Азбука Ахматовой - Брик Лиля и Осип, Ьродский

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Брик Лиля, Брик Осип, Бродский

Брик Лиля

БРИК ЛИЛЯ ЮРЬЕВНА (ЛИЛИЯ УРИЕВНА КАГАН) (1891, Москва -1978, Москва). Жена Осипа Брика, возлюбленная Маяковского. Впоследствии жена Примакова. Покончла самоубийством, сломав бедро и узнав, что никогда не встанет с постели, приняла снотворное. Эльза Триоле, родная сестра Лили, - жена Арагона.

26 апреля 1959. Лиля всегда любила “самого главного”: Пунина, пока он был “самым главным”, Краснощекова, Примакова... Такова была ее система.
___________________
Я ее видела впервые в театре на “Продавце славы”, когда ей было едва 30 лет. Лицо несвежее, волосы крашенные, и на истасканном лице - наглые глаза.
_____________________
11 ноября 62. Потом заговорили о Мандельштаме, припомнила, что термин «внутренние эмигранты» пустили в ход относительно ее и Мандельштама – Брики.
- Знаменитый салон должен был бы называться иначе, слово совсем на другую букву. И половина посетителей - следователи. Всемогущий Агранов был Лилиным очередным любовником. Он, по Лилиной просьбе, не пустил Маяковского в Париж, к Яковлевой, и Маяковский застрелился.
                Л.Чуковская. Записки об  Ахматовой 

* * *
Брик Осип, литератор

БРИК ОСИП МАКСИМОВИЧ (1888, Москва  - 1945, Москва) , литератор. Друг  В. Маяковского. Его жена Лиля Брик, была любовницей В. Маяковского.

Я любила заниматься любовью с Осей. Мы запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал.
                Л. Брик

...Общаться с ними мне было трудно: весь стиль дома - не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского. Не понравились рябчики на столе, и анекдоты за столом... Более всех  невзлюбила я Осипа Максимовича: оттопыренная нижняя губа, торчащие уши и главное - тон не то литературного мэтра не то пижона...
_______________________
Очень плохо представляю себе там, среди них, Маяковского, - сказала я.
- И напрасно, - ответила Анна Андреевна. - Литература была отменена, оставлен был один салон Бриков, где писатели встречались с чекистами...
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

* * *
Бродский Иосиф

БРОДСКИЙ ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1940, Ленинград - 1996, Нью-Йорк), поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987. Похоронен по завещанию в Венеции. Отец Александр Иванович Бродский. Мать Мария Моисеевна Вольперт.

Иосиф, мы с вами знаем все рифмы русского языка...
                А.Ахматова

Бродский ведь ее открытие, ее гордость.

19 сентября 62. Потом Анна Андреевна показала мне стихи Иосифа Бродского, поднесенные ей вместе с розами. Из этих стихов молодого поэта она и взяла строчку «Вы напишете о нас наискосок» - взяла эпиграфом к своему стихотворению «Последняя роза».
Л.Чуковская. Записки об Ахматовой

11 сентября 65. Освобожден Иосиф по решению Верховного Суда. Это большая и светлая радость. Я видела его за несколько часов до этой вести. Он был страшен – казался на краю самоубийства. Его (по-моему) спас Адмони, встретив его в электричке, когда этот безумец возвращался от меня. Мне он прочел „Гимн Народу“. Или я ничего не понимаю, или это гениально как стихи, а в смысле пути нравственного это то, о чем говорит Достоевский в „Мертвом доме“: ни тени озлобления или высокомерия, бояться которых велит Ф[едор] М[ихайлович]. На этом погиб мой сын. Он стал презирать и ненавидеть людей и сам перестал быть человеком. Да просветит его Господь! Бедный мой Левушка»
                А.Ахматова