К постижению сути масонства-16

Ион Жани
Масонство в России.


      Одной из главных проблем при изучении русского масонства, его развития, проникновения в Россию является недостаточность архивного материала, которая связана с, упоминаемой выше, предписанной масонскими законами, тайной.  Вообще, как ни странно, вроде бы при наличии большого количества всевозможной литературы и не только от масонов, масоны, в т.ч. русские,  оставляли не много откровений об истинной сущности своей работы. К тому же, часть из более или менее значимых работ были уничтожены в разные неблагоприятные для масонов времена, часть уничтожается  и в наши дни, дабы скрыть следы и подробности совершённых ею преступлений.  Тем не менее, в формате нашего обзора, в сетях, библиотеках можно найти немало литературы по описанию масонских ритуалов, уставов, сборников всяких, осведомлённость о которых нам никоим образом не помешает.

    Не без подачи самих русских масонов укоренилось предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена аж самим Петром Великим, сразу по его возвращении из первого заграничного путешествия. Сам Кристофер Врен, знаменитый основатель ново-английского масонства, будто бы посвятил его в таинства ордена. Мастером стула в основанной Петром ложе был Лефорт, Гордон - первым, а сам царь вторым надзирателем. Предание это, лишённое какой бы то ни было документальной основы, находит себе лишь косвенное подтверждение в уважении к Петру среди масонов. Правда это, или нет, вряд ли мы теперь узнаем в точности. Впрочем, это по сути и не столь важно. Как мы убедимся далее, масоном во все времена могли и могут быть кто угодно. Ибо, как говорится, масон-масону рознь. В смысле, главное в масонстве- это то, что не все его члены могут быть посвящены в истинную его сущность. Вспомним здесь историю с тем самым художником-фальшивомонетчиком!

     Первое,  безусловно,  достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 году, когда, как гласит официальный английский источник, гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером «для всей России». Итак, первоначальное масонство пришло в Россию, как и везде на континенте, из Англии. Но, разумеется, пока и речи не могло быть о русском масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единоплеменников, переселившихся в Россию. Этот кружок уверенно держался в течение всего периода немецкого переселения в Россию при Анне Иоановне, так как уже 10 лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для России в лице генерала русской службы Джеймса (Якова) Кейта.  Быть может, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских людей в масонский союз. Недаром русские братья считают с тех пор, именно,  Кейта основателем масонства в России.
Сведений об английском масонстве в России, когда была основана в Петербурге ложа Parfaite Union, которую английские источники называют первой правильной ложей в России, вплоть до 1771 года, незначительно . Это обстоятельство, а также, исключительно английский состав членов ложи показывает, что эта форма масонства не имела в России широкого распространения вплоть до введения, так называемой, Елагинской системы, то есть до самых Екатерининских времён. Точно также незначительно было влияние французского масонства. Очевиднее было бы ожидать распространения среди русских братьев,  немецкого масонства, в связи с немецким влиянием в стране при Анне Иоанновне. Да,  существуют достоверные сведения о связях Петербурга с берлинской ложей «Трёх глобусов» ещё в 1738-1744 гг.
   Таким образом  масонство в России начинает развиваться в сороковых годах ХVIII века, то есть уже в царствование Елизаветы, хотя всё ещё остаётся чуждым русскому обществу и вербует себе адептов главным образом среди немецкого элемента в Петербурге, лишь изредка привлекая на свою сторону некоторых представителей русской знати, близко соприкасающихся с иностранной жизнью и, быть может, вступавшей в орден во время пребывания за границей. Как убедимся далее, в этом, и только, мало что изменилось с тех пор.
    В 1747 году имел место известный допрос вернувшегося из Германии графа Головина, в поступках которого Елизавета «довольные причины имела совершенно сомневаться», потому что подозревала его в не совсем чистых сношениях с прусским королём. Так как Фридрих был известен за ревностного масона, то естественно, что Головин на допросе должен был дать откровенные показания и о своей принадлежности к масонству. Кроме себя, он назвал ещё графов Захара и Ивана Чернышёвых, как «живших в оном же ордене». В это время масонство не могло привлечь к себе значительный круг лиц русского происхождения, так как общество твёрдо стояло за православную веру. Кроме того, в те времена к масонству относились как к забаве, как к модному обществу. Любопытным свидетельством легкомысленного отношения к масонству в те времена является история вступления в орден известного Иван Перфильевич  Елагина. Впоследствии,  убеждённый масон и провинциальный великий мастер для всей России,  Иван Перфильевич изначально  вступал в братство «свободных каменщиков» (в 1750 году) только из любопытства и тщеславия. С  одной стороны его притягивала к себе знаменитая масонская «тайна», а с другой - возможность общения с людьми, «кои в общежитии знамениты» и стояли высоко над ним «и чинами, и достоинствами, и знаками. Ну и, конечно, не обошлось здесь и без «лестной надежды» заручиться покровительством «друзей, могущих споспешествовать его счастью», как тогда говорили. Запомните, пожалуйста, сии  откровения, которые наглядно свидетельствуют о притягательности масонства во все времена. 

    В конце царствования императрицы Елизаветы русская интеллигенция начинает более серьёзно относиться к масонству, приобретает к нему живой интерес. Интересов то, не так много. А тут , в этом таинственном обществе собираются практически элита своего времени. Ничего  это не напоминает  из истории о нашем добром знакомом- художнике-фальшивомонетчике и его жене?  И, как мы помним, вовсе не обязательно, чтобы все адепты этого завлекающего общества были посвящены в истинную его сущность. Если с художником-фальшивомонетчиком нам всё ясно, то относительно масонов, ещё немного терпения!  А пока, давайте продолжим знакомиться с внедрением  масонства в российскую действительность.
В Петровскую эпоху в умах русских интеллигентов прорываются неясные идеалистические искания, которые также ведут их в масонство, за новой Родиной, по Фёдору Михайловичу.

       Как можем убедиться, в первоначальный период появления и существования масонства в России характеризуется отсутствием национальной окраски масонов, а само масонское движение часто воспринимается просто, как модное развлечение.
Кратковременное царствование Петра III , хотя и было весьма благоприятным для распространения масонства, не могло ещё дать должной почвы для широкого развития масонских идей в русском обществе. Новый Им;ератор, оказывал явное покровительство масонству. Он даже подарил здание ложе «Постоянства» в Петербурге и, по преданию, сам руководил масонскими работами в Ораниенбауме. Но это обстоятельство не способствовало широкому распространению ордена, слишком сильна была вера православная в сердцах русских людей. Согласитесь, в этом есть что-то божественное, в смысле, предостерегающее Россию от чего-то не доброго! 
Известно, что мощным толчком к развитию русской интеллигентной, точнее, просветительской,  мысли послужило начало царствования Императрицы Екатерины II.
Русская общественная мысль в Екатерининское время двинулась вперёд на пути к просветительным идеям. Общественное сознание начало склоняться к религиозному содержанию масонского учения. Историки утверждают, что масонству в России ещё недоставало прочной и разветвлённой организации.
Да, настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах, когда одновременно возникают  две масонские системы, пользовавшиеся большим ус;ехом. Ложи этих систем,- так называемых Елагинской и Циннендорфской (шведско-берлинской),- работали в это время в первых трёх степенях «иоановского» или «символического» масонства, демонстративно преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Русские масоны начинали работу как над очищением от пороков греховного человека. Справедливости ради, следует отметить, что такая масонская мораль оказала серьёзное влияние на общество. Что свидетельствует об особой изощрённости тактики деяния посвящённых масонов в России в те времена. Впрочем, как мы убедимся далее, не только в те времена. Подобную изощрённость они проявляют и в наши дни. 
    Не лишним будет отметить, что главная роль в этот период истории русского масонства принадлежит Ивану Перфильевичу Елагину - государственному деятелю, историку, поэту, философу, гофмейстеру Екатерины II. Великий мастер Провинциальной Великой Ложи в Санкт-Петербурге, благодаря которому в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние.  Напомню, что в обязанности гофмейстера в Российской Империи входило управление дворцовым хозяйством и штатом придворных. Как понимаете, не последний человек во дворе, который вполне можно было бы назвать в наши дни "агентом влияния"...

    Русские ложи в этот период времени работали совершенно легитимно, но в 1784 году работы Елагинских лож были приостановлены по желанию провинциального гроссмейстера и с согласия членов лож,  без приказания со стороны высшего правительства. Видимо, появились подозрения в наступлении не самых хороших времён, как бы сегодня сказали,- прозрения государственных мужей, не равнодушных к судьбе России.  Тем не менее, масонская деятельность в Петербурге во второй половине семидесятых годов носила  достаточно активный  характер. По сути, переходы братьев от одной системы к другой,- от Строгого Наблюдения к английскому масонству, от Елагина к Циннендорфу, далее от шведско-берлинской системы к шведскому тамплиерству и, наконец, от шведской системы к розенкрейцерству,- свидетельствует о том, что не посвящённое в истинную сущность русское общество стало предъявлять к масонству новые требования и  искало  в нём ответы  на многие религиозно-философские вопросы.

     Шведско-берлинская система, в противоположность английской, дала некоторое удовлетворение масонам, искавшим истины. Однако,  так называемое,  Рейхелевское масонство скоро разочаровало большинство братьев. Новиков объясняет это так: «привязанность всех к сему масонству умножилась, а барон Рейхель больше четырёх или пяти  градусов не давал, отговариваясь тем, что у него нет больше позволения, а должно искать». Можно, конечно, допустить, что  в этих словах заключена большая истина. Вечно ищущая русская душа хотела в масонстве найти глубину, соразмерную глубине души. Русские братья не удовлетворялись содержанием масонской деятельности и масонских идей. Они не хотели стоять на месте в духовном плане. Отойдя от Православия, они желали приобрести религию чище и глубже, но не находили. Их душа требовала русского простора и глубины - они постепенно отрекались то от одного европейского учения, то от другого. Согласитесь, здесь имеет место поиск выхода из заблуждения, стремление приблизиться к посвященным, то бишь, желание разобраться в истинной сущности масонства.  Очевидно, это касается не посвящённых масонов. Собственно,  всё это  свидетельствует, также, о том, что очень небольшая часть русских масонов были посвящены в истинную его сущность. Желание проникнуть в тайны высших степеней,  постичь истинную сущность масонства, не получившее удовлетворения в Рейхелевском масонстве, навело русских братьев на мысль обратиться за новыми «градусами» к западно-европейским источникам. Принадлежа ранее к шведско-берлинскому масонству, они естественно подумали о Швеции. Таким образом, в 1778 году был основан в Петербурге Капитуль Феникса, известный под именем Великой Национальной ложи шведской системы.
Став, по сути, в  зависимость от Швеции, русские масоны думали, что, наконец, получат оттуда высшие орденские познания. Однако, вскоре им пришлось и в этом  разочароваться.
С этого момента кончается доминирующее значение Петербурга в истории русского масонства. Первенствующая роль отныне перешла к московским ложам, в которых сосредоточились главнейшие масонские интеллигентские силы.
    Среди лидеров московского масонства главное место занимал бывший сотрудник Рейхеля князь Николай Никитич Трубецкой, мастер ложи Озириса, не примкнувшей к союзу Елагина и Рейхеля. 
В целом,  московские ложи сильно страдали от отсутствия стройной организации и единства, и развитие здесь масонства шло по сравнению с Петербургом очень тяжело до тех пор, пока во главе его не стали главные деятели московского братства - Новиков и Шварц, приехавшие в Москву в 1779 году. Они дали мощный толчок быстрому развитию масонства во всей России, связанному с введением розенкрейцерства. Да, дела масонские шли в Москве плохо. Главная из лож, князя Трубецкого, как признавались сами представители лож, «весьма умалилась и члены отставали», в связи с этим наиболее ревностные масонские братья учредили своеобразную ложу Гармония, состоявшую из  небольшого числа членов. В её состав вошли: Николай Никитич Трубецкой,  Николай Иванович Новиков, Михаил Матвеевич Херасков, Иван Петрович Тургенев, Алексей Михайлович Кутузов и другие. Допущен был в эту ложу и Шварц Иван Григорьевич. Собственно,  в списке русского, и не только, масонства можно встретить фамилии кого угодно, кто имел хоть какое положение в обществе.  Швац вскоре отправился в Курляндию для того, чтобы найти истинные акты. Приехав в Курляндию в 1781 г. Шварц получил от мастера Курляндской ложи два письма, которые решили дальнейшую судьбу русского масонства - таким образом, Шварц стал главой русского розенкрейцерства. Из чего мы можем заключить, что Шварца сложно отнести к не посвящённым. Посему, если внимательно изучить его деятельность , то можем обнаружить много интересного, и далеко, не направленные на  благодеяния  для государства Российского.
За временное принятие «рыцарского градуса» московские масоны были вознаграждены получением «Теоретического градуса Соломоновых наук», содержавшего, кроме ритуалов теоретической степени, основные начала розенкрейцерской науки, которой они так страстно добивались. В середине 1782 года состоялся общемасонский конвент в Вильгельмсбаде, на котором система Строгого Наблюдения была резко преобразована путём отграничения от ордена тамплиеров. Итак, рыцарство было формально разрушено, и Россия получила признание 8-ой провинцией Строгого Наблюдения. Впрочем, как выяснится, можно и не обращать особого внимания на все эти подробности. Разве, что для обозначения большей информированности, ибо к основной сути масонства всё вышеизложенное не имеет никакого отношения.
Тем не менее, должны отметить, что количество масонских лож к тому времени, подчинённых московской префектуре, быстро увеличивалось. После смерти Шварца верховным предстоятелем розенкрейцерства был назначен барон Шрёдер, который приехал в Москву в том же  1782 году.  Однако, он не пользовался особенным влиянием в Москве и скоро разошёлся с русскими розенкрейцерами из-за  финансовых разногласий. Да, в среде масонов деньги тоже играли не последнюю роль. В 1784 году развитие розенкрейцерства несколько затормозилось объявлением «силанума» (молчания), последовавшим от высших орденских начальников. К 1785 году работы возобновились. Но судьбы розенкрейцерства близились к развязке, видимо среди властителей, не равнодушных к судьбам России, наконец-то наступало прозрение.  И вот,  в 1786 году,  вследствие  правительственных распоряжений, все масонские ложи, находившиеся под управлением московского братства, были закрыты. Тем не менее, правительственные гонения не помешали работам не только розенкрейцеров, но и «теоретического градуса». Братья продолжали собираться «в тиши» и даже пытались печатать орденские книги в тайной типографии…

    Итак, мы в общих чертах познакомились с  начальным периодом  истории русского масонства. На мой взгляд, именно это время представляет самый значительный интерес, потому  как, именно тогда происходило установление и укоренение масонства и масонских идей в России. Мы видим, что масонство сначала не воспринималось как что-то серьёзное.  Со временем,  русский интеллигент стал искать в масонстве новую религию, новую чистую веру. К тому же, в век, когда представители  высшего сословия буквально сума сходили от скуки и бездействия, принадлежность к подобному тайному обществу, как масонство, которое декламировало исключительно о своих благих намерениях, было некой, буквально, отдушиной для многих из них. …