Theodor Bastard Три письма Яне Веве

Станислав Ларионов
Фестиваль Белый Шум (Чупа, Карелия) - 2017

Обычно обзоры о группе принято писать с указанием энциклопедических данных: о группе, времени создания, жанре, участниках, выступлениях, титулах, местах в рейтингах..., но в случае с Theodor Bastard мне совершенно не хочется этого делать - их музыке этого не требуется. Бекграунд ничего не добавляет к цельности и красоте произведений группы, а может даже и убавляет, лишает некой тайны, втискивает в обыденный контекст.
А может дело ещё в том, что я не успеваю расслушать по отдельности партии исполняемые участниками группы, отследить какие именно инструменты были применены и какими эффектами пользовались в студии - я забываю, что я пишу обзоры и вспоминаю об этом только когда музыка кончилась. Волшебство.

И это волшебство вызвано голосом Яны - вокалистки группы, - важны и тембр, и манера, и текст, но дело даже не в том. Это волшебство, эта магия её слушается и приходит на её зов и очаровывает и заставляет забыть обо всём, кроме этого момента, кроме того, что происходит сейчас, проникнуться им.
В мире музыки хватает яркого и сильного женского вокала, у многих вокалисток получается вызвать магию, но слушая Theodor Bastard я понял, что меня так часто смущает в женском вокале талантливых и известных групп: магия их вокалисток - мужская. А когда поёт Яна я слышу именно женскую; глубокую, сильную женскую магию, магию от самой земли, магию, которая говорит на языке женщины - не пробивая защиту, а от которой не хочешь защиты, только бы она звучала.

Theodor Bastard - группа. И магия голоса Яны могла бы не быть проявлена без работы других музыкантов, ведь прежде, чем прозвучит призыв волшебства нужно создать условия для его появления: настроение, ритм, напряжение. Музыка словно набрасывает штрихи на картину, где скоро возникнет и оживёт образ, словно исполняет ритуал, в котором будет призвано волшебство, словно разбивает сад со всеми оградками, дорожками и фонтанами в ожидании пробуждения чудесного цветка. И здесь, конечно, нельзя не указать роль создателя коллектива - Фёдора Сволочь, - который и следит за тем, как набрасываются штрихи, проходит ритуал, возводятся оградки и дорожки. Ощущение, что участники группы защищают, охраняют, берегут свою волшебницу - так выстроена музыка.
Мне думается женская сила и красота исполнения Яны во многом обязана прямой и открыто мужской силе творчества Фёдора Сволочь. Это особенно заметно в тех песнях, где они оба исполняют партии вокала.

Мало уметь вызывать музыкой магию, надо уметь не быть ею пожранной - история музыки наполнена музыкантами вызвавшими слишком большие для себя силы, чтобы ими управлять. И мне было важно узнать, как с этим обстоит дело в Theodor Bastard, а увидеть это можно лишь в перспективе, но лучше на концерте. И был концерт. И я увидел и услышал. Увидел и услышал, как Яна в паузах между песнями говорит про плавающий от влажности звук инструментов, как обращается к слушателям и звукоинженерам, как... именно как, как земной человек, как женщина, она не надевает на себя образ волшебницы, не стремится скопировать ту силу, которая через, буквально, пару минут явится на её зов. И это так приятно, я так устал от гнева, осуждения или поучения со стороны фронтменов, лидеров и вокалистов музыкальных групп, от их напора, желания показать свою крутизну, а зачем, когда всё видно и так. И что может быть круче простых земных музыкантов на зов которых откликается настоящая глубокая магия.

Мало уметь вызывать музыкой магию и уметь не быть ею пожранной - надо уметь это делать всегда. Theodor Bastard в их жанровом виде существует 13 лет, за такое время многие музыканты не выдерживают напряжения творческого процесса. Произведение - всегда риск, ведь это новое сочетание картины и образа, ритуала и волшебства, сада и цветка и, наверняка, время от времени возникает мысль повторить готовое - разбить такой же сад, как прежний, только выкрасить оградки в другой цвет, написать ту же картину, только теперь другими красками - сделать "Самый удачный альбом - 2"... и у тех, кто поддаётся такому искушению обычно нет будущего.
Theodor Bastard рискует. Рискует все эти годы. От альбома к альбому видны поиски, направления, видно как
группа меняется, точно не зная, как прозвучит та или иная программа. И мне очень приятно видеть, что группа не разменивает своё творческое будущее. И мне не приходится морщиться слыша новые работы Theodor Bastard и доказывать себе, что они не хуже того, что было раньше. Другие, и не хуже.

P.S.
Я услышал Theodor Bastard на концерте 15 июля 2017 года на фестивале "Белый Шум" (г. Чупа, Карелия), где, на мой взгляд, группа явила собой Дух фестиваля исполнив именно то, что требовалось и собрав перед сценой изо всех палаток, гротов и дуплищ столько слушателей, сколько не собрал никто другой из выступавших на фестивале.


16 декабря - Санкт-Петербург, Эрарта сцена.

На дату концерта смотрел с сожалением, уже какое выступление пропускаю, ибо нет возможности. Но! Звёзды сошлись, и вот из мрачного Мурманска я в солнечном (не шучу, для нас сейчас всё южнее – солнечное) Питере именно в день концерта любимой группы.

Путь к музею, метро, пересадки, ожидания – это всё неважно. Вот я у сцены, совсем рядом со стойкой микрофона Яны. Постепенно начинается концерт, и пусть простят меня прекрасные музыканты группы – я жду голос, её голос. Я слышал студийные записи, записи с концертов, слышал выступление на Белом Шуме, мне хочется услышать, почувствовать вживую, как голос зазвучит в зале, тем более на своём концерте – не в очереди на фестивале, без отелей и переездов, в своём городе.

Яна подходит к микрофону и…. и я после Белого Шума писал уже про магию её голоса, что после концерта я почти ничего не помню. Я помню, что голос забрал меня, и я был где-то, где было волшебство, и оно было прекрасно, а потом я вернулся на землю и на душе ощущение, что что-то волшебное только что со мной было. А песня уже спета.

Я очарован тем, как Яна держит руки. Вот они опущены вниз ладонями к себе, в них есть сила, но нет напряжения, это не вытянутые в струнку пальцы, они живут, каждый чуть по-своему. Голос Яны становится глубже, полнее, набирает мощь и вот это уже та самая женская магия, магия от самых корней земли звучит в голосе и я весь пронизан этим волшебством.
Руки поворачиваются ладонями вперёд, голос вместе с руками взлетает вверх, и моя душа, захваченная ими, взлетает следом. Я тянусь взглядом к этим пальцам, хочется всё бросить и выскочить на сцену и хотя бы кончиком пальца коснуться её руки…

Руки… Никаких силовых жестов. Ни разу: ни сжатых кулаков, ни запрещающих жестов руки ладонями вперёд, женская магия – нежная и могучая.

Иногда Яна между песнями говорит что-то для зала: про песню, про себя, отвечает на вопрос. Эти слова сами по себе как песня, они сами наполнены той силой, что слышна во время пения. По лицу, по губам видно, как готовится ответ, а вот и он звучит коротко, тихо, даже кротко, но очень мощно. А иногда слова слетают быстро, сразу от сердца и это прекрасно той непосредственностью и женской красотой. С такой же, с какой она присаживалась на сцене, чтобы взять бутылочку с водой - пластичные, мягкие движения, простые и завершённые.

Руки, голос и фразы Яны меня очаровывают, и я не вижу и не слышу ничего и никого кроме них, но вот звучит инструментал или проигрыш в песне и я смотрю на других музыкантов. Фёдор Сволочь могуч! Кажется, что никакая сцена не будет ему впору, ему на них тесно, он энергично двигается, прыгает, вступает во взаимодействие с тем музыкантом, кто оказывается рядом. Когда Яна берёт тамбурин и смотрит на прыгающего Фёдора, возникает ощущение, что она и усмиряет и подбадривает могучего жизнерадостного зверя, пробуждённого её голосом! Есть в этом что-то ритуальное, архетипичное, глубокое.

Мне понравилось, что музыканты, даже те, перед которыми не было микрофона, пели слова песен вместе с Яной. Им действительно нравится играть вместе, они любят то, что играют, любят совместное творчество.

Новый сингл "Серп" специально не слушал до концерта, услышал впервые вживую. Удивили популярные гармонии, не обычные для группы и, в то же время, как-то глубоко он отозвался в сердце.

Мне показалось, что концерт был более человеческим и энергичным, чем магическим. Может быть прежние песни в новых аранжировках и по другому поставленными акцентами тому причиной. Я привык к студийным вариантам, и они так совершенны, что перемена вызывает огромное беспокойство – получится ли новый вариант, не потеряет ли песня силы, не уйдёт ли магия? И от этого беспокойства концерт ещё сильнее вовлекает в переживания, волнуешься за каждую песню, за каждое изменение. Кажется, что всё становится более живым! И теперь мне хочется услышать концертные записи всех концертов)

на прощанье звучит Anubis -
грозно и с надеждой на встречу


08 декабря 2018- Санкт-Петербург, Opera Concert Club

В этот раз всё начиналось плохо - долгий путь в стылую холодную погоду, долгое ожидание на улице и в тесном фойе, потерянные надежды стоять у сцены, когда оказалось, что распечатанный мной билет не считывается сканером. Я пропустил почти всю очередь отыскивая на смартфоне в электронной почте билет, с усилием щурясь ставшими вдруг дальнозоркими из-за контактных линз глазами.
Но странное дело, когда я одним из последних вошёл в заполненный зал у меня не было ни тревоги, ни раздражения, ни гнева, ни досады. Мне было удивительно спокойно. Сразу же нашлось удобное место и я весь погрузился в концерт любимой группы, в то же время будто наблюдая за собой со стороны.

Яна была в коротком платье, босиком; улыбалась, озорно прикусывая нижнюю губу, более дразнящая, чем на предыдущих концертах, пела не только прислушиваясь к себе, а пританцовывая и наслаждаясь исполнением песен, которые были как на подбор из сборника, что я собрал для себя изо всех альбомов группы.

Исполняя песню "Белое" (про лилии) Яна разорвала, или как она сказала - "раздраконила", подаренный ей букет лилий, за что по окончании песни попросила прощения сказав, что внутри что-то требовало так сделать. Мне знакомо состояние, когда что-то внутри требует поступить так, а не иначе. Наверное, исполнение песен Яной с ощущением в себе чего-то большего одна из причин моей любви к Theodor Bastard, их студийным записям и концертам.

Концерт был юбилейный, к 10-летию выхода альбома "Белое".
У меня к альбому "Белое" особое отношение: через него я пришёл к группе, через песню "Ловля злых зверей" полюбил их музыку, и эту песню я ждал особо. Фёдор Сволочь назвал "Ловлю злых зверей" заглавной на альбоме, а Яна пела неохотно: исполняла правильно и технично, но без удовольствия, работала, не наслаждалась. В припеве, где повторяется название песни пела так, словно издевалась на строчками, ещё и выразив ловлю зверей руками, как пугают друг друга дети и коты.

Всё объяснилось, когда после песни Яна обратилась к людям в зале с призывом не ловить зверей в своей душе, потому что их на самом деле не существует.

- Ловить зверей на дне своей души, это, знаете, ковыряться в себе - Боже, что это там живёт внутри?! - это просто потратить вашу энергию жизненную и вы просто не заметите, как ваша жизнь пройдёт.

После концерта размышляя над её словами я подумал. что Яна и права, и не права.
Да, ковыряние в себе, бесконечная и бесплодная гонка мыслей выдаваемая за самоанализ - губительна. В погоне за рождёнными в голове иллюзиями "злых зверей", борьбе с ними и преодолении проходит жизнь, и её не вернёшь. И с каждым разом иллюзии всё сильнее. И кроме отточенности формулировок эта борьба не приносит никакой пользы. Зря прожитая жизнь.

Но звери на дне души могут встретиться. И делают они это внезапно.

Концерт завершает "Niti" - прощальная, словно лично ко мне обращённая песня, наполненная магией голоса Яны. Очень эльфийская, словно вышедшая из книги Толкина. Мне вообще, когда я слышу Theodor Bastard думается о Лориэне, где Галадриэль напитала лес той самой изначальной, от корней мира, магией, а Яна для меня, как эльфийская принцесса, в соприкосновении с волшебством которой отзывалась во мне какая-то щемящая тоска по чему-то утраченному.

Кто читал "Властелина Колец" наверняка помнит с каким недоверием относились простые люди к эльфам, особенно эльфам Лориэна, считая его местом опасным, даже гибельным, откуда никто не возвращается самим собой.
Ведь даже те, кто был принят в Лориэне как друг, уходя заливались слезами неожиданно острой разлуки или несли в сердце горечь внезапного прозрения, а что же говорить о тех, кто оказался не то что врагом, а просто случайным гостем, свидетелем чуда, которое словно поманило и бросило.

Можно вспомнить сирен Эллады, которых опять же люди услышав их пение и потеряв голову обвиняли в злом умысле; уэльские легенды о феях в полых холмах, увидев которые простые люди теряли покой; да и если далеко не ходить - сказы о Хозяйке Медной горы смутившей Степана и Данилу-мастера.

Недоверие, опаска, непонимание и неприязнь смешанные со жгучим и губительным желанием прикосновения к тайне преобладают в реакциях персонажей, а кроме того - сильнейшее разочарование и горечь несбыточности мечтаний. И разочарование много сильнее от того, что им напомнили о чуде, но не дали там остаться. Ощущение «потерянного рая» глубоко сидит в человеческой природе.

Можно понять этих людей разом вырванных из обычной жизни встречей с могучей силой. Силой, тоска по которой всегда была в них самих. Они внезапно, рывком обнаружили в себе пустоту там, где должны были быть наполнены. И ещё хуже, если пустое место в душе оказалось заполнено чем то другим, чужим. Злыми зверями, например.

Неудивительно, что люди обнаруживая в себе после встречи с напоминанием о чуде глубокую тоску, пустоту в душе склонны были обвинять в этой пустоте конечно тех, кто познакомил их с чудом: мол, до встречи с ними всё было "нормально!" Нет, конечно, нормально не было, просто не обнаружено.

Глупо обвинять мир в своих горестях. Орфей мог слушать Сирен. Сирены не виноваты, что от их песен люди сходят с ума.

Неожиданно в послевкусии концерта я обнаружил, что в прикосновении к волшебному в Theodor Bastard тоски во мне как-то уже нет, и призадумался. Магическая сила идущая через Яну в этой раз была сильнее, но я не чувствовал тоски, пустоты или горечи. Мне было тепло, как может когда-то на концерте МакКартни на Красной площади, и даже ещё теплее; тепло, словно я попал в круг родных. Чужими мне все эти эльфийские песни не стали, но кажется, что я теперь сам могу их петь, что такое эльфийское волшебство есть теперь во мне самом и оно наполнило то в душе, что должно быть наполнено.

Группа прощается... Озорная улыбка Яны напоследок.
Весь концерт я провел словно в дружеских тёплых объятьях.

Внешняя ссылка на текст с музыкой https://vk.cc/a9SMTH