Новый Год в Израиле

Михаил Шнайдер 2
Мы в Израиле 30 лет. Нашей внучке 14. Она круглая отличница. И по «ивриту» и «танаху» тоже. То есть, знает религиозные каноны в совершенстве. Подходит Новый Год. Внучка просит купить ёлку, и затем украшает её с большим воодушевлением. Среди украшений я вижу и шестиконечную звезду. Я решаю зацепить внучку.
- Что ты собираешься отмечать?
- Как что? Рождество!
- Так это же христианский праздник! Мы же евреи. Мы обычно отмечаем Новый Год.
- Весь мир отмечает Рождество. Это красиво и весело. Мы же праздновали и  хэллоуин тоже.  Посмотри, как я украсила комнату!

Кстати, дочка рассказывает, что в очереди за ёлками она видела и израильтян. Слышала: «Кама оле ёлка?» То есть, сколько стоит ёлка?
Так вот! Полная толерантность. Правда, не всем израильтянам это нравится, особенно религиозным, но жизнь берёт своё. В городе Яффа со смешанным населением поставили пятнадцатиметровую ёлку. Внучка с родителями ездили посмотреть на неё.

Помню, в детстве в нашем одесском дворе кроме русских, украинцев и евреев жили армяне и греки. Полный интернационал. Все праздники отмечали все. Русская соседка на пасху угощала нас крашенными яйцами, а мы угощали их мацой и штруделем. Соседка же учила маму, как красить яйца, а мама учила её готовить фаршированную рыбу. Моим другом был армянский мальчик. Когда я приходил к ним, меня угощали непривычными сладостями.
С антисемитизмом я впервый познакомился уже в армии.