - ответила девушка. – Вот уже неделя, как я ищу свой дом и не могу найти. Помоги мне найти мой дом!
- Откуда мне знать, где твой дом, - в раздражении ответил Фарах. – Я ведь никогда его не видел.
И тут юноша увидел, что девушка слепа, так же слепа, каким и он был совсем недавно. И размягчилось сердце Фараха.
- Ну, так как? – спросила девушка. – Ты проводишь меня?
- Пойдем, - согласился Фарах, взял девушку за руку и они пошли в село. Перед ними расстилалась высохшая степь, пели цикады, и высоко в небе парила фигура коршуна.    
- Как твое имя? – спросил Фарах.
- Лейсан, - ответила девушка. – А твое?
- Родители назвали меня Фарахом, - ответил юноша.
- Фарах, - мечтательно повторила Лейсан. - Удивительно! Никогда не встречала такого красивого имени. Видимо, ты счастливый человек, раз Господь и родители наградили тебя таким именем.
- Ничего особенного в моем имени нет, - ответил Фарах. - Скажи, бедная Лейсан, как ты находишь дорогу? Ты же слепая, ничего не видишь, – спросил Фарах.
- Ты ошибаешься, Фарах, - сказала Лейсан. – Глаза видят только то, что снаружи, а душа проникает повсюду. Я вижу душой. И я не бедная, беда не пристает ко мне, а бога-тая, ибо в моем сердце живет Бог.
Чудеса, подумал Фарах и сердце его оттаяло окончательно.
- Ну, вот мы и пришли, - сказал Фарах и провёл девушку в дом. – Сейчас я буду тебя кормить. Скажи, ты голодна?
- Нисколечки. Мне бы поспать, - попросила Лейсан.
- Я постелю тебе на топчане, - сказал Фарах. - А пока я буду готовить постель, съешь рисовую лепёшку и выпей стакан козьего молока.
- Зачем? Не надо, - пробовала отказаться Лейсан. Но, видимо, была так голодна, что не удержалась, отломила кусочек лепёшки и немного отпила молока из стакана.
Фарах и оглянуться не успел, как девушка забралась на топчан, свернулась клубком и вскоре же заснула. Юноша укрыл девушку покрывалом и вышел на крыльцо.
Перед Фарахом раскрылось необъятное небо, усыпанное звёздами, и луна, озорно подмигивая и покачиваясь, освещала землю золотисто-желтым светом. И снова заплакал Фарах, только теперь слезы его были счастливыми. Юноша почувствовал жжение в груди, первый признак зарождающейся любви.   
И увидели люди, что к Фараху вернулась доброта, что стал он таким, каким был прежде. И пришли на двор расспросить, в чем причина чудесного излечения. Долго отпи-рался Фарах, не желая говорить правду и боясь навредить девушке, и все же не устоял, рассказал все, как было. Люди довольные разошлись по домам, и стали собирать подар-ки, готовясь к скорой свадьбе. А как же иначе? Раз парень привел в дом девушку, свадьбы не избежать.
Прошла ночь, и наступило утро. Лейсан проснулась и позвала Фараха.
- Фарах, где ты?
- Я здесь, моя Лейсан, - Фарах подошел к топчану и склонился над девушкой. – Ты проснулась?
- Как ты сказал - моя Лейсан? - спросила девушка. – Это правда, ты полюбил меня?
- С первой минуты, как увидел тебя, - признался Фарах. – И хочу, чтобы ты вышла за меня замуж.
- Я не ровня тебе, - опечалилась Лейсан. – Слепая девушка не может доставить сча-стья здоровому юноше.   
- Неправда! – вскричал Фарах. – Всю жизнь я был таким же, как ты, и только случайная встреча помогла мне исцелиться и прозреть, прозреть телесно. А с тобой я прозрел духовно. Ты вернула меня к жизни, и я буду вечно благодарить Бога за это! Но если ты откажешься стать моей женой, я стану самым несчастным человеком на земле!
И Фарах зарыдал, уронив голову на колени Лейсан.
- Не плачь, Фарах, я стану твоей женой, - сказала Лейсан. – И как ты мог в этом усомниться? Покажи мне твое село. Вставай, пойдем.
На ту минуту возвращался из дальней дороги караван и целитель, увидав Фараха, спросил его. 
- Как твои дела, юноша? Вижу, ты справился с испытанием.
- Спасибо, великий Саид, - поклонился целителю Фарах. – Теперь я понимаю, что жизнь дана человеку на счастье, только счастье надо суметь разглядеть.
- Мудрые слова говоришь, юноша, - сказал целитель. – А кто это рядом с тобой?
- Лейсан, моя невеста, - ответил Фарах.
Внимательно посмотрел целитель на девушку и понял, что та слепа. Пришла пора и ей помочь, подумал целитель. Нельзя останавливаться на половине пути.
- Отвернись, юноша, и не поворачивайся, пока я не скажу, - сказал целитель. - По-дойди ко мне, девушка.
Лейсан подошла к целителю.
- Закрой глаза, - сказал целитель и взмахнул палочкой.
Лейсан подождала немного и открыла глаза. И увидела просторный двор, сад, в цветах, глинобитную постройку и шумную улицу, по которой шли люди - всё, что было перед её глазами. Какой-то юноша стоял к ней спиной. Лейсан поняла, что это Фарах.
- Фарах, - тихонько позвала девушка.
Фарах обернулся.
- Ты видишь меня? – спросила девушка.
- Вижу, - прошептал Фарах.
- Теперь и я тебя вижу, - так же шепотом ответила Лейсан.
- Целитель вернул тебе зрение! О, счастье, - воскликнул Фарах. – Но где он? Лейсан, ты не видела целителя?
- Он ушел, - ответила Лейсан. – Он сделал свое дело. И теперь нам продолжать его.
 И Фарах, улыбнувшись, сказал.
- Тогда побежали, - и, взявшись за руки, Лейсан и Фарах побежали навстречу солнцу, поднимающемуся из-за гор.