О Ковчеге, Арарате и заборе

Елена Шувалова
   Очень схожи вот эти два отрывка – из «Путешествия в Арзрум» и из Третьей части «Конька-Горбунка».

   В "Путешествии в Арзрум":

   «Казаки разбудили меня на заре. Первою моею мыслию было: не лежу ли я в лихорадке. Но почувствовал, что слава богу бодр, здоров; не было следа не только болезни, но и усталости. Я вышел из палатки на свежий утренний воздух. Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая, двуглавая гора. "Что за гора?" — спросил я, потягиваясь,…».

   В "Коньке-Горбунке":

На другой день, утром рано,
Разбудил конёк Ивана:
«Эй, хозяин, полно спать!
Время службу исполнять».
Тут Ванюша почесался,
Потянулся и поднялся, …

    Пушкин спрашивает, - «Что за гора?» - потягиваясь, Иванушка потянулся прежде чем подняться с постели. Оба раза упоминать об этом было вовсе и не обязательно…

А потом Иван


            Помолился на забор
            И пошёл к царю во двор…

  Рифма «забор-двор», то есть, - "двор-забор", -  по крайней мере, дважды встречается в «Евгении Онегине»:

  Татьяна видит третьего января из окна в своей усадьбе -

Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,…

   А когда она проснулась в Москве у тётки Алины, - то увидела в окно:

Пред нею незнакомый двор,
Конюшня, кухня и забор.

   Но поскольку Иван, помолившись на забор,  пошёл на царский двор, - то можно предположить, что забор этот тот, что был в Царском Селе:

Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор, -

   Так как в сад он прыгал опять же – в царский.

   В тот самый, о котором писал в своём экзаменационном стихотворении, читанном перед Державиным*:

Не се ль Элизиум полнощный, - 
Прекрасный Царскосельский сад?

    Элизиум – это античный Рай. Вернее, «отделение» Аида, в котором обитали души праведников (блаженных).

    Исходя из этого, думаем, что Иванушка помолился – на Райский забор.
Забор, за которым обитает Она – Царь-Девица-Богородица. Где Её сад-вертоград запечатлённый…

   С этим же смыслом, вероятно, был взят Пушкиным псевдоним для стихотворения «Легенда» («Жил на свете рыцарь бедный…») – А. Заборский.

   Но почему Иван (читайте - Пушкин) молится перед смертью, - или, - по крайней мере, опаснейшим, смертельным, испытанием, - именно на забор, - даже если это - забор Сада Богородицы?.. Всё же, уместнее, вроде, молиться на главы церквей, на кресты, на иконы, - а не на забор... Но - посмотрите, что заключено в этом "заборе": из него ведь можно получить такую анаграмму - ОБРАЗ! Образ Божий, - униженный в Пушкине Указом о камер-юнкерстве, - что отразилось в рисунке в пятне на рукописи "Андрея Шенье", а так же и в рисунке в образе лошади. (Мы писали об этом в работе "С чего начался "Конёк-Горбунок"?). В ходе испытания котлами Иван преображается в прекрасного князя, - ему даётся ОБРАЗ... (Кстати, возможно, и псевдоним "Заборский" можно рассмотреть с этой стороны: в нём заключён ОБРАЗ Пушкина, - в отличие от "образины", - как он назвал свой последний прижизненный портрет (Линёва?)).


 

   В предыдущей главке («Не та гора, не тот ковчег») мы говорили о том, что ковчег, который мысленно увидел Пушкин при звуке «Арарат», услышанном им в ответ на вопрос «что за гора?», - на самом деле не Ноев, а – Богородицын. (То есть, имеется в виду сама Богородица как Ковчег)

  Интересно, что эта – Третья – часть сказки «Конёк-Горбунок» и начинается с присказки: «Тарара ли, тарара…», - что, при прочтении наоборот,  - звучит «Арарат ли, Арарат» (если частицу «ли» оставить как была).




Продолжение:http://www.proza.ru/2019/12/22/1426


   
* «Воспоминания в Царском Селе».