Шамсутдинов и его трагедия

Виктор Дущенко
Случилась беда. В Забайкалье солдат срочной службы Рамиль Шамсутдинов расстрелял сослуживцев. Горе в семьях, которые потеряли сыновей. Горе для родителей самого солдата. Вместо того, чтобы разрядить автомат во время смены караула, он открыл огонь по сослуживцам.
Одна из версий такова: Ротный командир заставил полы мыть.
(Солдат подумал: «Не буду мыть полы. Лучше я его застрелю»).
Чушь! А может быть сослуживцы заставляли его мыть эти полы каждый день? А может быть они заставляли его унитаз мыть зубной щёткой? Мы знаем, такие случаи были в нашей армии.
Там еще говорили, что солдаты над ним издевались.
Но работала комиссия Министерства обороны и вот такой сделала вывод: «При этом версию о насилии в отношении рядового Рамиля Шамсутдинова комиссия Минобороны категорически отвергла – специалисты не нашли никаких подтверждений сообщениям о рукоприкладстве со стороны командования и других неуставных взаимоотношениях».

Вот именно: специалисты не найдут. Они не имеют права вот так просто взять и найти какие-либо подтверждения этому и затем вылететь со службы.
Ладно, если бы это случилось при министре Сердюкове. Против него хотя бы некоторые СМИ могли высказаться критически. А тут - Сергей Шойгу. Он ведь с самим Президентом на отдых ездит. Здесь комиссия осторожничает. Тут нужно подумать сначала, затем делать выводы.

Не верю. Не могу поверить. За три года службы офицером столько насмотрелся, что мне жалко этого солдатика. Однажды после подобного ЧП в одной из частей Советской армии весь свободный от наряда офицерский состав нашего полка собрали в клубе воинской части, закрыли входную дверь и зачитали письмо солдата. Аналогичная история. Над ним постоянно издевались «деды». Он неоднократно в течение долгого времени жаловался старшим по званию. Не помогло. Тогда он принял свое последнее роковое решение: ответить подонкам и погибнуть. Он также после наряда пришел в казарму, поднял личный состав, построил под дулом автомата и выстрелил в тех, кто довёл его до крайности. Двоих насмерть, третий выскочил в окно со второго этажа. Затем солдатик застрелился. Но за день до наряда написал и отправил письмо своей маме. Это письмо нам и зачитали. Поверьте, этого человека довели до такого состояния, что он больше не смог терпеть. Не смог так дальше жить. И до сих пор периодически мы слышим о подобных случаях.
Дедовщина. Отсутствие контроля. Вакханалия. Позор любой армии, какой бы стране она не принадлежала.
За длительный период времени мы не смогли установить должный порядок в частях. Даже сократили службу на год. Тогда вроде не будет «стариков». Как оказалось, этого не случилось. Чему можно научить за год? Хорошо машину водить. А бойца, способного защищать Родину, можно? Не знаю. Но дедовщина осталась.

Выдержка из доклада комиссии по расследованию ЧП: «Так, согласно предварительным результатам расследования, офицеры редко контролировали обстановку».
Может быть, надо не только лишь контролировать обстановку, а нужно там жить? Днём один офицер, ночью другой. Служба в армии - это постоянная готовность к боевым действиям. Необходимо кому-то из офицеров находиться здесь, рядом. Быть готовым решить любой конфликт в солдатском коллективе, как и любую боевую задачу. Вот бы создать такую обстановку, при которой военнослужащий рядовой, понимая законы иерархии, строгий распорядок службы, в то же время чувствовал, что рядом находится офицер, готовый в любую минуту решить любой конфликт. И конечно Дисциплина с большой буквы. За любое нарушение уставных требований строжайшее наказание. А в конце службы для тех, кто замечен в неуставных отношениях – задержка «дембеля», сообщение о негативных поступках на родину. В конце концов – пусть будет хотя бы одна штрафная рота на всю страну. Много вариантов. 

У нас ведь все отдано на откуп командиров отделений - сержантов, которые до недавнего времени считали: «Нас били, и мы будем бить, нас унижали, и мы будем …».

Читаем дальше: «Министр обороны Сергей Шойгу приказал ввести углубленную диагностику психики призывников в военкоматах во время прохождения медкомиссий». 

Мы говорим о нарушениях в психике. На мой взгляд сейчас большинство представителей молодежи живут с подобными психическими отклонениями. Их легко возбудить, довести до состояния, при котором им хочется добиваться справедливости здесь и сейчас, с помощью кулаков или чего-нибудь покрепче. Почему?
Ответ прост. Вопиющая несправедливость в обществе, которая выражается прежде всего в разном уровне жизни, сеет в сознании молодого поколения зерна неуважения и осуждения всего окружающего.
 Молодые люди с малого возраста имеют доступ к интернету. Молодой человек видит, как живут чиновники и сравнивает с уровнем жизни его собственной семьи. Наблюдает огромную разность между его материальным обеспечением и достатком отпрысков из богатых семей, которые проматывают родительские деньги в ночных клубах, раскатывают по ночным трассам на дорогущих иномарках, плюют на российские законы и при этом чувствуют свою безнаказанность. К тому же из интернета поступает информация о том, каким путем разбогатели эти чиновники и как бороться с тем или иным «нарывом на теле общества» с их точки зрения.
Так что психическое состояние Шамсутдинова никак не отличается от психики среднестатистического подростка страны.

Вот и получается, что офицеры войсковой части виновны не в том, что они отправили в наряд не совсем уравновешенного человека с оружием в руках. Вина Общества в том, что этого человека сперва воспитали до такой неуравновешенности на фоне различий между тем, что преподносится в СМИ и реалиями, а потом не оказали ему внимания, не защитили от издевательств молодых людей с не богатым уровнем интеллекта.
 
Кто эти молодые люди, почему избивают тех, кто слабее, ведут себя как в своём дворе на территории, которая принадлежит в равной степени всем военнослужащим? Они такие же как и другие. Они всего лишь физически более развитые, возможно более инициативные, решительные. Они повзрослеют, и подобные позывы низшего разума выветрятся из головы. Многие из таких молодых людей в дальнейшем добиваются карьерного роста на гражданском поприще. Вырастают до больших руководителей. Но в данном случае их жизнь безвременно оборвалась. Никому не удалось их перевоспитать в свое время: будь то семья, школа и наконец, армия. Может быть никто и не пытался?

Я ни в коей мере не оправдываю действия солдата. Но уверен: ему сочувствуют многие граждане нашей большой страны.
2019 г.