Л. Л. Коз

Людмила Козлова 5
                Л. Л. Козлова (Руденко)
                ДЕТИ – ОНИ И ЕСТЬ ДЕТИ.
                Импрессия путешествия
            
   
      Нынче необыкновенная у меня    усталость – воздушная и легкая, не тягостная, не гнущая к земле.  Наверное, и у моих учеников такое же ощущение  к концу этого  дня.
   Дело в том, что  сегодня я  сопровождала    повзрослевший за лето и такой, знаете ли, солидный теперь 10-б и  еще более, чем в прошлом году, разухабистый  8-а  на  экскурсию в Вешки.  В усадьбу Шолохова.    Для меня эти поездки всегда -  словно   в мое детство.  Мазаные полы,  белёные стены, крыши из чакана…   И  дом  Шолохова   с часами, как  у нас дома…  И стул, на котором аккуратно висят шолоховские брюки и рубашка с пиджаком – точно так делал это мой  папа. И книги… Книги, книги – как и в моей семье…
  Люблю дорогу в Вёшенскую – по самой глубинке  области, не к цивилизации, а от нее.  Сегодня всё было просто замечательно:  погода, небо, солнце, дети, дорога, автобус, водитель...  Особенно небо.  Огромное осеннее небо, а видно  его -  от горизонта до горизонта! И парящие  орлики  в нём… И облака: прозрачно-синие, кучненькие ,  быстрые и шаловливые, как моя ученики.   И, конечно же,  Дон. Река –  легенда, река – история…
    Дети  наши  -  интуитивно, как всегда чутко и мгновенно, словно умные дикие зверьки, - сразу   почувствовали  особую  значимость  встречи с этой рекой – символом воли, мужества и верности.   Все вдруг  замолчали, как-то странно повзрослели, стали строже и серьёзнее.  Затаив дыхание,   вглядывались  они в  гладь  великой реки.  Будто само время неслось её течением в глубину истории. Дети  всё чувствуют, причём безошибочно и точно   - обмануть их   не надо и пытаться.
    А  какими необычными были ребята   в  250-летнем  Вешенском Храме!  Тихие, торжественные, немного робкие.  Как они смотрели на старинные иконы…   В этот миг им не нужны  были  слова, даже самые хорошие и благостные.  Ребята мои, такие разные,  поняли всё без слов и вели себя, вовсе не будучи воцерковлёнными,  в полной гармонии с    обстановкой   высокой духовности. Меня это не удивило - куда бы и кого  из моей школы я ни возила,  наши сельские дети  всегда  поразительно чутки и деликатны.  Они  сами точно  определяли  необходимый стиль коммуникации: общения, поведения, речи, даже жестов и  взглядов. За  40 лет моей работы в Милютинской  средней школы, затерянной  в бескрайних степях северо-востока Ростовской области,  ни один ребёнок  на экскурсии, в музее, театре, зоопарке, в парках культуры и отдыха, в дальних городах  ни разу  не позволил себе   малейшей бестактности, а тем более - грубости.
     Но,    выйдя из Храма,  наши безукоризненные детки  немедленно  и разом   помчались вниз – к Дону! Остановить их было нереально. Поэтому мы  с  Раисой Петровной  смирились с  нарушением плана экскурсии и покорно поплелись следом,  про себя  обещая этой орущей орде страшную месть.      
   Но когда  мы  увидели, как они карабкались на коня Григория, тянули  его за хвост, за ноги  и тут же ласково гладили их, нашёптывая, словно живому,  что-то очень ласковое - наш педагогический запал  как ветром сдуло.  Вернее, донской водичкой залило.    Правда, до    Григория в   седле   им   дотянуться  не удалось, поэтому весь пыл  детской  радости от встречи со знаменитой скульптурой достался Аксинье  и коню.  И пыл этот был так искренен, так  весел,  так  дружен и радостен,  что какие уж  там планы,  нормы да педагогические нравоучения… 
        Фотосессия началась…  простите, продолжилась.
     А  началась она в    усадьбе Шолоховых  в хуторе Кружилине. Дети фотографировали буквально каждый камень.  И вот тут    я не могу не вернуться к размышлениям об их поведении в Храме!  Родители могут гордиться своими детьми.  Вы знаете, ни один из них даже не подумал  там, в Храме,  взять  в руки камеру, фотоаппарат или сотовый.  Честно скажу – я просто забыла предупредить их об этом!  Они почувствовали это самостоятельно, понимаете?  Потому что    глубока и высока  в их душах унаследованная от предков  духовность  и  нравственность.  Вот вам и ответ на вопрос об «особенностях современного школьника».   Мне последнее время часто «выражают соболезнование» по поводу того, что  дети, мол,  сейчас  ой-ёй, и  « как вы только работаете с   современными школьниками!»   Я отвечаю: « Хорошо работаю  - стараюсь двойки не получать». А  дети, говорю,  во все времена - дети. И в 70-е, и в 90-е, и в 2020-е.  Они  внуки и правнуки  своего рода  со всеми его достоинствами и недостатками.  Только  сейчас  они гораздо  свободнее нас в изъявлении  своих чувств и высказывании своих мыслей. Что, доложу я вам,   некоторых весьма раздражает. А  они такие же, как вы, потомки  православных. Только вот современные дети  гораздо больше своих предков хотят, чтобы их любили. Только теперь они не выносят малейшей несправедливости. Да и учитель для них – уже не бог.  Надеюсь, вам не нужно объяснять, что это значит.
  Но вернемся в Кружилин.  Дети увидели в усадьбе, как жили зажиточные казаки. Это было великим открытием!   Они смотрели во все глаза на  дома, сараи, предметы быта, строения, вещи, ограды, баньку, сад…    И  видела я иногда некую растерянность в их лицах.   Спартанская  простота казачьего  быта, непритязательность, неприхотливость, даже примитивность –  и при этом  какая-то основательность, особенная  крепость, добротность,  устойчивость и надежность.  И детски наивное стремление к красоте, чистоте…  И среди этого  колоссально  простого мира вырос мировой гений. Детей  потрясла встреча с правдой жизни:    простота есть отпечаток гения.
     Когда я рассказала  им, что жила в детстве в таком же саманном доме с земляным полом, мазала его,  белила, ездила на волах с папой на Дон рубить чакан, чтоб перекрыть  дом к зиме, то  поняла, что это практически рассказ про динозавров! Так ошеломленно смотрели на своего -  вроде бы и не очень старого?!- педагога  ученики,  вдруг увидевшие «налет Вечности» на его челе, что  педагог расхохотался и  умолк.  На всякий случай.
  Ну а когда вышли в хозяйский двор к животным…   Об этом нельзя рассказать, это надо видеть.  Фотоаппараты,  камеры, сотовые «строчили, как пулеметы».  Дети  любовались  животными!  И были счастливы.
   Но знаете, как  же и  я, оказывается, соскучилась по  лучшему в мире теплу – теплу  коровы, лошади, быка…    По  их запаху…  их глазам…   мычанью…их .доверию и любви к  человеку.
  И  смеяться, и  плакать хотелось  - растопили  животные душу.  Так легко, тихо в душе, и такой чепухой  кажется  вся наша   суета   перед их теплом  и вечностью…
    Вернулись  домой мы классически – «усталые, но довольные».  Вернее, счастливые!   И теперь  вот до чего же хорошо   вытянуть онемевшие ноги! Побегай день за этими  стрижатами, которым всё надо, всё интересно, они всюду суют свои носы  и при этом    беспрерывно  стрекочут  и щебечут!
   Хорошо вспоминать, как  я гладила  белую    бычью  морду … нежную шею  лошади…  Их тепло – тепло Жизни.
  Да,  день сегодня такой  - всё  было хорошим.  Машина, дети, дорога, осень,  Дон-батюшка,  небо….  Лошади, быки, коровы. Огромный рыжий красавец - кот в усадьбе, который   по-хозяйски и очень  важно водил экскурсию по всей усадьбе, а потом    с удовольствием  лопал   пирожки, которые испекли в шолоховской усадьбе специально для гостей.   Ели мы эти пирожки во дворе Михаила Шолохова, возле печки на улице, со стола рядом с печью, дышали воздухом, которым дышал великий писатель, и казался он нам таким близким и своим, будто  был рядом где-то, смотрел на нас лукаво,   смеющимся своим взглядом  и спрашивал : «Ну что, огольцы?  Нравится  у нас?  А как вы там, в 21 веке своем, живете?  Дедов - прадедов помните?»
  Знаете, мне кажется,   не зря мы  прожили сегодняшний день.  Столько узнали мои ученики, столько увидели, столько поняли и пережили…   И главное – они прикоснулись к живой истории. Истории родины.  Донского края.  Истории ее гения.
      По пути  домой  воодушевлённые экскурсанты  немедленно  предъявили мне проект  поездки   в Таганрог  (теперь уже в гости к Антону Павловичу Чехову), предписав  срочно заняться  её организацией и  потребовали страшной  клятвы в исполнении своего обещания.  Спорить сил не было, хватило только на кивок согласия.  Что было встречено таким воодушевлённым воплем, что я  в очередной раз  изумилась  ребячьей  силе духа и энергии.
… А  этой ночью мне  снилось, как   теплой своей мордой   бык тычется мне в лицо и как  вздрагивает   нежная шея лошади…