Ч. 161 Малой кровью и на чужой территории

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/12/18/2046

Подготовка к операции велась очень продуманно. Военное министерство выделило деньги, на которые купили товары для торговли в Азии. Купцов-консультантов использовали «в тёмную», они действительно были уверены, что товары закупаются для торговли.

Сформировал караван купец первой гильдии Николай Николаевич Коншин. Судя по всему, его частично посвятили в замысел. Без консультации опытного купца военным было не обойтись. Наняли погонщиков, назвав им совсем другое направление в ближайший персидский город.
 
Проводником был проверенный человек, давно тайно сотрудничавший с русскими. В английском написании его имя звучало как «Косик». Он же формально был и старшим в караване, руководил торговлей.

Алиханов-Аварский и Соколов тщательно подобрали добровольцев из солдат и казаков, которых хорошо знали лично  и на которых могли положиться. Им пообещали хорошую денежную награду в результате продажи товаров.

Не говоря об истинной цели предприятия,  оба офицера сказали солдатам, которых они отобрали, что командование разрешило группе солдат под командованием Алиханова охранять русский караван в Персию. Предупредили, чтобы держали язык за зубами, мол, иначе будет много желающих подзаработать.

Всех вооружили винтовками Бердана № 2 и револьверами Смита-Вессона. Винтовка Бердана была создана американским изобретателем полковником Хирамом Берданом. В доработке винтовки в России участвовали и русские конструкторы.

Караван прибыл 18 сентября 1881 года в Асхабад_- так назывался туркменский посёлок, на месте которого быстро построили военное укрепление. Для отвода глаз Косик некоторое время продавал товары русским солдатам и офицерам.

Он же установил контакт с туркменами из Мерва, откуда приехала группа туркмен во главе с Баба-ханом. Этому знатному туркмену Косик пожаловался, что, мол, торговля идёт в Асхабаде плохо, и тот предложил ему привести караван на базар в Мерв.

Всё получилось как нельзя лучше. В феврале 1882 года караван направился в путь. Когда удалились на большое расстояние, Алиханов объявил погонщикам верблюдов, что караван направляется в Мерв.

Те взбунтовались, заявили, что туда ехать опасно, и они хотят вернуться домой. В ответ Алиханов пообещал связать их, как баранов, и отправить на нескольких верблюдах в Асхабад, а с остальными верблюдами его люди управятся и без погонщиков.

Бунт был сразу подавлен. На персидской границе караван встретил персидский чиновник в сопровождении вооружённых всадников.

На вопросы, кто такие и куда следуют, Алиханов через переводчика Косика ответил, что это русский караван, принадлежащий Северин-Беку,  начальник каравана он, Максуд из Казани, а  его помощник Платон-ага из Тифлиса. Караван направляется в священный город Мешед.
 
Он назвал ложную цель каравана, чтобы весть о нём не достигла Мерва раньше времени. В пути караван попыталась атаковать вооружённая банда из сорока всадников, но, увидев берданки и револьверы, бандиты, вооружённые старыми фитильными ружьями, отказались от своего намерения.

У меня нет возможности подробно описать путешествие разведчиков, которых подстерегали немалые трудности в пути и от самой дороги, и от возможности оказаться ночью с перерезанным горлом.

Скажу лишь, что отряд выполнил свою задачу. Соколов с двумя помощниками произвёл съёмку пути, Алиханов составил подробное описание, указав все колодцы  и препятствия на  пути, оценил возможности получения фуража и продовольствия.
 
Мерв был более богатым оазисом, чем Геок-Тепе. Там не ожидали нападения, и никто к этому не готовился. Англичане всё же узнали о походе Алиханова.
 
Лорд Дерби в разговоре с русским послом графом Петром Андреевичем Шуваловым предупредил его, что вступление русских войск в Мерв  будет означать сasus belli —юридический термин времён римского права: формальный повод для объявления войны.
Однако русское правительство, просчитав все варианты, пришло к выводу, что англичане из-за Мерва войну не начнут.
 
Участников разведывательной экспедиции щедро наградили. На следующий год Алиханов-Аварский, уже в звании штабс-ротмистра, в сопровождении перешедшего на службу в русскую армию одного из бывших руководителей обороны Геок-Тепе майора Махтумкули-хана во второй раз отправился в Мерв с требованием к населению оазиса принять русское подданство.

Их сопровождала вооружённая до зубов внушительная охрана. Не желая повторения участи жителей Геок-Тепе, население Мерва присоединилось к России без боя. Немалое значение имело присутствие Махтумкули-хана.

25 февраля 1884 года войска под командованием начальника Закаспийской области генерал-лейтенанта Александра Виссарионовича Комарова вошли в Мерв.

В самом городе русские войска встретили сопротивление в крепости, но оно было быстро подавлено. Начальником нового Мервского округа назначили ставшего подполковником Максуда Алиханова-Аварского. Занятие Мерва позволило сомкнуть русский фронт на юге Средней Азии. Теперь на пути был Афганистан.

Английская разведка докладывала, что русские офицеры говорили: «Нам нужна дорога в Индию».

Русские генералы рассуждали логично: если кучка англичан, чьи дома находятся чёрт знает где далеко от Индии, сумела покорить многомиллионное население огромной страны, то уж нашим солдатам и казакам решить такую задачу по плечу, тем более что и маршировать туда не так уж далеко.

От одного взгляда на карту дух захватывало от будущих размеров империи.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/12/21/1202

На фотографии: Переодетые русские военные участники экспедиции. Сидят слева направо - Алиханов-Аварский, Косик, Соколов